Дело № 3а-692/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 14 декабря 2015 года
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Бычкова В.В.,
при секретаре Шишкиной А.Ф.,
с участием
представителя административного истца АО «Тандер» – Пономарева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тандер» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области, Губернатору Волгоградской области, Управлению Росреестра по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
АО «Тандер» обратилось в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости. В обоснование требований указано, что заявитель является арендатором земельного участка, кадастровая стоимость которого установлена равной <.......> рублей.Установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость, что по мнению заявителя возлагает на него обязанность по уплате арендной платы в необоснованно завышенном размере. Ссылаясь на п. 3 ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определённой по результатам независимой оценки. Административный истец просит установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, а именно равной <.......> рублей.
Представитель административного истца АО «Тандер» - Пономарев А.А., в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представители административных ответчиков – Губернатора Волгоградской области и Управления Росреестра по Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в своё отсутствие, о чём представили письменные ходатайства, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области Федорова Д.С., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в своё отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц – Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрации города Волгограда в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
Судом установлено, что АО «Тандер» является арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <.......> (<.......>).
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере <.......> рублей (л.д.23).
Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер арендной платы, и считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах её определения.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, указанная норма закона допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утверждённая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. В этих случаях, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (на которую должна быть определена и рыночная стоимость) является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлёкшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
При образовании нового или включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющего на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешенного использования земельного участка или изменение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
При этом Методические указания конкретизируют положения о дате определения кадастровой стоимости земельного участка в случае её установления в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Так, в соответствии с п. 2.6 Методических указаний в случаях изменения площади земельного участка или его вида разрешённого использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определённой категории земель, кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок с кадастровым номером № <...> площадью <.......> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, является вновь образованным. Сведения об участке внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ (<.......>).
При этом данный земельный участок после внесения сведений о нём в ГКН, изменений качественных и (или) количественных характеристик не претерпел. Кадастровая стоимость определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (<.......>).
Данные обстоятельства повлекли необходимость определения кадастровой стоимости земельного участка в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Из вышеизложенного следует, что, дата, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость данного земельного участка применительно к положениям ч. 3 ст. 66 ЗК РФ и ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, ДД.ММ.ГГГГ – это дата внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Тандер» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в удовлетворении требований, поскольку рассмотрение вопроса о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка не входит в полномочия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (<.......>).
Не согласившись с произведённой оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Административным истцом суду был представлен отчет № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенный оценщиком К.., в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена равной <.......> рублей (<.......>).
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение <.......>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что отчет соответствует требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам федеральных органов.
Давая оценку отчету и экспертному заключению, суд исходит из того, что они содержат все предусмотренные законодательством сведения. В них указана необходимая общая информация, идентифицирован объект оценки, приведены анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Административные ответчики по делу возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд считает, что заявитель представил доказательства, подтверждающие заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, которые являются относимыми, допустимыми, достоверными, достаточными и взаимосвязанными в своей совокупности. При этом заявитель доказал своё право на обращение в суд и нарушение прав оспариваемыми результатами кадастровой оценки.
Суд полагает установленным, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка, следовательно, заявитель вынужден уплачивать арендную плату, исчисляемую исходя из кадастровой стоимости, в большем размере чем ту, которая подлежит уплате исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Суд также исходит из того, что заявителем, являющимся юридическим лицом, при обращении в суд с указанным заявлением соблюдён досудебный порядок, путём обращения ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признанных объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая явилась предметом оспаривания.
В связи с этим датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для целей налогообложения является ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что правовые последствия уменьшения кадастровой стоимости земельного участка в виде перерасчёта налоговых платежей будут иметь место именно с указанной даты.
Как указано в ч. 5 ст. 4 ФЗ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции с 1 октября 2013 г.), сведения в ГКН вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим ФЗ. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ № 221-ФЗ.
В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе и сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объёме сведений, определённых порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, исчисление налога и других платежей с учётом изменившейся кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости будет иметь место с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 - 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества «Тандер» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области, Губернатору Волгоградской области, Управлению Росреестра по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью <.......> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Бычков В.В.
Решение в окончательной форме принято 17 декабря 2015 года.
Судья Бычков В.В.