ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-698/19 от 01.10.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-698/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 1 октября 2019 года

Брянский областной суд в составе:

судьи Брянского областного суда Бобылевой Л.Н.

при секретаре Денисовой К.А.

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

представителя административного ответчика Малюкова А.В.,

представителей заинтересованных лиц Китиной Е.В., Филоновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Городской парк» о признании недействующим решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в части включения в Схему размещения мест по Володарскому району г. Брянска №

У С Т А Н О В И Л:

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее – Схема размещения НТО). Данное решение опубликовано 29 апреля 2016 года в муниципальной газете «Брянск» №17 (850).

В схему размещения НТО на территории города Брянска по Володарскому району в разделе «киоски» согласно позициям включены места для размещения киосков для осуществления торговли печатной продукцией, в разделе «павильоны» позиция место для размещения павильона для осуществления торговли цветами, адресные ориентиры которых <адрес>, территория парка «Юность».

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 сентября 2017 года № 831 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» дополнен раздел «Павильоны» позициями специализация «розничная продажа хлебобулочных изделий», позицией специализация «реализация смешанных групп товаров» с адресным ориентиром <адрес>. Решение опубликовано 29 сентября 2017 года в муниципальной газете «Брянск» № 41 (929).

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2019 года № 1205 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» позиция исключена из раздела «киоски» по <адрес>. Решение опубликовано 31 мая 2019 года в муниципальной газете «Брянск» № 20 (1018).

Представитель ООО «Городской парк» обратился в суд с указанным административным исковым заявлением и просит признать недействующим с момента принятия решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в части включения в Схему размещения мест по Володарскому району города Брянска – №, адресные ориентиры которых <адрес>, в том числе на территории парка культуры и отдыха «Юность», как противоречащего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающим права и законные интересы административного истца.

В обоснование заявленного требования представитель административного истца ссылается на то, что ООО «Городской парк» на основании договорных отношений осуществляет услуги в сфере организации досуга, массового отдыха населения и организации обустройства мест массового отдыха населения на территории МАУК ПКиО «Юность» и на законных отношениях размещает нестационарные торговые объекты. Включение в Схему размещения нестационарных торговых объектов мест, расположенных на земельном участке, принадлежащем МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха» на праве пользования и занятых объектами в соответствии с заключенными соглашениями между МАУК и ООО «Городской парк», противоречит действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы административного истца.

Полагает, что оспариваемое решение Брянского Горсовета противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказу управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589 «Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов», из положений которых следует, что размещение нестационарных торговых объектов должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.

Кроме того, полагает, что оспариваемое в части решение Брянского Горсовета не соответствует требованиям статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей права на использование земельных участков землепользователями, учитывая, что места размещения нестационарных торговых объектов расположены на земельном участке, принадлежащем МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха» на праве постоянного бессрочного пользования, которое предусматривает право учреждения владеть и пользоваться земельным участком по своему усмотрению для реализации уставных целей автономного учреждения. Вместе с тем в Схему размещения нестационарных торговых объектов включены места, расположенные на земельном участке, принадлежащем учреждению на праве пользования и занятые объектами в соответствии с заключенными соглашениями между МАУК и ООО «Городской парк», что противоречит действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы административного истца.

Представители административного истца надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не сообщив о причине неявки.

Представитель истца Домашнева Я.А., участвуя в предварительном судебном заседании, поддерживая заявленные требования, пояснила, что на территории парка культуры и отдыха «Юность» административным истцом в рамках договора о совместной деятельности, заключенным между МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха» и ООО «Городские парки», дополнительным соглашением о переуступке прав требований и обязанностей от ООО «Городские парки» ООО «Городскому парку», размещены три объекта «Блинок», «Колобок» и беседка, вместе с тем в Схему размещения НТО включены места, занятые указанными объектами. По указанным основаниям, а также в связи с отсутствием идентификации мест размещения нестационарных торговых объектов, что влечет правовую неопределенность в применении, полагает оспариваемое решение Брянского Горсовета незаконным.

Представитель административного ответчика Брянского городского Совета народных депутатов Малюков А.В., возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что Решение № 405 принято Брянским городским Советом народных депутатов в пределах компетенции, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Устава города Брянска и не противоречит действующему федеральному законодательству.

Представитель заинтересованного лица Брянской городской администрации Китина Е.В., возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что условием для размещения нестационарных торговых объектов является включение места размещения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, в связи с чем наличие договора инвестирования не может служить законным основанием для размещения объектов административным истцом. Оспариваемые положения не препятствуют ООО «Городской парк» при осуществлении своей деятельности реализовать свое право на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха» Михоляко И.Н. надлежаще уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Участвуя в ранее состоявшихся судебных заседаниях, поддержала позицию административного ответчика, пояснив, что действующего договора о сотрудничестве и совместной деятельности с ООО «Городской парк» не имеется и законные основания для осуществления торговой деятельности на территории парка культуры и отдыха «Юность» у административного истца отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица управления по строительству и развитию территории города Брянска Филонова И.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Управлением было дано положительное заключение по обращению Володарской районной администрации г. Брянска по вопросу размещения нестационарных торговых объектов на территории парка культуры и отдыха «Юность» и в последующем выданы паспорта временных объектов на места в Схеме размещения НТО №

Привлеченные к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц ООО «Городские парки», ООО «Брянсксоюзпечать», ОАО «Бежицкий хлебокомбинат», ИП Савватеева И.Г. надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не сообщив об уважительности причин неявки. В соответствии со статьями 150, 152, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).

В силу положений пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2); принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3).

Согласно статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Устава города Брянска (принят постановлением Брянского городского Совета народных депутатов 30 ноября 2005 года № 213-п) Брянский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска.

Городской Совет народных депутатов устанавливает правила, обязательные для исполнения на территории города Брянска, по вопросам местного значения (пункт 12 части 2 статьи 30 Устава). Городской Совет народных депутатов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов (пункт 26.1 части 2 статьи 30 Устава).

Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска», последующие решения «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» опубликованы в муниципальной газете «Брянск», что соответствует порядку, установленному решением Брянского городского Совета народных депутатов от 30 января 2008 года № 893 «Об определении официального источника опубликования муниципальных правовых актов города Брянска».

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном порядке с соблюдением процедуры опубликования, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя решение Брянского городского Совета народных депутатов в части включения в Схему размещения НТО оспариваемых мест на предмет их соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с частями 1-3 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с пунктом 2 которых включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2011 года № 556 утверждено Положение о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

В соответствии с пунктом 4 Положения от 1 июля 2011 года № 556 схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска разрабатывается и утверждается Брянским городским Советом народных депутатов в целях создания условий для обеспечения жителей города Брянска услугами торговли. Нестационарные торговые объекты размещаются на земельных участках, а также в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории города Брянска, в местах, определенных схемой.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

Пунктом 1.2. предусмотрено, что Положение распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно Положению размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона либо в случаях, установленных настоящим Положением, без проведения аукциона. По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Положением, лицо получает право на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Брянска. На основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, выдается паспорт временного объекта, который является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска (пункт 1.4).

Нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов (пункт 1.5)

В течение 10 дней со дня официального опубликования решения Брянского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в Схему, касающихся включения в Схему дополнительных(ого) нестационарных(ого) торговых(ого) объектов(а), на каждое предусмотренное Схемой место размещения нестационарного торгового объекта управлением по строительству и развитию территории города Брянска изготавливается паспорт временного объекта (пункт 1.6).

Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации территории парка «Юность». Согласно постановлению Брянской городской администрации от 1 декабря 2016 года № 4209-п правообладателем данного земельного участка на основании права постоянного (бессрочного) пользования является МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха».

Схемой размещения НТО по адресному ориентиру: <адрес> на территории парка «Юность» включены следующие позиции:

киоск, торговля печатной продукцией, на который выдан паспорт временного объекта № В-0019/18 от 04 июля 2018 года ООО «Брянсксоюзпечать»;

павильон, торговля цветами, выдан паспорт временного объекта № В-0027/18 от 25 сентября 2018 года ИП Саватеевой И.Г.;

павильон, розничная продажа хлебобулочных изделий, выдан паспорт № В-002/19 от 19 февраля 2019 года ОАО «Бежицкий хлебокомбинат»;

павильон, розничная продажа хлебобулочных изделий, аукцион отменен в связи с наличием спора в Арбитражном суде об оспаривании постановления Брянской городской администрации о демонтаже и (или) перемещении объектов, не являющихся объектами капитального строительства (торговые павильоны «Колобок», «Блинок»)

павильон, реализация смешанных групп товаров, аукцион признан несостоявшимся в связи с обременением в виде размещения на данном месте объекта (беседка).

Административный истец в обоснование заявленных требований о незаконности включения в Схему размещения НТО оспариваемых мест ссылается на то, что они расположены на земельном участке, принадлежащем МАУК на праве постоянного бессрочного пользования, которое предусматривает право учреждения владеть и пользоваться земельным участком по своему усмотрению для реализации уставных целей автономного учреждения. Между МАУК «Парк культуры и отдыха «Юность» и ООО «Городские парки» 1 февраля 2015 года было заключено дополнительное соглашение № 6 к договору инвестирования (о совместной деятельности) от 17 декабря 2001 года, по условиям которого МАУК «Парк культуры и отдыха «Юность» предоставило зоны досуга на территории парка «Юность» для оказания ООО «Городские парки» услуг по развлечению населения, размещению аттракционов и обустройству зон досуга. Согласно акту размещения от 1 марта 2015 года МАУК «Парк культуры и отдыха «Юность» предоставило в зонах досуга место под размещение пункта общественного питания и места под размещение торговых объектов. 14 ноября 2016 года между ООО «Городские парки» и ООО «Городской парк» заключен договор уступки прав по договору инвестирования (совместной деятельности), по которому ООО «Городские парки» передало права и обязанности ООО «Городской парк» по вышеуказанному договору. Таким образом, право размещение объектов (беседка, торговые павильоны «Колобок», «Блинок») перешло от ООО «Городские парки» к ООО «Городской парк» на основании вышеуказанных соглашений.

Представитель административного истца в обоснование позиции о нарушении своих прав ссылается на включение в Схему размещения НТО мест, занятых на законных основаниях принадлежащими ему объектами торговли, и принятием Брянской городской администрацией постановлений о демонтаже и (или) перемещении нестационарных объектов, расположенных, в том числе на территории парка «Юность».

Суд находит данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Согласно части 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как указывалось ранее размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, использование земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов регламентировано указанным Федеральным законом и представитель МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха», являющегося землепользователем, вопреки доводам административного истца не оспаривает размещение нестационарных торговых объектов на территории парка на основании Схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной в установленном законом порядке.

Позицию административного истца о размещении нестационарных торговых объектов в связи с заключенным договором инвестирования (о совместной деятельности), суд с учетом вышеуказанных законодательных норм находит несостоятельной, поскольку наличие договорных отношений с землепользователем участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не свидетельствует о законном праве истца на размещение нестационарных торговых объектов без включения мест их размещения в Схему размещения НТО.

Таким образом, бесспорных доказательств, свидетельствующих о законном размещении принадлежащих административному истцу нестационарных торговых объектов, а также о периоде их строительства и эксплуатации по делу не имеется, в связи с чем суд находит необоснованной ссылку представителя истца на несоответствие оспариваемого Решения городского Совета народных депутатов требованиям части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которой утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Кроме того, согласно пункту 3 решения Брянского горсовета от 27 апреля 2016 года № 405 года данное Решение не являлось основанием для прекращения действия паспортов временных объектов, выданных в установленном порядке. В свою очередь пунктом 4 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803 «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» было установлено, что юридические лица, торговые места которых имеются в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденной Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25.04.2012 № 781, и право на размещение нестационарного торгового объекта, у которых возникло до вступления в силу настоящего Решения и после утверждения вышеуказанной Схемы, осуществляют размещение и эксплуатацию соответствующих нестационарных торговых объектов на основании паспортов временных объектов, оформленных в соответствии с требованиями, установленными Положением о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятым настоящим Решением, и выданных управлением по строительству и развитию территории города Брянска вышеуказанным лицам в трехдневный срок на основании их заявлений с учетом протокола заседания соответствующей городской комиссии от 25 мая 2012 года № 1 на срок до 31 декабря 2012 года.

Из указанных правовых норм следует, что были предусмотрены переходные положения для надлежащего оформления размещения нестационарных торговых объектов.

Несмотря на указанные обстоятельства административным истцом не представлены документы безусловно подтверждающие право на размещение торговых объектов на территории парка «Юность».

Дополнение Схемы размещения нестационарных торговых объектов новыми местами прямо предусмотрено п. 3.6 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 № 589, согласно которому дополнение производится по инициативе хозяйствующих субъектов и по инициативе органов местного самоуправления для развития экономики территорий, торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли.

Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что решение Брянского Горсовета от 27 сентября 2017 года № 831, которым Схема размещения НТО была дополнена позициями было принято по инициативе администрации Володарского района г. Брянска при наличии заключений, согласований, топографических основ, полученных в Порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения, принятого Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 01 июля 2011 года № 556.

Доказательств о включении оспариваемых мест размещения НТО с нарушением существующих градостроительных и других нормативов, прямо предусмотренных пунктом 17 Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 01 июля 2011 года № 556 "О принятии Положения о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска", а также пунктом 2.7 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 года № 589 по делу не имеется.

Согласно указанным нормам не допускается включать (дополнять) в схему размещения нестационарные торговые объекты:

с нарушением существующих градостроительных и других нормативов, регулирующих размещение объектов мелкорозничной сети;

на территории дворов жилых зданий;

в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных), тротуарах (где затрудняется движение пешеходов и транспорта и усложняется проведение механизированной уборки);

в охранной зоне инженерных коммуникаций без согласования сетевых организаций, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, на территориях отвода железной дороги, а также на расстоянии менее 10 метров от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы;

нарушающие движение транспорта и пешеходов;

в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

в случае если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры.

Размещение же нестационарных торговых объектов в Схеме на занятых административным истцом местах, по мнению суда, не является основанием для признания оспариваемого решения Брянского Горсовета недействующим, поскольку земельный участок, на котором находятся торговые объекты истца, продолжает оставаться в муниципальной собственности и включение мест в Схему размещения НТО не препятствует административному истцу реализовать право на размещение торговых объектов в соответствии с действующим законодательством. Так в соответствии с пунктом 1.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, принятого решением Брянского Горсовета от 27 июня 2012 года № 803, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона либо в случаях, установленных настоящим Положением, без проведения аукциона.

Доводы административного истца о неопределенности оспариваемых положений решения Брянского Горсовета от 27 апреля 2016 года № 405 в связи с отсутствием в Схеме размещения нестационарных торговых объектов координат их местоположения суд также находит несостоятельными, поскольку в Схеме указаны адресные ориентиры места нахождения нестационарных торговых объектов, что соответствует пункту 2.5 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного приказом управления потребительского рынка от 24 ноября 2016 года № 589.

При этом наличие сведений о размещении нестационарных торговых объектов на топографической основе предусмотрено в материалах для размещения и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, которые предоставляются в порядке, предусмотренном решением Брянского Горсовета от 1 июля 2011 года № 556, а также в паспорте временного объекта.

По настоящему делу сведения о размещении спорных нестационарных объектов на топографической основе представлены.

Таким образом, учитывая, что правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, регулируются совокупностью нормативных правовых актов, доводы административного истца о неопределенности оспариваемого решения Брянского Горсовета необоснованны.

Согласно пункту 2 части 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного суд находит иск о признании недействующим решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в части включения в Схему размещения мест по Володарскому району не подлежащим удовлетворению, а в части в части включения в Схему размещения места подлежащим прекращению по следующим основаниям.

Материалами дела и в судебном заседании установлено, что решением Брянского городского Совета народных депутатов пятого созыва от 29 мая 2019 года № 1205 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405» позиция исключена из раздела «киоски» по Володарскому району в связи с задвоенностью с позицией .

Согласно части 2 статьи 194, пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Как указано в разъяснениях, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Административным истцом доказательств нарушения его прав включением в Схему размещения НТО места не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Городской парк» о признании недействующим решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в части включения в Схему размещения мест по Володарскому району – отказать.

Производству по делу в части признания недействующим решения Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года № 405 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска» в части включения в Схему размещения мест по Володарскому району – прекратить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 8 октября 2019 года.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева