ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-691/2023 от 07.08.2023 Московского областного суда (Московская область)

УИД: 50OS0<данные изъяты>-35

Дело <данные изъяты>а-691/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2023 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола секретарем Григорьевой М.С.,

с участием прокурора Коростелевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-691/2023 по административному исковому заявлению Вардикяна К. М. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании недействующими в части распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1746 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

УСТАНОВИЛ:

распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1746 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 758 Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 1171Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 1414 Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 1472 Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 1567 Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.

Административный истец Вардикян К.М. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании недействующими со дня принятия пункта 758 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1746, пункта 1171 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632, пункта 1414 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947, пункта 1472 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607, пункта 1567 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 (далее - Перечни).

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец Вардикян К.М. является собственником объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером: 50:16:0702004:8450, а именно: жилого помещения – квартиры с кадастровым номером 50:16:0702004:8999, расположенной по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>; жилого помещения – квартиры с кадастровым номером 50:16:0702004:9006, расположенной по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>; жилого помещения – квартиры с кадастровым номером 50:16:0702004:9003, расположенной по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>; нежилого помещения с кадастровым номером 50:16:0702004:9002, расположенного по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>, цокольный этаж – этаж <данные изъяты>, этаж <данные изъяты>; нежилого помещения с кадастровым номером 50:16:0702004:9005, расположенного по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>, цокольный этаж – этаж <данные изъяты>, этаж <данные изъяты>; нежилого помещения с кадастровым номером 50:16:0702004:8674, расположенного по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>, цокольный этаж <данные изъяты>. Данные объекты недвижимости как составляющие единого объекта недвижимого имущества – многоквартирного дома с кадастровым номером: 50:16:0702004:8450, по адресу: <данные изъяты>, включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 – 2022 гг.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0702004, площадью 1 500 кв.м., категории земель – земли поселений (земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования (ВРИ) – «для размещения малоэтажного многоквартирного жилого дома со встроенным магазином и объектами обслуживания населения».

По мнению административного истца, указанное выше здание, являющееся жилым домом, не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости, а потому включение его в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество. Полагает, что здание не обладает признаками объектов в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, поскольку данный объект не относится к офисным или торговым объектам, объектам общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, обследование вышеназванного здания с целью установления вида его фактического использования перед принятием оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не проводилось. Вместе с тем, спорный объект недвижимости представляет собой жилой дом, в котором административному истцу принадлежат жилые и нежилые помещения.

Таким образом, по мнению административного истца, включение многоквартирного дома в оспариваемые Перечни является неправомерным, поскольку данный объект недвижимости не обладает предусмотренными ст. 378.2 Налогового кодекса РФ признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение указанного объекта в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Вардикяна К.М. по доверенности Шкинев П.В. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений <данные изъяты> по доверенности Сапрыкин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, полагая их незаконными и необоснованными.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного слушания, в суд не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Коростелевой А.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Абзацами 1, 3 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит особенности установления кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с п.1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

При этом, согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий этого подпункта).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Вардикян К.М. является собственником объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, с кадастровым номером: 50:16:0702004:8450, а именно: жилого помещения – квартиры с кадастровым номером 50:16:0702004:8999, расположенной по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>; жилого помещения – квартиры с кадастровым номером 50:16:0702004:9006, расположенной по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>; жилого помещения – квартиры с кадастровым номером 50:16:0702004:9003, расположенной по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>; нежилого помещения с кадастровым номером 50:16:0702004:9002, расположенного по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>, цокольный этаж – этаж <данные изъяты>, этаж <данные изъяты>; нежилого помещения с кадастровым номером 50:16:0702004:9005, расположенного по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>, цокольный этаж – этаж <данные изъяты>, этаж <данные изъяты>; нежилого помещения с кадастровым номером 50:16:0702004:8674, расположенного по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>, цокольный этаж <данные изъяты>.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0702004, площадью 1 500 кв.м., категории земель – земли поселений (земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования (ВРИ) – «для размещения малоэтажного многоквартирного жилого дома со встроенным магазином и объектами обслуживания населения».

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1746 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 758 Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 1171Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2019 год.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 1414 Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 1472 Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.

Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (пункт 1567 Приложения) объект недвижимого имущества – здание с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенное по адресу: <данные изъяты>, включен в перечень объектов недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.

Данные распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> размещены на официальном сайте Министерства имущественных отношений <данные изъяты> http://mio.mosreg.ru, а также опубликованы в печатном издании «Ежедневные Новости. Подмосковье».

Решением Совета депутатов Богородского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О налоге на имущество физических лиц на территории Богородского городского округа» на территории Богородского городского округа установлена налоговая ставка от кадастровой стоимости объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст. 378.2 НК РФ, в размере 2 процентов.

Установлено и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, что административный истец является налогоплательщиком в указанные периоды, следовательно, в силу положений ст. 208 КАС РФ является субъектом правоотношений и имеет право на обращение в суд с указанным выше иском, оспаривая вышеприведенные Перечни.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Однако, в силу части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ данные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <данные изъяты> N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 настоящего Кодекса.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.

Субъекту Российской Федерации, после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предоставлено право своим законом устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1 - 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает его на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 842/27, в <данные изъяты> уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений <данные изъяты>.

Таким образом, оспариваемые распоряжения приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Помимо изложенного, по процедуре принятия, правилам введения нормативных правовых актов в действие и вступления их в законную силу указанные распоряжения не оспариваются.

Исходя из содержания пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами), зданиями, предназначенными для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), в целях названной статьи признаются отдельно стоящие нежилые здания, представляющие собой самостоятельные объекты недвижимого имущества, не входящие в состав жилого дома, то есть не являющиеся частью этого дома.

В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент включения спорного многоквартирного дома в оспариваемые Перечни), к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе относятся: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Установлено, что принадлежащие Вардикяну К.М. жилые и нежилые помещения расположены в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, находящемся на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0702004, категории земель – земли поселений (земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования – «для размещения малоэтажного многоквартирного жилого дома со встроенным магазином и объектами обслуживания населения».

Согласно технического паспорта по состоянию на <данные изъяты>, спорный объект недвижимости с кадастровым номером 50:16:0702004:8450, расположенный по адресу: <данные изъяты>, Богородский городской округ, <данные изъяты>, является многоквартирным домом, общей площадью 1 496,4 кв.м.

Принимая во внимание вышеприведенные нормативные положения статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, которые устанавливают особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых является исчерпывающим, многоквартирный дом с кадастровым номером: 50:16:0702004:8450, расположенный по адресу: <данные изъяты>, р-н Ногинский, <данные изъяты>, не подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. При наличии предусмотренных законом оснований, включению в перечень могли подлежать лишь нежилые помещения, входящие в состав многоквартирного дома.

В силу части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Министерством имущественных отношений <данные изъяты> относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации для включения их в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 - 2022 годы, не представлено.

Исходя из предписаний пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания жилого дома с кадастровым номером 50:16:0702004:8450 объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, не усматривается, в связи с чем оспариваемые пункты Перечней подлежат признанию недействующими ввиду несоответствия статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Устанавливая дату, с которой оспариваемые в указанной части распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> должны быть признаны недействующим, суд полагает, что акты подлежат признанию не действующими со дня их принятия, поскольку определение иной даты не будет отвечать задаче административного судопроизводства – защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», с учетом того, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 196 АПК РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 2124-1 "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено судом в соответствующее печатное издание.

Данное решение суда или сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации <данные изъяты> и на официальном сайте в сети Интернет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Вардикяна К. М. к Министерству имущественных отношений <данные изъяты> о признании недействующими в части распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1746 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», распоряжения Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 758 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1746 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 1171 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1632 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 1414 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1947 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 1472 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-1607 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 1567 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>ВР-2199 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Взыскать с Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в пользу Вардикяна К. М. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина

Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>.