ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 августа 2017 г. № 3а-69/2017
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при секретаре Опрячиной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 о признании недействующим в части решения Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 51 «О приостановлении действия решений Совета муниципального образования Нюксенское»,
установил:
решением Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 12 января 2010 года № 3 утвержден Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Нюксенское, сельского поселения Уфтюгское, сельского поселения Красавинское, сельского поселения Бобровское (л.д. 47-51).
Решением Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 51 приостановлено действие указанного выше решения Совета муниципального образования (л.д.53).
Административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части решения Совета муниципального образования Нюксенское от 29 декабря 2016 года № 51.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что в период
с <ДАТА> года по <ДАТА> года замещала должность главы сельского поселения Бобровское; ФИО2 в период с <ДАТА> по <ДАТА>, с <ДАТА>
по <ДАТА> замещала должность главы сельского поселения Уфтюгское.
<ДАТА> распоряжением главы муниципального образования Нюксенское № 76б ФИО1, ФИО2 назначена доплата к пенсии, как лицам, ранее замещавшим должность главы сельского поселения (л.д.52).
Решением Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 51 приостановлено до 31 декабря 2017 года действие решения Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 12 января 2010 года № 3 «Об утверждении Порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Нюксенское, сельского поселения Уфтюгское, сельского поселения Красавинское, сельского поселения Бобровское».
В связи с принятием оспариваемого решения они лишены права на получение гарантированного дополнительного пенсионного обеспечения. Нормативными правовыми актами Вологодской области и муниципального образования не предусмотрено приостановление выплаты ежемесячной доплаты к пенсии в связи с ограниченностью доходных источников бюджета.
Просили суд признать недействующим с момента принятия решение Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 51 в части приостановления действия решения Совета муниципального образования Нюксенское от 12 января 2010 года № 3 «Об утверждении Порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Нюксенское, сельского поселения Уфтюгское, сельского поселения Красавинское, сельского поселения Бобровское».
Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 по доверенностям ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административных ответчиков Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области, администрации муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области по доверенностям ФИО4 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, указав, что в случае недостаточности средств местного бюджета возможно принятие решения о приостановлении выплаты доплаты.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области
Иволга О.В., полагавшей исковые требования административных истцов подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно частям 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Устава муниципального образования Нюксенское, принятого решением Совета муниципального образования Нюксенское от 30 ноября 2009 года № 16 (с изменениями от 12 августа 2016 года), муниципальное образование Нюксенское является сельским поселением.
В структуру органов местного самоуправления муниципального образования входит Совет муниципального образования, являющийся представительным органом (статья 18 Устава).
Совет муниципального образования по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Вологодской области, Уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения (статья 19, 32 Устава).
Принятые Советом муниципального образования нормативные правовые акты направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней (пункт 3 статьи 32 Устава).
Муниципальные нормативные правовые акты подлежат опубликованию в районной газете «Новый день» в течение 10 дней со дня их подписания (пункт 10 статьи 31 Устава)
Как усматривается из материалов дела, решением Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 51 «О приостановлении действия решений Совета муниципального образования Нюксенское» приостановлено до 31 декабря 2017 года действие решения Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 12 января 2010 года № 3 «Об утверждении Порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Нюксенское, сельского поселения Уфтюгское, сельского поселения Красавинское, сельского поселения Бобровское».
Решение опубликовано в газете «Новый день» от 30 декабря 2016 года № 21 (л.д. 89).
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Совет муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования.
Исходя из разъяснений пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона № 131-ФЗ Законодательным Собранием Вологодской области 26 декабря 2007 года принят Закон Вологодской области
№ 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (далее - Закон Вологодской области №1728-ОЗ), определяющий условия предоставления отдельных гарантий осуществления полномочий глав муниципальных образований области.
В соответствии с настоящим законом области уставом муниципального образования области может быть установлена доплата к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области (статья 1 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ в редакции от 28 октября 2016 года).
Доплата к пенсии предоставляется в размере, определяемом уставом муниципального образования области. Размер доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, не может быть ниже 30 процентов и не должен превышать 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования. Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии определяется нормативным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования области с учётом положений настоящего закона области (статья 4 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ).
Предоставление гарантий, установленных законом области, финансируется за счёт средств соответствующих местных бюджетов.
Согласно части 10 статьи 25 Устава муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) гарантии осуществления полномочий главы муниципального образования устанавливаются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Вологодской области. Главе муниципального образования в соответствии с законом Вологодской области от 26 декабря 2007 года № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» устанавливается доплата к пенсии в размере 30% от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования.
Решением Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 12 января 2010 года № 3 утверждён Порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Нюксенское, сельского поселения Уфтюгское, сельского поселения Красавинское, сельского поселения Бобровское (л.д. 47-51).
Материалами дела подтверждено, что ФИО1 в период с 01 января 2006 года по 23 октября 2009 года замещала выборную должность главы сельского поселения Бобровское; ФИО2 в период с 16 июля 2002 года по 30 декабря 2005 года, с 01 января 2006 года по 23 октября 2009 года замещала выборную должность главы сельского поселения Уфтюгское.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 27 сентября 2011года № 76б (л.д. 52), Устава муниципального образования Нюксенское, решения
Совета муниципального образования Нюксенское от 12 января 2010 года № 3 ФИО1, ФИО2 назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 13 847 рублей 96 копеек каждой.
Решением Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 51 «О приостановлении действия решений Совета муниципального образования Нюксенское» приостановлено до 31 декабря 2017 года действие решения Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 12 января 2010 года № 3 «Об утверждении Порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Нюксенское, сельского поселения Уфтюгское, сельского поселения Красавинское, сельского поселения Бобровское», что явилось основанием для приостановления выплаты доплаты к пенсии административным истцам, о чём издано распоряжение администрации муниципального образования Нюксенское от 30 декабря 2016 года № 128 (л.д.88).
Судом установлено, что основанием для принятия оспариваемого решения являлась низкая доходная база бюджета муниципального образования Нюксенское.
В силу статьи 5 Закона Вологодской области №1728-ОЗ, предусматривающей основания для приостановления доплаты к пенсии, ограниченность доходных источников и дефицит местного бюджета не является основанием для приостановления указанной выплаты. Закон Вологодской области № 1728-ОЗ не связывает реализацию данного права с таким условием, как отсутствие у муниципального образования дефицита бюджета для выплаты указанной доплаты к пенсии.
В соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счёт собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Решением Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 № 49 «О бюджете муниципального образования Нюксенское на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов» утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования на 2017 год (л.д. 54-56). Денежные средства, необходимые для выплаты доплаты к пенсии, лицам, замещавшим должность главы сельского поселения, не запланированы в бюджете на 2017 год.
Таким образом, ответчиком осуществлён произвольный отказ от соблюдения в указанном бюджетном периоде установленной законодательством Вологодской области и предусмотренной муниципальным правовым актом гарантии лицу, замещавшему должность главы сельского поселения, в виде доплаты к пенсии, выплачиваемой за счёт средств местного бюджета.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что возникшее обстоятельство - низкая доходная база бюджета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области, не могло быть преодолено путём некомпенсируемого в иной форме приостановления выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения, являющейся установленной законодательством Вологодской области социальной гарантией.
При таких обстоятельствах по делу решение Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 51 в части приостановления действия решения Совета муниципального образования Нюксенское от 12 января 2010 года № 3 «Об утверждении Порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Нюксенское, сельского поселения Уфтюгское, сельского поселения Красавинское, сельского поселения Бобровское» не соответствует положениям Закона Вологодской области
от 26 декабря 2007 года № 1728-ОЗ, Устава муниципального образования Нюксенское, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для удовлетворения исковых требований.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт применён в отношении административных истцов и нарушает права и законные интересы ФИО1, ФИО2, является действующим в настоящее время.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Исходя из положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд применяет норму подпункта 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Признание недействующим оспариваемого решения Совета муниципального образования с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в районной газете «Новый день» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Административные истцы ФИО1, ФИО2 кроме того ставят вопрос о возмещении им понесённых по делу судебных расходов по оплате услуг представителя, государственной пошлины, нотариальных и почтовых расходов в размере 18 786 рублей в пользу каждой.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Положениями части 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ФИО2 не имеют высшего юридического образования и для оказания им юридической помощи при рассмотрении настоящего дела 10 июля 2017 года заключили с ФИО3 соглашение об оказании юридической помощи. Предметом соглашений являлось оказание юридических услуг по составлению искового заявления и участие представителя в судебных заседаниях при рассмотрении административного дела.
В ходе судебного разбирательства по рассматриваемому делу защиту прав административных истцов ФИО1, ФИО2 осуществлял ФИО3, по делу состоялось два судебных заседания - 14 августа 2017 года, 28 августа 2017 года.
По условиям соглашения за консультацию и составление искового заявления выплачивается вознаграждение в размере ... рублей, стоимость одного дня участия в судебном заседании с выездом в г.Вологда - ... рублей.
ФИО1, ФИО2 произведена полная оплата по соглашениям от 10 июля 2017 года, о чём свидетельствует отметка на соглашениях о получении ФИО3 денежных средств в размере ... рублей.
Истцами понесены расходы по изготовлению нотариальной доверенности от <ДАТА>№... в размере ... рублей, №... в размере ... рублей; расходы по оплате проезда представителя истца на судебные заседания автобусом ИП ФИО5 14 августа 2017 по билету АС №... в размере 500 рублей, ИП ФИО6 14 августа 2017 года по билету СЛ №... в размере 500 рублей, ИП ФИО5 28 августа 2017 года по билету АС №... в размере ... рублей, ИП ФИО7 16 мая 2017 года по билету НА №... в размере ... рублей, ИП ФИО5 28 августа 2017 года по билету АС №... в размере ... рублей.
До подачи административного искового заявления в суд административными истцами ФИО1, ФИО2 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждено чек-ордерами от 17 июля 2017 года (л.д. 8-11).
Согласно статье 19 Устава муниципального образования Нюксенское, Совет муниципального образования не обладает правами юридического лица. В то время как в соответствии со статьёй 28 Устава администрация муниципального образования Нюксенское является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального образования и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами области, обладает правами юридического лица.
Разрешая требования административных истцов о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя, суд учитывая конкретные обстоятельства дела, его сложность, характер действий, произведенных представителем административных истцов, объем временных затрат, связанных с участием в рассмотрении дела представителя, руководствуясь принципами разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с администрации муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО1, ФИО2 расходов по оплате вознаграждения за юридическую консультацию и составление искового заявления в размере 4000 рублей, расходов по оплате услуг представителя за участие в судебных заседаниях в размере 6000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей, оформление нотариальной доверенности 1400 рублей, транспортные расходы 1000 рублей, почтовые расходы 86 рублей, всего подлежит взысканию денежная сумма в размере 12 786 рублей каждой.
Руководствуясь статьей 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить.
Признать недействующим с момента его принятия решение Совета муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2016 года № 51 в части приостановления действия решения Совета муниципального образования Нюксенское от 12 января 2010 года № 3 «Об утверждении Порядка обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должность главы сельского поселения Нюксенское, сельского поселения Уфтюгское, сельского поселения Красавинское, сельского поселения Бобровское».
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в газете «Новый день» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО1 судебные расходы по административному делу в размере ... рублей.
Взыскать с администрации муниципального образования Нюксенское Нюксенского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО2 судебные расходы по административному делу в размере ... рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2017 года.