ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-699/2015 от 01.02.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

№ 3а-71/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кемеровский областной суд

В составе: председательствующего Михеевой С.Н.

при секретаре Шляхта О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 01 февраля 2016 года

административное дело по исковому заявлению Гребенщикова <данные изъяты> к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, Коллегии Администрации Кемеровской области, Управлению Росреестра по Кемеровской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Гребенщиков <данные изъяты> обратился в суд с исковым заявлением и просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты> расположенного в <адрес> в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником указанного земельного участка. Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , составляет 8 293 326,72 рублей. Согласно отчету независимого оценщика, рыночная стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером , по состоянию на 03.06.2015 г. на дату определения кадастровой стоимости составляет <данные изъяты> рублей. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение. Согласно требованиям ст.66 п.3 ЗК РФ допускается установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Истец вправе заявить указанные требования, поскольку кадастровая стоимость значительно выше его рыночной стоимости, в связи с чем, истец вынужден оплачивать земельный налог в большем размере, что нарушает его права как арендатора.

Истец Гребенщиков <данные изъяты>. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представители Гребенщикова <данные изъяты>., действующие на основании доверенности от 29.10.2015 г., Шаболта <данные изъяты> представившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № , Басова <данные изъяты>., представившая диплом о высшем юридическом образовании, регистрационный № в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области ФИО10 действующая на основании доверенности от 13.10.2015 г. в судебном заседании против заявленных требований не возражала.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные возражения.

Представитель Администрации г. Кемерово в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, предоставили отзыв на исковое заявление, приобщенный к материалам дела

Представитель ООО «Томь» в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

В соответствии с требованиями статьи 247 ч.4 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело, в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований статьи 2 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статьей 3 указанного Закона определено понятие оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п.1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п.1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п.2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3).

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Согласно ст.24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как следует из материалов дела Гребенщиков ФИО11. является собственником <данные изъяты> доли общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: здание многофункционального использования в составе: административное учреждение, торгово-развлекательный комплекс, гостиница расположенного <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.13).

Согласно кадастровой справке от 12.11.2015; 25.01.2016 г. датой определения кадастровой стоимости указанного земельного участка является 03.12.2015 г., сведения о которой были внесены в государственный кадастр недвижимости 03.06.2015 г. и составляет 8 293 326,72 рублей (л.д.15,116).

Согласно кадастровому делу, предоставленному ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области следует, что земельный участок с кадастровым номером , поставлен на кадастровый учет 03.06.2015 г., л.д. 123-144. Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка утверждены на основании акта определения кадастровой стоимости (л.д.141- 142).

Из представленных кадастровых паспортов на спорный земельный участок следует, что он был вновь образован и поставлен на кадастровый учет как вновь образованный.

Истцом предоставлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленного ООО «Финансы Бизнес Консалтинг» № ЗУ-03/09-2015 от 14.10.2015 г. Указанный отчет составлен на дату 03.06.2015 г. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: здание многофункционального использования в составе: административное учреждение, торгово-развлекательный комплекс, гостиница расположенного в <адрес> составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 18-50).

В отношении данного отчета Экспертным советом СРОО «Межрегиональный союз оценщиков» представлено экспертное заключение № <данные изъяты> согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ г.. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, а также выводы, сделанные Оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки являются обоснованными и достоверными (л.д. 51-170).

Оценивая в совокупности полученные по делу доказательства, суд приходит к следующему:

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка, была рассчитана в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006г. № 222, путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 г. № 519.

Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, выполненный ФГУП «ФКЦ «Земля», результаты которого были утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. № 520, был составлен по состоянию на 1 января 2007 года.

Судом установлено, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 03.06.2015 г., ввиду образования нового земельного участка, кадастровая стоимость определена на дату по состоянию 03.06.2015 г., сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 03.06.2013 г., что подтверждается кадастровым делом и кадастровой справкой.

Согласно сведениям, содержащимся в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка на дату оценки, оценщиком дана характеристика объекта оценки с учетом локальных особенностей его расположения, учтены факторы и характеристики, влияющие на его стоимость. Приведены объекты-аналоги, с учетом требований ФСО № 3,4,7 и Федерального закона «Об оценочной деятельности». Оценщиком учтены ценообразующие факторы и обоснованно применена соответствующая корректировка.

В своей совокупности представленные стороной истца доказательства не противоречат друг другу, подтверждают доводы, изложенные в исковом заявлении.

При этом, административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо иных доказательств относительно величины рыночной стоимости спорного земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав истца, поскольку он обязан к оплате земельного налога, который рассчитан исходя из его кадастровой стоимости, в связи с чем истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

При таких обстоятельствах требования Гребенщикова <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Гребенщикова <данные изъяты> удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты> расположенного в <адрес> в размере его рыночной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей по состоянию на 01.01.2015 г., и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой обращения Гребенщикова <данные изъяты> в суд считать 23.12.2015 г.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.02.2016 г.