УИД 26ОS0000-04-2021-000405-32
Дело № 3а–699/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 23 июля 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе
председательствующего судьи Дубинина А.И.
при секретаре судебного заседания Мигалко А.Ю.
с участием представителя административного истца Пилипенко В.Ф.Аксельрод А.В.,
представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Гапаровой С.Н.,
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры <адрес> – Гавашели Я.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пилипенко В.Ф. к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании недействующими со дня принятия пункта 4851 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», пункта 3003 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», пункта 1792 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», пункта 1877 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год», Пунктом 1 данного приказа утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень). Пунктом 4851 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, включено нежилое здание с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>,29
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень). Пунктом 3003 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, включено нежилое помещение с № расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень). Пунктом 1792 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ № «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень). Пунктом 1877 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2021 год, включено нежилое помещение с кадастровым номером №:75 расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что, принадлежащее Пилипенко В.Ф. на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером № включено в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020, 2021 годы на основании п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ как торговый центр (комплекс) вследствие содержащихся в ЕГРН сведений о наименовании нежилого здания - «Здание автоцентра, поз. 1 по ГП» и виде разрешенного использования земельного участка - «для продолжения строительства автоцентра», содержащими в наименованиях указание на «автоцентр», посчитав автоцентр за автосалон, т.е. торговый объект, предусматривающий продажу автомобилей.
Само по себе наименование «Автоцентр» нетождественно объекту торговли (автосалону).
Автосервис относится к объектам дорожного сервиса и не относится к объектам бытового обслуживания, соответственно, по этому критерию не относится к торговым центрам.
Фактическое использование нежилого здания с кадастровым номером № на предмет нахождения в нем помещений, используемых в целях размещения торговых объектов, уполномоченным органом не установлено.
Административный истец просит признать недействующими со дня принятия:
-пункт 4851 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»;
- пункт 3003 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»;
пункт 1792 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»;
- пункт 1877 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Представитель административного истца Аксельрод А.В. поддержала в судебном заседании административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный истец Пилипенко В.Ф., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения в судебное заседание не явился в письменном обращении к суду просил рассмотреть административный иск без его участия.
Административный ответчик Министерство имущественных отношений <адрес> с административным иском Пилипенко В.Ф. не согласилось, представило в суд письменные возражения, указав, что Министерство включило Объект недвижимости в Перечни на 2018- 2021 г.г. в связи с тем, что последний расположен на земельном участке с кадастровым номером № вид разрешенного использования которого, согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ «для продолжения строительства автоцентра», что предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, что отвечает критерию, установленному п.п.1 п.4 и пп. 1 п.1. статьи 378.2 НК РФ.
Довод истца, что объект недвижимости был незаконно включен министерством в Перечни, так как в отношении него уполномоченным органом ГУП СК «<адрес>имущество», не были проведены мероприятия по определению вида фактического его использования является не отвечающим требованиям законодательства, так как в соответствии с пунктом 5 Порядка определения вида фактического использования отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении объектов недвижимого имущества, отвечающих требованиям, установленным пп.1 и (или) абзацу второму п.п.2. п. 3 статьи 378.2 НК РФ п.п.1 и (или) абзацу второму п.п. 2.п. 4 ст. 378.2 НК РФ, мероприятия по определению вида фактического их использования, не должны проводиться.
Представитель заинтересованного лица Администрация <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения, что в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения участвующих в деле лиц не является основанием для отложения судебного заседания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об удовлетворении административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений <адрес>, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение признаются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
<адрес> "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" от ДД.ММ.ГГГГ N 109-кз с ДД.ММ.ГГГГ установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории <адрес>.
Решением Ставропольской городской Думы "Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования <адрес> края" от ДД.ММ.ГГГГ N 567, в редакции решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 189, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании приведенных правовых норм субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 137, с изменениями внесенными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 275 (Положение) министерство имущественных отношений <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений.
В подпункте 16.1 раздела 3 указанного Положения установлено, что к полномочиям министерства имущественных отношений <адрес> относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министр в пределах своей компетенции издает распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер (пункт 13).
Следовательно, министерство имущественных отношений <адрес>, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты принят в пределах компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством и в той форме, в которой этот орган государственной власти <адрес> вправе принимать нормативные правовые акты.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>" в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта <адрес> является размещение полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации <адрес>" (www.pravo.stavregion.ru).
Оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений <адрес>:
от ДД.ММ.ГГГГ N 1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год";
от ДД.ММ.ГГГГ N 985 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";
от ДД.ММ.ГГГГ N 1317 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год";
от ДД.ММ.ГГГГ N 1462 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" опубликованы в сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации <адрес>" - www/pravo.stavregion.ru соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что является надлежащим опубликованием.
При таких обстоятельствах оспариваемые в части нормативные акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный истец не ставил под сомнение компетенцию административного ответчика на принятие оспариваемого приказа, порядок его принятия и опубликования.
Включение спорного недвижимого имущества в Перечень на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы свидетельствует, по мнению суда, что оспариваемые в части нормативные правовые акты применены в отношении истца, что влечет за собою уплату налогов исходя из кадастровой стоимости имущества, с чем истец не согласен. Таким образом, истцом доказано, что оспариваемыми актами нарушаются его права и законные интересы.
Проверяя соответствие пункта 4851 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2018 год, пункта 3003 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, пункта 1792 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, пункта 1877 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из содержания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена - с ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 104-кз "О внесении изменений в <адрес> "О налоге на имущество организаций", вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, внесены дополнения в статью 1.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, Перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений <адрес>.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
В соответствии с п. 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ целях ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, объект капитального строительства с кадастровым номером № площадью 1373,9 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, имеет назначение: «Нежилое здание», наименование: «Здание автоцентра, поз. 1 по ГП», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№
Объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером № расположен на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся по адресу: <адрес>, в квартале 467, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-30639227 на ОКС с к/н № выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от : ДД.ММ.ГГГГ № № наз/у с к/н №.
Земельный участок с кадастровым номером №7, площадью 2051 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: <адрес>, в квартале 467, имеет вид разрешенного использования: «для продолжения строительства автоцентра», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Министерство включило Объект недвижимости в Перечни на 2018- 2021 г.г. в связи с тем, что последний расположен на земельном участке с кадастровым номером №, вид разрешенного использования которого, согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ «для продолжения строительства автоцентра», что предусматривает размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания, что отвечает критерию, установленному п.п.1 п.4 и пп. 1 п.1. статьи 378.2 НК РФ
Вместе с тем п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают наименование здания (строения, сооружения) как условие его признания торговым центром (комплексом).
Соответствие зданий назначению, предусмотренному п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, т.е. торговому центру (комплексу), определяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации), о помещениях общей площадью не менее 20 процентов от общей площади этого здания, которые имеют назначение, разрешенное использование или наименование торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, как то указано в качестве критерия в п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ, а именно:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или): объектов бытового обслуживания.
Согласно экспликации, содержащейся в техническом паспорте, здания автоцентра, поз 1 по ГП, расположенного по адресу: <адрес>, нежилое здание, общей площадью 1373,9 кв.м, состоит из следующих нежилых помещений:
1 этаж: 1. Подсобное, площадью 11,4 кв.м, 2. Подсобное, площадью 3,6 кв.м, 3. Санузел, площадью 2,2 кв.м, 4. Санузел, площадью 3,9 кв.м, 5. Санузел, площадью 8,7 кв.м, 6. СТО, площадью 594,0 кв.м, 7. Лестничная клетка, площадью 16,7 кв.м, 8. Кабинет, площадью 19,2 кв.м, антресоль: 9. Кабинет, площадью 19,2 кв.м, антресоль: 10. Лестничная клетка, площадью 13,6 кв.м, 11. Кабинет, площадью 13,6 кв.м, 2 этаж: 12. Кабинет, площадью 19,3 кв.м, 13. Склад, площадью 593,1 кв.м, 14. Кабинет, площадью 20,2 кв.м, 15. Кабинет, площадью 21,2 кв.м.
Как усматривается из сведений документа технической инвентаризации, помещения: 1 этаж: 1. Подсобное, площадью 11,4 кв.м, 2. Подсобное, площадью 3,6 кв.м, 3. Санузел, площадью 2,2 кв.м, 4. Санузел, площадью 3,9 кв.м, 5. Санузел, площадью 8,7 кв.м, 7. Лестничная клетка, площадью 16,7 кв.м, 2 антресоль: 10. Лестничная клетка, площадью 13,6 кв.м, общей площадью 60,1 кв.м являются помещениями вспомогательного назначения.
Нежилые помещения, 1 этаж: 8. Кабинет, площадью 19,2 кв.м; 1 антресоль: 9. Кабинет, площадью 19,2 кв.м; 2 антресоль: 11. Кабинет, площадью 13,6 кв.м; 2 этаж: 12. Кабинет, площадью 19,3 кв.м, 14. Кабинет, площадью 20,2 кв.м, 15. Кабинет, площадью 21,2 кв.м, общей площадью 112,7 кв.м, являются служебными кабинетами, необходимыми для организации работы сотрудников предприятия.
На 2 этаже расположено нежилое помещение: 13. Склад, площадью 593,1 кв.м.
Указанное складское помещение имеет предназначено для хранения автозапчастей СТО.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЭ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п. 14 ФИО7 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденным Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ 582-ст (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Вышеуказанное складское помещение не отвечают критериям торговых объектов, в нем не имеется помещений, специально оснащенных оборудованием, предназначенных и используемых для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Расположенное на 1 этаже нежилое помещение: 6. СТО, площадью 594,0 кв.м, к объектам торгового назначения не относится. По наименованию ОКСа с кадастровым номером № содержащем слово: «автоцентр» подразумевалась станция технического обслуживания, что согласуется с экспликацией технического паспорта, а не автосалон, т.е. торговый объект по продаже автомобилей, который, предположительно, подразумевали при включении в Перечни.
Само по себе наименование «Автоцентр» нетождественно объекту торговли (автосалону).
Автосервис (станция технического обслуживания) не относится к объектам бытового обслуживания, к которым, согласно Постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Ю25, от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил бытового обслуживания населения», ГОСТам 32670- 2014, 30592-2014, 30590-2014, 32610-2014, Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, относятся мастерские мелкого ремонта, ремонта бытовой техники, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро.
Автосервис относится к объектам дорожного сервиса и не относится к объектам бытового обслуживания, соответственно, по этому критерию не относится к торговым центрам.
Как усматривается из приведенных данных технического паспорта, паспорта объекта недвижимости, в нежилом здании с кадастровым номером № не имеется помещений: офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, позволяющих отнести данное нежилое здание на основании документа технического учета (инвентаризации) к объектам недвижимости, которые подлежат включению в перечни на основании п.п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Фактическое использование нежилого здания с кадастровым номером № на предмет нахождения в нем помещений, используемых в целях размещения торговых объектов, уполномоченным органом не установлено.
Обследование спорного здания и помещений в нем на предмет его фактического использования, в том числе и до принятия оспариваемых норм, не проводилось.
Фактически на момент всех оспариваемых периодов ОКСа с кадастровым номером № не эксплуатировался по назначению, в нем производились внутренние отделочные работы, которые и к настоящему времени не завершены, что подтверждается фотографиями.
С учетом изложенных выше доводов, нежилое здание с кадастровым номером № не могло быть включено в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020, 2021 годы на основании пи. 2 п.п. 3, 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ по признакам наличия в нем не менее 20% от общей площади здания помещений, назначение, наименование или разрешенное использование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания на основании сведений, содержащихся в ЕГРН или технических документах, а также по фактическому использованию не менее 20% от общей площади здания помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Как указано выше, ОКС (нежилое здание) с кадастровым номером № расположен на земельном участке с кадастровым номером №
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 2051 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: <адрес>, в квартале 467, имеет вид разрешенного использования: «для продолжения строительства автоцентра», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №
Из содержания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - «для продолжения строительства автоцентра» следует, что он является неопределенным, однозначно не свидетельствующим о размещении на земельном участке торгового объекта, в связи с чем требовалось установление фактического использования нежилого здания, что уполномоченным органом сделано не было.
В связи с этим, по виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на основании пп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ ОКС (нежилое здание) с кадастровым номером № не мог быть включен в Перечни.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № предполагает размещение на земельном участке размещение автосервиса, что согласуется с наименованием СТО, содержащемся в техническом паспорте. Автосервис не относится к торговым объектам, объектам общественного питания и бытового обслуживания, и, соответственно, не является торговым центром (комплексом).
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, земельные участки, предназначенные для размещения станций технического обслуживания автомобилей, относятся к дорожному сервису с кодом вида разрешенного использования 4.9.1.4, входящих в группу объектов дорожного сервиса 4.9.1.
Автосервис также не относится к объектам бытового обслуживания, к которым, согласно Постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил бытового обслуживания населения», ГОСТам 32670-2014, 30592-2014, 30590-2014, 32610-2014, Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, относятся мастерские мелкого ремонта, ремонта бытовой техники, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро.
Автосервис относится к объектам дорожного сервиса и не относится к объектам бытового обслуживания, соответственно, по этому критерию не относится к торговым центрам.
В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не позволяет сделать однозначный вывод о том, что он предусматривает размещение на нем объектов поименованных в п. п. 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
В связи с этим, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не позволяет сделать однозначный вывод о том, что он предусматривает размещение на нем объектов поименованных в п. п. 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Данное обстоятельство в силу смешанного вида разрешенного использования земельного участка не позволяет сделать однозначный вывод о том, что он предусматривает размещение на нем объектов поименованных в п. п. 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ, то есть по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, отнести его к объектам, подлежащим включению в Перечень налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.
На основании изложенного, включение нежилого здания с кадастровым номером № на основании пунктов 4851, 3003, 1792, 1877 в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019, 2020, 2021 годы, утвержденные Приказами Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, является незаконным.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у Пилипенко В.Ф. критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому указанное здание не подлежало включению в оспариваемые Перечени на 2018, 2019. 2020 и 2021 годы. При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень на указанные периоды спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного акта не действующим, суд полагает обоснованными и требования о признании не действующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня их принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечень произведены в целях налогообложения на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2018, 2019, 2020 и 2021 годы), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативных актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Пилипенко В.Ф. к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании недействующим в части нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 4851 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».
Признать не действующим со дня принятия пункт 3003 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
Признать не действующим со дня принятия пункт 1792 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Признать не действующим со дня принятия пункт 1877 Приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Решение суда может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Дубинин А.И.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 июля 2021 года.