ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-698/19 от 18.04.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2019 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-698/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лада Спецоборудование» о признании частично недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647,

с участием прокурора Кушнирчук А.И.,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Лада Спецоборудование» по доверенности Третьякова А.С.,

У с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Лада Спецоборудование» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что вышеуказанные нежилые здания не отвечают указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признакам объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости в связи с тем, что спорные объекты используются для размещения персонала и для хранения автомобильных запасных частей, узлов и агрегатов к ним. Земельный участок, на котором расположены указанные здания, имеет вид разрешенного использования: объекты промышленного назначения III класса опасности, который не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения. Включение объектов в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Третьяков А.С. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административный ответчик- Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица - общество с ограниченной ответственностью «Промэлектромонтаж», Администрация г.о. Тольятти не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

Законом Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.

Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным

органом и опубликован "Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

В пункт указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером .

В соответствии с частью 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Лада Спецоборудование» на праве собственности принадлежат следующие нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>: нежилое здание с кадастровым номером площадью 415,5 кв. м., имеющее наименование станция технического обслуживания, строение 3; нежилое здание с кадастровым номером площадью 801,9 кв. м с наименованием - склад запасных частей, строение 4; нежилое здание с кадастровым номером площадью 44,1 кв.м. с наименованием мойка агрегатов; нежилое здание с кадастровым номером площадью 48,5 кв. м. с наименованием оружейная; нежилое здание с кадастровым номером площадью 199,8 кв. м с наименованием: автомойка, строение 2.

Здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером , вид разрешенного использования которого (объекты промышленного назначения III класса опасности), не подразумевает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Земельный участок огорожен бетонным забором, на предприятии организовано круглосуточное дежурство охраны, вход на территорию ограничен, действует Инструкция о внутриобъектовом и пропускном режиме с изменениями, внесенными 2 февраля 2015 года.

По сведениям технических паспортов в здании с кадастровым номером (мойка агрегатов) располагаются мойка узлов, аккумуляторная, коридор и кабинет площадью 19,1 кв. м.; в нежилом здании с кадастровым номером (автомойка) располагаются теплоузел, электрощитовая, подсобные помещения, мойка, санузел, коридор, а также кабинеты площадью 14,7 кв. м, 20,3 кв. м., 11,8 кв. м, 12,4 кв. м., 33,1 кв. м.; в нежилом здании с кадастровым номером (СТО) расположены СТО, туалеты, подсобные помещения, лестница, коридоры, площадка, кабинеты площадью 13,6 кв. м., 12,8 кв. м., 20,6 кв. м., 13,5 кв. м; в здании с кадастровым номером (оружейная) располагаются учебная комната, оружейная, коридор, а также кабинеты площадью 5,3 кв. м, 15,9 кв. м; в здании с кадастровым номером (склад запчастей) располагаются склады, агрег.участок, участок эксплуатации, холл, гардероб, душевая, туалеты, лестница, касса, архив, а также кабинеты площадью 14,7 кв. м., 8,2 кв. м., 55,3 кв. м., 20,1 кв.м., 16,7 кв. м., 35,6 кв. м., 35,2 кв. м., 17,0 кв. м..

Понятие «кабинет» не является тождественным понятию «офис», поэтому одного только наименования в технических паспортах «кабинет» недостаточно для отнесения вышеперечисленных объектов недвижимости к объектам офисного, делового, коммерческого назначения.

Суду представлены акты осмотра, проведенные 24 июля 2017 года старшим инженером Нечаевым Д.А., инженером Макеевой Н.А., из которых следует, что в здании с кадастровым номером располагаются офисы площадью 53,7 кв. м, склад площадью 4,5 кв. м, мастерская площадью 296,8 кв. м, санузлы площадью 6,5 кв. м, коридор площадью 9,1 кв. м., комната отдыха площадью 44,8 кв. м.; в здании с кадастровым номером офисы занимают площадь 21,2 кв. м, остальную площадь занимают: склад (23,4 кв. м.), коридор ( 3,9 кв. м.); в здании с кадастровым номером офисы занимают площадь 202,8 кв. м, склад (332,9 кв. м.), комната отдыха (19,8 кв. м), санузлы ( 13,1 кв. м.), серверная ( 4,7 кв. м.), раздевалка (62,9 кв. м.), коридоры и лестницы (130,8 кв. м); в здании с кадастровым номером располагаются офисы площадью 24,2 кв. м, склад (59,6 кв. м), электрощитовая (20,1 кв. м.), мойка (58,9 кв. м.), комната отдыха (14,7 кв. м.), коридор (20,7 кв. м), санузлы (1,6 кв. м); в здании с кадастровым номером располагаются офисы площадью 19, 1 кв. м, коридоры (3,3 кв. м.), склад ( 6,1 кв. м), котельная (15,6 кв. м.).

Между тем, из пояснений представителя административного истца и актов осмотра кадастрового инженера ФИО1 от 1 апреля 2019 года следует, что помещения под названием «офисы» в здании с кадастровым номером используются для размещения водителей предприятия, помощника генерального директора; в здании с кадастровым номером - для размещения системы видео контроля предприятия, заместителя генерального директора по безопасности; в здании с кадастровым номером - для размещения системного администратора, сотрудников бухгалтерии, секретаря, заместителя генерального директора по финансам, службы главного инженера, отдела продаж запчастей, кассы, для размещения главного бухгалтера, генерального директора; в здании с кадастровым номером - для размещения комнаты отдыха водителей; в здании с кадастровым номером – для размещения электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Помещение площадью 33,1 кв. м в здании с кадастровым номером передано в аренду сторонней организации- обществу с ограниченной ответственностью «Промэлектромонтаж» для размещения своих сотрудников, и площадь этого помещения от общей площади этого здания составляет менее 20 % (16,56 %).

Основным видом деятельности общества является торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

Деятельность общества по торговле автотранспортными средствами, розничная торговля моторным топливом в специализированных магазинах, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств исключена из сведений о юридическом лице на основании решения единственного учредителя общества от 4 марта 2017 года, запись об исключении внесена в ЕГРЮЛ 14 марта 2017 года.

Здания мойки, автомойки и СТО используются обществом для мойки и мелкосрочного ремонта 15 единиц техники, находящихся в собственности общества. Подразделение «станция технического обслуживания» ликвидирована из структуры общества приказом от 1 февраля 2015 года. В штатном расписании общества отсутствуют должности мойщиков, слесарей-ремонтников.

Осуществление мелкого ремонта собственной техники должностными обязанностями возложено на водителей. Крупный ремонт осуществляет общество с ограниченной ответственностью «РОНА-СЕРВИС», что подтверждается договором от 14 июня 2018 года на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, актами об оказании услуг

Доказательств тому, что вышеуказанные объекты используются для оказания бытовых услуг, услуг общественного питания либо как офисные или торговые объекты, административным ответчиком не представлено.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные нежилые здания ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по разрешенному виду использования земельного участка не соответствует критериям их включения в Перечень.

В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требование общества с ограниченной ответственностью «Лада Спецоборудование» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина