ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-693/20 от 23.07.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-693/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 23 июля 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Шепеленко Е.В.,

с участием прокурора Дзех К.А.,

административного истца Руденка Н.Д., представителя административного истца Сенова Б.А. и представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Руденка Николая Даниловича об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 898),

У С Т А Н О В И Л:

Руденок Н.Д. обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий управления имущественных отношений Брянской области и обязании исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, объект производственного помещения с кадастровым по адресу: <адрес>.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 12 февраля 2020 года указанное административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Брянский областной суд.

Определением судьи от 12 марта 2020 года административное дело принято к производству Брянского областного суда.

В ходе рассмотрения административного дела административный истец Руденок Н.Д. уточнил заявленные требования, просит признать не действующим Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, в части включения в него принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес>, ссылаясь на то, что включение указанного объекта в оспариваемый Перечень не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебном заседании административный истец Руденок Н.Д. и его представитель Сенов Б.А. административный иск поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив заявленные требования, просили признать не действующим с 01 января 2018 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 898, в части включения в него нежилого здания, кадастровый , расположенного по адресу:<адрес>.

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, ссылаясь на то, что спорный объект включен в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как объект, предназначенный для использования и фактически используемый в качестве объекта бытового обслуживания. По сведениям из ЕГРН спорный объект имеет назначение: нежилое здание, наименование: автомойка боксового типа с пунктом технического обслуживания легковых автомобилей (на два поста), площадью 870,6 кв.м. По техническому паспорту в составе нежилого здания имеются помещения с наименованием «производственное», «офис», «подсобное», «кабинет», «санузел», «раздевалка», «душ», «котельная». Актом обследования от 23 марта 2017 года установлено, что спорный объект используется ООО «Мебельная компания Атриум». Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, услуги по производству прочей мебели и отдельных мебельных деталей, не включенных в другие группировки по индивидуальному заказу населения, относятся к бытовым. Согласно Уставу Общества предметом его деятельности является производство мебели, фурнитуры, комплектующих частей, а также оптовая и розничная торговля. Кроме того, актом проведения мероприятий от 13 января 2020 года установлено, что объект соответствует статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что в свою очередь подтверждает обоснованность и законность включения указанного объекта в Перечень на 2018 год. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав объяснения административного истца Руденка Н.Д. и его представителя Сенова Б.А., представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Судом установлено, что приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2018 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 898 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 898 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 июня 2020 года.

В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 898), включены объекты недвижимости, в том числе, нежилое здание, кадастровый , расположенное по адресу:<адрес>.

С учетом указанных выше правовых норм оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 898, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07 апреля 2020 года, Руденок Н.Д. с 2008 года является собственником нежилого здания, наименование: автомойка боксового типа (на три поста) с пунктом технического обслуживания легковых автомобилей (на два поста), площадью 870,6 кв.м, количество этажей, в том числе подземных этажей:1, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

В оспариваемый Перечень на момент рассмотрения административного иска указанный объект недвижимости включен под пунктом 1795.

Согласно ответу управления имущественных отношений Брянской области от 09 октября 2019 года № 13-11166 на заявление Руденка Н.Д., 19 сентября 2019 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения был рассмотрен вопрос об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 32:28:0021001:1037 из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в 2018, 2019 годах определяется как их кадастровая стоимость, и принято решение об отказе в исключении вышеуказанного объекта недвижимости из Перечня.

Как следует из возражений представителя административного ответчика- управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., спорный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень по предназначению и фактическому использованию в качестве объекта бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные

приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.

Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов

объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).

Исходя из приведенных выше правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, либо предназначен для использования или фактически используется в целях размещения объектов бытового обслуживания.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорное нежилое здание с кадастровым расположено на земельном участке по адресу:<адрес>, площадью 766+/- 9,69 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - для размещения автомойки боксового типа с пунктом технического обслуживания легковых автомобилей, кадастровый .

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым определены виды разрешенного использования земельных участков и описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования.

В целях подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о расположении здания (строения, сооружения) на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, могут свидетельствовать виды разрешенного использования земельного участка, соответствующие описанию вида разрешенного использования земельного участка под кодом 3.3 и с наименованием «Бытовое обслуживание» в названном выше классификаторе видов разрешенного использования земельных участков. Согласно данному описанию указанный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540, согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Названными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков: как земельные участки, предназначенные для: размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического продовольственного снабжения, сбыта и заготовок ( пункт 1.2.9).

Земельный участок с кадастровым , на котором расположен спорный объект недвижимости, имеет вид разрешенного использования – «для размещения автомойки боксового типа с пунктом технического обслуживания легковых автомобилей», не соответствующий указанным выше пункту 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, и коду 3.3 «Бытовое обслуживание» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что названный выше вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, не позволяет сделать однозначный вывод, что он предусматривает размещение объектов бытового обслуживания. Таким образом, исходя из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, нельзя сделать вывод о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым относится к объектам, предназначенным или используемым для размещения объектов бытового обслуживания, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость. Сведений об изменении административным истцом вида разрешенного использования данного земельного участка в материалах дела не содержится.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения спорного объекта в оспариваемый Перечень как объекта бытового обслуживания по критерию его назначения.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия «объект бытового обслуживания». Вместе с тем, по смыслу положений глав 37, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом указанных отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания является объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан.

Как установлено судом, спорный объект недвижимости является самостоятельным объектом недвижимого имущества и согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости имеет назначение: нежилое здание, наименование: автомойка боксового типа (на три поста) с пунктом технического обслуживания легковых автомобилей ( на два поста).

