ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-69/19 от 04.03.2019 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-69/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Пономаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 4 марта 2019 года в г. Кургане Курганской области административное дело по иску Дроновой О.В. к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Дронова О.В. 12 февраля 2019 г. обратилась в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.

В обоснование административного иска Дронова О.В. указывала, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: <адрес>.

Считая кадастровую стоимость чрезмерно завышенной, истец обратилась к ИП О.Н. с целью определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 19 сентября 2011 г.

Согласно отчету ИП О.Н. от 14 января 2019 г. рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на 19 сентября 2011 г. составила 81600 руб. и 72700 руб. соответственно.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Дронова О.В. просила установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и в размере, равном их рыночной стоимости, в сумме 81 600 руб. и 72 700 руб. соответственно.

В судебное заседание административный истец Дронова О.В. и ее представитель по доверенности М.К. не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили.

Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности М.В. не возражала по существу административного иска, отчет об оценке не оспаривала, оставив разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на административный иск представитель по доверенности М.С. разрешение заявленных требований оставляла на усмотрение суда, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области по доверенности Д.В. разрешение заявленных административных требований оставил на усмотрение суда, поддержав доводы, ранее изложенные в письменном отзыве на административный иск представителем по доверенности И.В., также оставлявшей разрешение вопроса по иску на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Кургана по доверенности Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что размер кадастровой стоимости является составляющей земельного налога, поступающего в бюджет городского округа, а удовлетворение судом иска в размере заявленных требований повлечет уменьшение налоговых поступлений. При этом, представителем не оспаривался представленный с административным иском отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, в подтверждение чего представлено заключение МКУ «Городская инспекция по земельным отношениям» о согласии с выводами отчета оценщика относительно рыночной стоимости объектов.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав пояснения представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска.

Из материалов дела следует, что Дроновой О.В. на праве собственности, возникшем на основании договора купли-продажи от 25 июня 2018 г., принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, площадью 628 кв.м, расположенный по почтовому адресу ориентира: <адрес>.

Кроме того, Дроновой О.В. на праве собственности, возникшем на основании договора купли-продажи от 28 мая 2018 г., принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов – для обслуживания производственной базы, площадью 554 кв.м, расположенный по почтовому адресу ориентира: <адрес>.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от 18 октября 2018 г. и 22 ноября 2018 г. кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и составляет 463080,92 руб. и 408514,06 руб. соответственно.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территорий Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г., а также удельные показатели кадастровой стоимости земель.

Принадлежащие истцу земельные участки с кадастровыми номерами и согласно имеющимся в ЕГРН сведениям являются вновь образованными, поставлены на государственный кадастровый учет 19 сентября 2011 г. и в приложении № 1 к постановлению Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 отсутствуют. Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена на основании удельных показателей, утвержденных данным нормативным правовым актом, актом б/н от 6 февраля 2012 г., составленным и утвержденным должностным лицом ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Согласно указанной норме кадастровая стоимость вновь образованных объектов определяется на дату внесения сведений об объекте (сведений об изменении его качественных и (или) количественных характеристик, влекущих изменение кадастровой стоимости) в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и , как вновь образованных земельных участков, также может быть определена по состоянию на дату их постановки на кадастровый учет (внесения в Единый реестр недвижимости), то есть на 19 сентября 2011 г.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно отчету ИП О.Н. от 14 января 2019 г. № 01-01/19 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами и по состоянию на 19 сентября 2011 г. составляла 81 600 руб. и 72 700 руб. соответственно, что значительно меньше кадастровой стоимости указанных объектов.

Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет, руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, рыночная стоимость земельных участков определена оценщиком на дату, по состоянию на которую в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит установлению их кадастровая стоимость.

Достоверность выводов указанного отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено, доказательств, опровергающих обоснованность заявленных Дроновой О.В. требований, представителями государственных органов власти и местного самоуправления суду представлено не было (ч. 5 ст. 247 КАС РФ).

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Дроновой О.В. административных исковых требований об установлении по состоянию 19 сентября 2011 г. кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами и в размере, равном их рыночной стоимости, определенной согласно отчету ИП О.Н. от 14 января 2019 г. № 01-01/19, в сумме 81 600 руб. и 72 700 руб. соответственно.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Дроновой О.В., обратившейся в Курганский областной суд 12 февраля 2019 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов - для обслуживания производственной базы, кадастровый , площадью 628 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 81 600 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по почтовому адресу ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов - для обслуживания производственной базы, кадастровый , площадью 554 кв.м, равной его рыночной стоимости в размере 72 700 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Д.В. Пшеничников