УИД 76OS0000-01-2021-000568-92
Дело № 3а-691\21
Принято в окончательной форме 23.12.21г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2021г. гор. Ярославль
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
Установил:
В административном исковом заявлении ФИО1 просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной № руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Административные исковые требования мотивированы необходимостью уменьшения размера налога на имущество физических лиц, который исчисляется из кадастровой стоимости.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 административные исковые требования поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
От административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области поступило письменное объяснение, в котором указывается на непризнание административных исковых требований, основанных на представленных отчетах определения рыночной стоимости объектов недвижимости, так как, по мнению департамента, отчеты содержат недостатки, которые повлияли на итоговую величину рыночной стоимости объектов недвижимости.
В письменных объяснениях заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области изложены сведения об объекте недвижимости, возражения относительно административных исковых требований не указаны.
Заинтересованные лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», администрация Ярославского муниципального района Ярославской области, администрация Карабихского сельского поселения Ярославской области письменных объяснений не представили.
Судом, в соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, суд пришел к следующим выводам.
ФИО1 является собственником нежилого здания с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 245, ст. 248 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в ст. 22 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В соответствии п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база для исчисления налога на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения.
Тем самым, административный истец вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости в целях уменьшения указанного налога.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № утверждена приказом департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от в размере руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Административным истцом представлен отчет определения рыночной стоимости нежилого здания, подготовленный ООО «Ярэксперт».
Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет № руб.
В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Исследование отчета с учетом возражений, принесенных на них административным ответчиком департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области, письменных пояснений к отчету оценщика ООО «Ярэксперт» ФИО3, проводившей оценку рыночной стоимости объекта недвижимости, дает основания суду для вывода о том, что представленный отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца, поскольку приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией.
Так, оценщиком приведено описание объекта оценки, его местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости, изложен обзор основных характеристик рынка недвижимости Ярославской области в целом, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объекта исследования.
Расчет рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительным и доходным подходами при оценке нежилого здания, отказ от затратного подхода обоснован. Приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных оценщиком.
Возражения департамента относительно отчета не могут быть приняты во внимание, поскольку каких-либо допустимых и относимых доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение приведенные в нем выводы, не представлено.
Возражения департамента сводятся к необходимости применения корректировок к объектам-аналогам: повышающую корректировку на наличие ограждение, так как объект оценки имеет ограждение; повышающую корректировку к объектам-аналогам № 1 и 3 в сравнительном подходе, для аналога № 1 в доходном подходе, так как у объекта оценки имеются офисные помещения, а у объектов – аналогов не имеется. Также указывается, что применение корректировок на доступ к объектам и отказ от корректировки на ограждение здания противоречат друг другу.
Между тем в отчете обоснование применения, отказ от применения корректировок, размер корректировок достаточно аргументировано, основано на изучении объекта оценки и объектов-аналогов. Суждения оценщика носят экономически обоснованный характер, не содержат противоречий. В связи с этим оснований не согласиться с выводами оценщика не имеется.
Доводы департамента о том, что применение корректировок на доступ к объектам и отказ от корректировки на ограждение здания противоречат друг другу, являются ошибочными. Из содержания отчета следует, что оценщик отказался от применения корректировки на наличие ограждения, применил корректировку на доступ к объекту, которая относится ко всей территории базы. Тем самым, каких-либо противоречий в отчете не имеется. Также следует учесть, что объекты-аналоги № 1 и 2 расположены, как и объект оценки, на закрытой территории, что отражено в отчете.
Надлежащие доказательства, подтверждающие иной размер рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлены.
Учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере № руб. по состоянию на 01.01.2019г.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости - 19.11.2021г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С. Преснов