В соответствии с техническим паспортом здания (строения) по <адрес>, составленным Межрайонным отделением по гор.Брянску № 2 ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 14 сентября 2007 года, согласно экспликации к поэтажному плану здания (строения) в его состав входят следующие помещения:

1 этаж: производственное – 382,7 кв.м, 120,4 кв.м, кафе – 41,9 кв.м, кабинет- 21,0 кв.м, 33,0 кв.м, подсобное – 8,0 кв.м, 2,4 кв.м, коридор - 2,1 кв.м, санузел – 2,6 кв.м, 2,5 кв.м, 2,6 кв.м, 2,5 кв.м, котельная – 12,4 кв.м;

антресольный этаж: лестничная площадка – 9,1 кв.м, коридор – 15,6 кв.м, 18,0 кв.м, 4,5 кв.м, кабинет – 29,7 кв.м, 30,4 кв.м, 30,5 кв.м, 33,8 кв.м, 22,0 кв.м, раздевалка – 22,6 кв.м, душ -12,2 кв.м, подсобное – 8,1 кв.м.

Вместе с тем, приведенное в технической документации назначение помещений, входящих в состав спорного объекта недвижимости, не свидетельствует об их предназначении для оказания бытовых услуг населению, что не позволяет отнести спорный объект недвижимости к видам объектов, поименованных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Наименование здания «автомойка боксового типа (на три поста) с пунктом технического обслуживания легковых автомобилй (на два поста)» в данном случае не является безусловным основанием для его включения в Перечень в качестве объекта бытового обслуживания.

Таким образом, учитывая, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для включения объекта недвижимости в перечень является назначение, разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения), а не самого здания (строения, сооружения), на основании правоустанавливающих документов и документов технического учета нельзя сделать вывод о том, что спорный объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, по предназначению является объектом бытового обслуживания. При этом суд учитывает, что положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наименование здания не предусмотрено в качестве условия признания его объектом налогообложения в целях приведенной статьи.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих, что административным истцом спорное здание или помещения в нем на момент включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень использовались для оказания бытовых услуг потребителям, административным ответчиком не представлено.

Согласно акту обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования – автомойка, кадастровый , адрес объекта: <адрес>, от 23 марта 2017 года, указанный объект используется: «ООО Мебельная компания «Атриум», производство».

Из представленного административным истцом договора аренды недвижимого имущества от 01 ноября 2016 год следует, что ИП Руденок Н.Д. (арендодатель) передает в аренду арендатору ООО «МК-АТРИУМ» нежилое производственное помещение, площадью 870,6 кв.м, по адресу:<адрес>, здание предназначается для производства мебели и мебельных комплектующих. Здание передается в аренду с 01 декабря 2016 года по 30 ноября 2019 года.

Согласно письму генерального директора ООО «МК-АТРИУМ» ФИО1 от 11 февраля 2020 года, ООО «МК-АТРИУМ» с 21 октября 2015 года оказывает услуги по производству мебели для юридических лиц: ООО «Электромонтаж – Сервис», ООО «Деснянский пищекомбинат», ООО «КОМПАНИЯ ГЕРМЕС», ИП ФИО2, в подтверждение чего представлены договоры купли-продажи мебели, заключенные между ООО «АК-АТРИУМ» и указанными юридическими лицами за период 2017-2018 годы.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, и подтверждающих использование административным истцом и (или) арендатором спорного объекта недвижимости для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан, т.е. оказание услуг потребителям (населению), административным ответчиком не представлено.

Представленный представителем административного ответчика акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания с кадастровым , расположенного по адресу:<адрес>, от 13 января 2020 года, согласно которому фактическое использование помещений: «офисы – 41,9 кв.м, или 4,81%», «бытовое обслуживание (производство мебели) – 503,1 кв.м, или 57,79%», «объект соответствует признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по фактическому использованию и согласно его назначения (предназначения), что подтверждается наименованием здания в выписке ЕГРН», также не свидетельствует об обоснованном включении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории гор.Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку обследование, проведенное в 2020 году, в силу положений пунктов 7, 9, 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации учитывается на последующие налоговые периоды и не может свидетельствовать о том, что в прошлом объект недвижимости фактически использовался под эти цели.

Ссылка представителя административного ответчика на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Госстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, установивший код 31.09.2 для такого вида деятельности как «производство мебели», который распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р включен в Перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации, является несостоятельной по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.

Между тем, как следует из содержания указанного выше распоряжения Правительства Российской Федерации в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.

В статье 346.27 НК РФ для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац седьмой).

Аналогичное толкование содержится в информационных письмах Федеральной налоговой службы России от 28 ноября 2016 года N СД-4-3/22547@ «Об определении кодов видов экономической деятельности и кодов услуг, относящихся к бытовым услугам» и от 30 ноября 2016 года N СД-4-3/22788@ «Об информационном сообщении в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р».

С учетом изложенного ссылка представителя административного ответчика на указанные Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и распоряжение Правительства Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку названные акты не подлежат применению к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.

Иных доказательств, подтверждающих использование принадлежащего административному истцу спорного объекта недвижимости в качестве объекта бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.

На основании изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Руденка Н.Д.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных положений оспариваемого Перечня не действующими соответственно с 01 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Руденка Николая Даниловича удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 1795 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1314 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 23 июня 2020 года № 898), в части включения в него нежилого здания, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская