Дело ***а-694/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Морозовой А.А.,
с участием прокурора Беспаловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующими в части отдельных положений решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении соглашений на передачу осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения <данные изъяты> района Администрацией <данные изъяты> района Алтайского края администрациям сельсоветов <данные изъяты> района», решения Собрания депутатов <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией <данные изъяты> района Алтайского края и Администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края»,
у с т а н о в и л:
решением <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении соглашений на передачу осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения <данные изъяты> района Администрацией <данные изъяты> района Алтайского края администрациям сельсоветов <данные изъяты> района» утвержден перечень полномочий по решению вопросов местного значения <данные изъяты> района, передаваемых Администрацией <данные изъяты> района Алтайского края администрациям сельсоветов <данные изъяты> района согласно приложению (пункт 1);
утверждены соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения <данные изъяты> района Администрацией <данные изъяты> района Алтайского края администрациям сельсоветов <данные изъяты> района (приложения 1-20) (пункт 2), в том числе Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края.
Приложением к соглашению является Порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий по решению вопросов местного значения (л.д.136-142 т.2).
Согласно приложению, указанному в пункте 1 решения, администрациям сельсоветов <данные изъяты> района передано, в том числе, полномочие по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Решение обнародовано на официальном сайте Администрации <данные изъяты> района Алтайского края в сети Интернет <данные изъяты>/.
Решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между Администрацией <данные изъяты> района Алтайского края и Администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края» утверждено указанное соглашение, в том числе по вопросу организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (л.д.174-178 т.1). Решение обнародовано на официальном сайте Администрации <данные изъяты> района Алтайского края в сети Интернет <данные изъяты>
Административные истцы обратились с административным исковым заявлением о признании недействующими решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления поселений <данные изъяты> района Алтайского края», решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении соглашений на передачу осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения <данные изъяты> района Администрацией <данные изъяты> района Алтайского края администрациям сельсоветов <данные изъяты> района», решения Собрания депутатов <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией <данные изъяты> района Алтайского края и администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края» в части передачи сельскому поселению осуществления полномочия по организации теплоснабжения населения в границах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В обоснование указали, что проживают в селе <данные изъяты><данные изъяты> района Алтайского края по <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГ теплоснабжение жилого дома осуществлялось централизовано от котельной, являющейся муниципальной собственностью. С началом отопительного сезона ДД.ММ.ГГ теплоснабжение жилого дома прекращено. По мнению административных истцов, прекращение теплоснабжения жилого дома явилось следствием принятия оспариваемых решений, которые противоречат ч.ч.3, 4 ст.14, ч.1.2 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ), ч.ч.1, 1.1 ст.6, ст.6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О теплоснабжении», предусматривающим, что полномочия органов местного самоуправления в части теплоснабжения на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района. Закрепление за сельским поселением указанного вопроса возможно на основании закона субъекта Российской Федерации. Между тем, закон Алтайского края о закреплении за сельскими поселениями вопросов организации теплоснабжения отсутствует.
Кроме того, при рассмотрении дела представитель административных истцов ссылался на то обстоятельство, что ч.4 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает возможность на основании заключаемых органами местного самоуправления соглашений передавать лишь часть полномочий по решению вопросов местного значения. В нарушение данного положения оспариваемыми решениями сельскому поселению передано полномочие по теплоснабжению в полном объеме.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ производство по делу в части требования о признании недействующим в части отдельных положений решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления поселений <данные изъяты> района Алтайского края» прекращено, поскольку указанный акт представительным органом местного самоуправления не принимался, в связи с чем не может затрагивать права, свободы и законные интересы административных истцов. По данному вопросу <данные изъяты> районным Советом народных депутатов Алтайского края принималось решение от ДД.ММ.ГГ***, срок действия соглашений, утвержденных решением, - ДД.ММ.ГГ (л.д.44-51 т.2).
На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания административных истцов, представителей административных ответчиков <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края, Собрания депутатов <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края, представителей заинтересованных лиц Администрации <данные изъяты> района Алтайского края, Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края.
Выслушав пояснения представителя административных истцов <данные изъяты> поддержавшего заявленные требования, заключение прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «О теплоснабжении» организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.
В соответствии с ч.1.1 ст.6 названного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского, сельского поселения. В части 1 названной статьи указаны вопросы местного значения городского поселения, в частности, в соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения части полномочий городского поселения к полномочиям сельского поселения. Так, в соответствии с ч.3 ст.14 названного Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона *** законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Таким образом, в силу приведенных положений полномочие по организации в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является вопросом местного значения муниципального района, если иное не определено законом субъекта Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Однако, в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст.142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации, бюджетам городских, сельских поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
По делу установлено, что Уставом муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края, принятым решением Собрания депутатов сельсовета от ДД.ММ.ГГ***, организация теплоснабжения населения в границах сельского поселения не отнесена к вопросам местного значения поселения (л.д.76-120 т.2).
В то же время в соответствии с ч.2 ст.5 Устава муниципального образования <данные изъяты> район Алтайского края, принятого решением районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ***, с изменениями и дополнениями, организация теплоснабжения населения на территориях сельских поселений отнесена к вопросам местного значения муниципального района (л.д.41-42 т.2, л.д.112-115 т.1).
При этом в Алтайском крае соответствующий закон Алтайского края о передаче сельским поселениям полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, не принят.
Таким образом, организация теплоснабжения населения в границах муниципального образования <данные изъяты> сельсовет относится к вопросам местного значения муниципального района. При этом оспариваемыми решениями осуществлена передача (принятие) осуществления полномочия по организации в границах сельского поселения <данные изъяты> сельсовет теплоснабжения населения, относящегося к вопросам местного значения муниципального района, от органов местного самоуправления муниципального района в ведение органов местного самоуправления сельского поселения.
Передача полномочия осуществлена путем утверждения соглашения, являющегося приложением к оспариваемым решениям. Данное соглашение соответствует требованиям ч.4 ст.15 Федерального закона ***, поскольку оно заключено на определенный срок (с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ), содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривает финансовые санкции за неисполнение соглашения.
При этом само соглашение заключается в соответствии с Порядком заключения соглашений органами местного самоуправления <данные изъяты> района Алтайского края о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденным решением <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** (л.д.63-65 т.2).
Решением <данные изъяты> районного Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ*** утвержден бюджет муниципального образования на ДД.ММ.ГГ, предусматривающий в ведомственной структуре расходов районного бюджета межбюджетные трансферты бюджетам поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями (л.д.3-40, л.д.29 т.2).
Таким образом, оспариваемые решения приняты <данные изъяты> районным Советом народных депутатов Алтайского края и Собранием депутатов <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края с соблюдением компетенции, в пределах предоставленных полномочий, не противоречат положениям ст.ст.14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.6 Федерального закона «О теплоснабжении».
Решение от ДД.ММ.ГГ*** принято на 28 сессии <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края (вопрос ***) при наличии кворума, решение принято единогласно, что подтверждается протоколом сессии. Процедура принятия решения, предусмотренная ст.53 Устава, правила введения нормативного правового акта в действие соблюдены. Решение официально обнародовано на официальном сайте Администрации <данные изъяты> района в соответствии с ч.8 ст.57 Устава (л.д.56-62 т.2).
Решение от ДД.ММ.ГГ*** принято на 26 сессии Собрания депутатов <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края при наличии кворума, решение принято единогласно, что подтверждается выпиской из протокола сессии (л.д.121-12 т.2). Процедура принятия решения, предусмотренная ст.44 Устава, правила введения нормативного правового акта в действие соблюдены. Решение официально обнародовано на официальном сайте Администрации <данные изъяты> района Алтайского края.
Таким образом, основания для признания нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующими, отсутствуют.
Возражения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края о том, что оспариваемые акты не являются нормативными, суд оценивает критически, поскольку вопросы местного значения, относящиеся к полномочиям тех или иных органов местного самоуправления, определенны нормативным правовым актом - Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, решения органов местного самоуправления о передаче (принятии) осуществления части полномочий, определенных Федеральным законом, являются нормативными правовыми актами. Сами решения обладают признаками, характеризующими нормативный правовой акт, поскольку изданы в установленном порядке управомоченными органами местного самоуправления, содержат правовые нормы, касающиеся осуществления вопросов местного значения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на изменение существующих правоотношений.
Доводы административных истцов, полагающих, что закрепление за сельским поселением других вопросов из числа предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального закона № *** вопросов местного значения городских поселений возможно лишь законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставом сельского поселения, основаны на неверном толковании норм материального права.
Из анализа вышеприведенных положений ч.3 ст.14 и ч.4 ст.15 Федерального закона *** следует, что передача сельскому поселению полномочий по решению вопросов местного значения, не предусмотренных ч.3 ст.14 Закона, может осуществлять как путем закрепления соответствующих полномочий законом субъекта и уставами за сельским поселением, после чего переданный вопрос становится вопросом местного значения сельского поселения, так и путем заключения соответствующего соглашения о передаче органом местного самоуправления муниципального района сельскому поселению части полномочий муниципального района на определенный срок.
Довод о том, что соглашением сельскому поселению может быть передана только часть полномочия по организации теплоснабжения населения, судом не принимается, поскольку изложенное не следует из ч.4 ст.15 Федерального закона ***. Напротив, названная норма, не конкретизируя, какие именно полномочия по решению вопросов местного значения могут быть переданы от органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления сельского поселения, не исключает передачу полномочия по решению такого вопроса местного значения, как организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, как полностью, так и в части.
Являются несостоятельными доводы административного иска о несоответствии оспариваемых решений ст.6.1 Федерального закона «О теплоснабжении», ч.1.2 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со ст.6.1 Федерального закона «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1.2 ст.17 названного Закона законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Таким образом, приведенные нормы регулируют отношения, связанные с перераспределением полномочий в области теплоснабжения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Между тем, в данном случае имеет место передача полномочий на уровне органов местного самоуправления.
Других доводов для признания оспариваемых решений недействующими административными истцами не приведено, в связи с чем административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
<данные изъяты> в удовлетворении административного иска о признании недействующими в части отдельных положений решения <данные изъяты> районного Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении соглашений на передачу осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения <данные изъяты> района Администрацией Заринского района Алтайского края администрациям сельсоветов <данные изъяты> района», решения Собрания депутатов <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения между администрацией <данные изъяты> района Алтайского края и администрацией Новодраченинского сельсовета <данные изъяты> района Алтайского края» отказать полностью.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в <данные изъяты> районной газете «<данные изъяты>», а также на официальном сайте Администрации <данные изъяты> района Алтайского края в сети Интернет <данные изъяты> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГ.