ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-69/20 от 09.07.2020 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-69/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июля 2020 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Ивановой В.В.

с участием прокурора прокуратуры Новосибирской области Жигаловой Е.А., представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» - Илюхиной А.О., представителя административного ответчика Департамента по тарифам Новосибирской области – Андреевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» о признании недействующим в части приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года № 472-ТЭ «Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» на территории города Новосибирска на 2019 год и о внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2017 № 576-ТЭ, от 22 ноября 2018 №457-ТЭ»

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» (далее по тексту - Общество) обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года № 472-ТЭ «Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» на территории города Новосибирска на 2019 год и о внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2017 № 576-ТЭ, от 22 ноября 2018 №457-ТЭ» в части учета в составе тарифа расходов на оплату труда, отчислений на социальные нужды, расходов на арендную плату, покупаемую электроэнергию и показателей выработки тепловой энергии.

В обоснование заявленных требований, с учетом неоднократных уточнений иска (л.д. 140, т.2) административный истец указал, что названный приказ в оспариваемой части противоречит статье 3 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктам 22, 38, 42, 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее по тексту - Основы ценообразования), а также Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания №760-э).

Полагает, что при расчете необходимой валовой выручки административным ответчиком необоснованно не были приняты во внимание расчеты и документы, представленные Обществом в подтверждение планируемых расходов, в том числе: неверно определен объем полезного отпуска тепловой энергии, необоснованно сокращена численность рабочего персонала и затраты на оплату труда, неверно произведен расчет объемов приобретаемой электроэнергии и определена её платная (расчетная) цена, безосновательно исключена в полном объеме арендная плата, что в совокупности привело к уменьшению уровня необходимой валовой выручки относительно заявленного в предложении Общества.

В судебном заседании представитель административного истца - адвокат Илюхина А.О. заявленные требования по доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Андреева Т.В. исковые требования по доводам, изложенным в письменных возражениях, не признала, полагает, что установленный оспариваемым приказом тариф является экономически обоснованным.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагающей, что требования в части определения статей затрат на «аренду имущества», «расходов на приобретение электроэнергии» и «объемов выработки тепловой энергии» являются обоснованными, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» определено, что регулированию в сфере теплоснабжения подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В силу предписаний части 3 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Таким образом, установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Новосибирской области является Департамент по тарифам Новосибирской области (постановление Правительства Новосибирской области от 25 февраля 2013 года № 74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области»).

Департаментом по тарифам Новосибирской области 27 ноября 2019 года издан приказ № 472-ТЭ «Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» на территории города Новосибирска на 2019 год и о внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2017года № 576-ТЭ, от 22 ноября 2018 года № 457-ТЭ».

Приложением № 1 к данному приказу установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» на территории г. Новосибирска на 2019 год в размере 1 529,82 руб/Гкал., который действует с 27 ноября 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Данный приказ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» www.pravo.gov.ru, 4 декабря 2019 года.

Следовательно, оспариваемый приказ Департамента по тарифам Новосибирской области издан в установленном порядке, управомоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в пределах его компетенции и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Общество с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» создано 20 февраля 2020 года, является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет на территории г. Новосибирска регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения по производству и поставке тепловой энергии другой теплоснабжающей организации - АО «СИБЭКО»; владеет объектами теплоснабжения находящимися в частной собственности физических лиц и переданных обществу по договору аренды.

Общество с 27 ноября 2019 года впервые осуществляет регулируемую деятельность.

Для осуществления деятельности в сфере теплоэнергетики Общество эксплуатирует газопровод высокого давления и модульную котельную мощностью 3,4 МВ по договору аренды № 1 от 1 мая 2019 года, заключенного: с физическим лицом <данные изъяты>

Ранее Общество не вело деятельности в сфере теплоснабжения, услуги теплоснабжения потребителям на указанной территории оказывались иной организацией - Обществом с ограниченной ответственностью «Тепловая Генерирующая Компания» с использованием принадлежащей ей на праве аренды котельной.

В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Федерального закона «О теплоснабжении» тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Одним из методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 19 Основ ценообразования).

1 ноября 2019 года Общество впервые обратилось в регулирующий орган с заявлением об установлении одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность) в 2019 году, предоставив обосновывающие документы и расчеты ( л.д. 78, т.1).

Исходя из того, что в отношении Общества ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) Департаментом по тарифам, в соответствии с требованиями пунктов 16, 17 Основ ценообразования в качестве метода регулирования был выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Согласно пункту 18 Основ ценообразования срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года. Тариф для Общества установлен на период с 27 ноября по 31 декабря 2019 года.

Пунктом 22 Основ ценообразования регламентировано, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Из положений пунктов 15, 16, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных.

По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов составлено экспертное заключение (л.д.144, т.2), в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.

Так, расходы по статье «Оплата труда» приняты органом регулирования в размере <данные изъяты>. против предложенных Обществом 2 <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Обществом, на основании штатного расписания, утвержденного приказом генерального директора Общества от 27 сентября 2019 года № 1-К, представлен расчет штатной численности в количестве 9 ед. в составе: основной производственный персонал - 6 ед. (главный инженер, главный механик, дежурный по пульту-охранник 3 ед., исходя из сменного графика работы), административно-управленческий персонал - 2 ед. (генеральный директор и главный бухгалтер) и разнорабочий -1 ед. (л.д.80, т.1).

При расчете численности работников Общества Департамент по тарифам обоснованно руководствовался приказом Госстроя России от 22 марта 1999 года № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (далее по тексту - Рекомендации Госстроя № 65) и Приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (далее по тексту – Рекомендации Госстроя № 74), а также учитывало данные о фактической численности работников Общества, указанной в штатном расписании.

Согласно пункту 1.6 Рекомендаций Госстроя № 65 нормативами предусмотрена явочная численность рабочих в сутки или смену при продолжительности рабочей недели 40 часов с учетом наиболее полного и рационального использования рабочего времени. Продолжительность одной смены рабочих, обслуживающих отопительные котельные и тепловые сети, составляет 8 часов. Сменность работы рабочих каждой профессии устанавливается администрацией предприятия с учетом производственной необходимости.

Определяя нормативную численность основных производственных рабочих, занятых на обслуживании котлов Департамент по тарифам исходил из того, что Обществом эксплуатируется одна котельная мощностью 3,4 МВт, что соответствует 2,923474 Гкал/час (1 МВт = 0,859845 Гкал/ч), в состав которой входит три котла.

Суммарная производительность котлов - 3,4 МВт определена Департаментом по тарифам в соответствии с представленными Обществом документами: свидетельством о государственной регистрации права 54 АГ 814347 и договором аренды № 1 от 1 мая 2019 года.

Доказательств опровергающих установленную мощность котельной, представителем административного истца суду не представлено.

Следовательно, применяя пункт 2.1 Рекомендаций Госстроя № 65 (таблица 1) норматив рабочих занятых на обслуживании котлов составляет 1,3 человек в смену.

Исходя из предложения Общества о графике работы в 3 рабочих смены количество производственных рабочих составило 1,3х3 смены = 3,9 ед.

Таким образом, Департамент по тарифам правомерно определил основной производственный персонал в количестве 4 ед.

Утверждения представителя административного истца о том, что Департамент по тарифам в соответствии с приложением №1 к рекомендациям Госстроя № 65 должен был самостоятельно рассчитать и применить коэффициент планируемых невыходов - 1,34, суд находит несостоятельными.

Действительно, в приложении № 1 к рекомендациям Госстроя № 65 приведена формула, по которой может быть определен коэффициент планируемых невыходов (Кн) во время отпусков, по болезни и т.д.

Вместе тем, судом учитывается тот факт, что в предложениях по установлению тарифа коэффициент планируемых невыходов Обществом к применению не заявлялся, его расчет и обоснование отсутствуют (л.д. 80).

При таких обстоятельствах, правовых оснований для самостоятельного расчета и применения коэффициента планируемых невыходов (в том числе в размере 1,34) у Департамента по тарифам не имелось.

Нормативная численность ремонтного персонала в количестве 1 ед. (слесарь-сантехник) и цехового персонал – 1 ед. (главный механик) приняты по предложению Общества.

Необоснованными являются доводы представителя административного истца относительно исключения Департаментом по тарифам из числа производственных рабочих одной единицы - главного инженера.

Заявленная Обществом в составе производственных рабочих должность главного инженера в размере 1 штатной единицы исключена органом регулирования со ссылкой на Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятый постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года № 367.

Пунктом 1.12 рекомендаций Госстроя № 65 определено, что наименования профессий рабочих указаны в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих:

- профессии рабочих - включают в себя профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики;

- должности служащих – установлены на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учетом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» № 32 и «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» № 33 от 11 января 1995 года.

В соответствии с ОКПДТР должность «главного инженера» в промышленности и прочих отраслях относиться к «должности служащих» (20755, 20758).

Кроме того, в пункте 2.1 Рекомендаций Госстроя № 65 указано содержание работ для обслуживания котлов работающих на газообразном, жидком топливе и электронагреве, которые должностная инструкция главного инженера Общества не содержит.

Таким образом, Департамент по тарифам обоснованно исключил единицу «главного инженера» из числа производственного персонала и учел ее при расчётах численности административно-управленческого персонала Общества.

Нормативная численность административно-управленческого персонала Общества определена Департаментом по тарифам с учетом Рекомендаций Госстроя № 74.

Понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях (пункт 1.4 Рекомендаций Госстроя № 74).

Из таблицы 1 пункта 2.1.1 Рекомендаций Госстроя № 74 следует, что нормативная численность руководящего, управленческого персонала зависит от среднесписочной численности работников предприятия.

Графа 2 таблицы 1, которой следует руководствоваться при расчете нормативной численности административно-управленческого персонала на предприятиях со среднесписочной численность до 150 человек, предусматривает суммарное максимальное количество сотрудников административно-управленческого персонала 13 человек.

Общая численность работников Общества, согласно штатному расписанию, составляет 9 человек.

В случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции (пункт 1.9 Рекомендаций Госстроя № 74).

Определяя нормативную численность административно-управленческого персонала Общества орган регулирования применяя метод интерполяции исключил из расчета следующие единицы должностей с функций управления, указанные в таблице № 1: материально техническое снабжение (1); надзор и контроль за капитальным ремонтом и строительством производственных объектов (1) - по тем основаниям, что действующим штатным расписанием Общества должности с такими функциями управления не предусмотрены (л.д. 93).

Нормативная численность работников, осуществляющих комплектование и учет кадров, согласно графе 2 таблице 1 составляет 0,5 - 1 человек, а технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы составляет 1-2.

Департаментом по тарифам приняты к учету в тарифе минимальные значения: 0,5 единицы комплектование и учет кадров и 1 единица технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы, что находится в пределах указанных нормативов, и является обоснованным с учетом специфики деятельности Общества - эксплуатации одной котельной на праве аренды, наличие одного потребителя тепловой энергии.

Какого-либо обоснования необходимости принятия к учету в тарифах полных названных ставок Общество не предоставило. В этой связи суд находит действия Департамента по тарифам в данной части обоснованными.

Не принимая к расчету в тарифах 1 единицу на охрану труда Департамент по тарифам исходил из наличия договора подряда на проведение работ по специальной оценке условий труда от 28 августа 2019 года (л.д.104) и должностной инструкции главного механика, в соответствии с которой на него возложено осуществление функций по охране труда (л.д. 113).

Поскольку численность персонала Общества значительно ниже предусмотренной законом для обязательного введения должности специалиста по охране труда, с учетом положений части 3 статьи 271 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность осуществления указанных функций при отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда руководителем организации либо другим уполномоченным работодателем работником, суд не усматривает оснований не согласиться с решением регулятора в указанной части.

В связи с тем, что у Общества заключено соглашение об оказании юридической помощи юридическому лицу (л.д. 97) с исполнением по требованию (абонентский договор) от 1 августа 2019 года регулятор обосновано не принял к расчету единицы (0.5-1) на правовое обслуживание.

При этом расходы по оплате услуг по указанным договорам: на проведение работ по специальной оценке условий труда от 28 августа 2019 года соглашение об оказании юридической помощи и от 1 августа 2019 года тарифный орган учел в составе необходимой валовый выручки в другой статье расходов - «на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам со сторонними организациями».

Двойной учет одних и тех же расходов в разных статьях не допускается и приводит к установлению экономический необоснованному тарифу.

Органом регулирования нормативная численность административно-управленческого персонала скорректирована в соответствии с Рекомендациями Госстроя № 74 и рассчитана пропорционально нормативной численности основного производственного персонала - 6 ед. с применением метода интерполяции, предусмотренным пунктом 1.9 названных рекомендаций, и составила: 8,5/150х6=0,35, а общая нормативная численность составила - 6,35 ед., против заявленных - 9ед.

Таким образом, принимая во внимание значительное отклонение фактических числовых значений от предельных параметров, предусмотренных Рекомендациями Госстроя № 74, численность административно-управленческого персонала Общества, учтенная Департаментом по тарифам при формировании тарифов, обеспечивает нормативную численность указанной группы сотрудников, и, следовательно, возмещение экономически обоснованных затрат предприятия, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца административным ответчиком при формировании тарифов.

Органом регулирования при определении расходов по оплате труда в расчет принята заработная плата персонала и продолжительность рабочего времени по предложению Общества.

Поскольку статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является расчетной, то расходы на отчисления на данные нужды органом регулирования приняты с учетом расходов общества по статье «Оплата труда».

По статье затрат «арендная плата» Обществом заявлены расходы на аренду недвижимого имущества: газопровода высокого давления и здания модульной котельной, земельного участка и офиса в размере - <данные изъяты> органом регулирования расходы по названной статье исключены в полном объеме ввиду отсутствия обосновывающих документов.

Суд считает необоснованным исключение в полном размере из необходимой валовой выручки расходов Общества на аренду недвижимого имущества.

Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В данном случае Общество в составе необходимой валовой выручки заявило расходы на аренду, рассчитанные исходя из размера годовой аренной платы (л.д. 79).

Подобный расчет арендной платы не соответствует вышеприведенным положениям Основ ценообразования.

Вместе с тем Департамент по тарифам обязан был экспертным путем определить экономически обоснованный размер арендной платы с применением критериев, установленных пунктом 28 Основ ценообразования, поскольку расходы Общества по арендной плате являются объективно необходимыми. Общество не является собственником котельной и офисного помещения, а арендует их.

Поскольку регулирующий орган принял данные по вышеназванной газовой котельной для целей определения полезного отпуска тепловой энергии, тем самым признав ее использование в регулируемой деятельности, то отказ во включении в необходимую валовую выручку затрат на ее аренду противоречит принципам экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 2 и 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении»).

При таких обстоятельствах выводы экспертов и органа регулирования об исключении в полном объеме планируемых расходов по арендной плате правильными признать нельзя.

Административный истец полагает, что административный ответчик определил объем полезного отпуска способом не соответствующим требованиям действующего законодательства, что привело к установлению экономически необоснованного тарифа.

В тарифном предложении Общество просило определить объем полезного отпуска тепловой энергии в размере 4 683 Гкал в год, указав, что данная величина определена на основании справки единственного потребителя АО «СИБЭКО» за предшествующий период потребления.

При расчете тарифа орган регулирования установил иную величину полезного отпуска тепловой энергии, равную 5 510 Гкал в соответствии со Схемой теплоснабжения города Новосибирска в которой отражены сведения о балансовых показателях отпуска тепловой энергии котельной в период ее эксплуатации другой организацией - обществом с ограниченной ответственностью «Тепловая генерирующая компания».

Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний № 760-э формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляется с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с данной главой.

В силу пункта 21 Методических указаний № 760-э объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за 3 предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.

Согласно пункту 22 Методических указаний № 760-э фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

Административный истец - общество с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» оказывает услуги теплоснабжения в г. Новосибирске только с 27 ноября 2019 года.

Ранее регулируемую деятельность на указанной территории осуществляла иная организация - Общество с ограниченной ответственностью «Тепловая генерирующая компания».

Учитывая, что административный истец ранее не осуществлял регулируемые виды деятельности, тарифный орган при расчете объема отпуска тепловой энергии должен был руководствоваться пунктом 21 Методических указаний № 760-э.

Однако орган регулирования неправомерно применил пункт 8 данных Методических указаний, поскольку административный истец в Схему теплоснабжения города Новосибирска на 2019 не включен.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности иным способом рассчитать объем полезного отпуска тепловой энергии, поскольку предыдущая организация не предоставляла отчёты в тарифный орган о фактическом объеме полезного отпуска тепловой энергии, суд находит несостоятельными.

Исходя из общих принципов формирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения данные статистической отчетности являются материалами, подтверждающими результаты деятельности регулируемой организации по итогам расчетного периода регулирования.

Обоснованность фактических значений расходов (цен) в отсутствие источников информации о ценах (тарифах), предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования, в силу пункта 30 Основ определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

Экспертные оценки, применяемые по условиям пункта 31 Основ ценообразования, также основываются на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Перечень документов и информации, с учетом которых в силу пункта 22 Методических указаний № 760-э определяется фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды, не является исчерпывающим. Отсутствие указания в данной норме на сведения статистической отчетности как источник информации о результатах деятельности организации по итогам завершенного финансового года по изложенным выше основаниям не может являться фактором, исключающим возможность использования соответствующих материалов.

Общие принципы формирования расчетных объемов отпуска тепловой энергии, определенные пунктом 18 Методических указаний № 760-э, также предусматривают анализ статистических данных.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2018 года № 7 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075» Основы ценообразования дополнены пунктом 22(1), согласно которому фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, за последний отчетный год и динамика полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года определяются органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации.

Следовательно, использование в расчете тарифов для организации, ранее не осуществлявшей регулируемую деятельность Схемы теплоснабжения для предыдущей регулируемой организации (правопреемником которой она не является), противоречит порядку формирования расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии, предусмотренного федеральным законодательством в сфере теплоснабжения.

Исходя из изложенного признать экономически обоснованным определённый Департаментом по тарифам объем полезного отпуска тепловой энергии в размере - 5 510 КВт/ч, не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Как следует из экспертного заключения затраты по статье «Расходы на приобретение энергетических ресурсов» определены органом регулирования в размере <данные изъяты> против предложенных обществом <данные изъяты>

Плановый объем электрической энергии рассчитан органом регулирования в размере 90,18 тыс. кВт/ч, исходя из планируемого объема выработки тепловой энергии и удельного расхода электрической энергии 18 кВтч/Гкал, при этом Департамент по тарифам руководствовался Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий (одобренных Научно-техническим советом Центра энергоресурсосбережения Госстроя России, протокол от 12 июля 2002 года № 5).

Доводы представителя административного истца о том, что удельный расход электрической энергии, с учетом наличия двух котлов мощностью до 1 Гкал/ч, следует принимать в размере 20 кВтч/Гкал, основаны на неправильном применении норм материального права, а потому правильными признанными быть не могут.

В соответствии с пунктами 5.1-5.3 Методических указаний № 5, расход электроэнергии на производственные (технологические) нужды связан непосредственно с процессами выработки и потребления теплоты включает в себя расходы электроэнергии на тягодутьевые устройства (вентиляторы, дымососы); насосы питательные, циркуляционные, химводоочистки, мазутные, вакуумные; привод механизмов для транспортирования топлива в котельных, топливоподготовки, топливоподачи, шлакозолоудаления (дробилки, углезабрасыватели, транспортеры, скреперные лебедки и пр.). Суммарное количество электроэнергии за планируемый период, кВт x ч, определяется по формуле:

где - количество электроэнергии, требуемое соответственно для технологического оборудования, имеющего электропривод, на транспортирование теплоносителя от источника до потребителя, на перекачку теплоносителя в насосных станциях при получении теплоты со стороны, на собственные нужды котельной (освещение, вентиляцию, потери в сетях, на подъемно-транспортные, вспомогательные механизмы и пр.). Данные значения определяются в соответствии с таблицами 5-9 Приложения № 4.

Поскольку для применения таблиц 5, 6 Приложения № 4 требуются данные об электрической сети, виде водоразбора, типе котлов, которые не были представлены Обществом тарифному органу, соответственно последний обоснованно применил в растете только таблицу № 7 Приложения № 4.

Утверждения представителя административного истца о том, что технические паспорта на котлы, которые были представлены суду (л.д.55-87, т.2), направлялись и административному ответчику 21 ноября 2019 года посредством электронной почты, не нашли своего документального подтверждения в ходу судебного разбирательства.

Поданные Обществом 29 ноября 2019 года уточняющие предложения к установлению тарифа с приложенными техническими документами, в частности: «Технический паспорт Котлы» (л.д. 163, т.2) а также акт и схема разграничения балансовой принадлежности к договору № О-1054 от 8 апреля 2019 года (л.д. 229 – 230, т.2), сведения об объектах, учета электрической энергии, потери (л.д. 231, т.2) обосновано не были приняты регулирующим органом к рассмотрению, поскольку поступили уже после принятия Департаментом по тарифам оспариваемого приказа.

В соответствии с таблицей № 7 Приложения № 4 Методических указаний для определения удельного расхода электрической энергии на выработку и транспортирование тепла для котельных мощностью до 50 МВт, необходим такой показатель как расчетная тепловая мощность отопительной котельной, при этом количество котлов и мощность каждого их них, значения не имеют.

Исходя из мощности модульной котельной, арендуемой Обществом - 3,4 МВт регулирующий орган правильно определил удельный расход электрической энергии в размере 18 кВтч/Гкал.

Так как объем приобретаемой тепловой энергии в размере 90,8 тыс. Квт/ч рассчитан Департаментом по тарифам исходя из объема производства тепловой энергии - 5510 тыс. Гкал, расчёт которого признан судом экономически необоснованным, следовательно, нельзя признать правильным и расчет объема приобретаемой тепловой энергии.

Кроме того, суд соглашается с доводами административного истца о необоснованности произведенного Департаментом по тарифам расчета цены на электрическую энергию.

Цена на электрическую энергию в размере 3,59 руб. кВт/ч, примененная экспертами при расчете указанных затрат, установлена из расчета средневзвешенного уровня нерегулируемых цен на розничных рынках электрической энергии за 9 месяцев 2019 года, согласно официальной информации ОАО «Новосибирскэнергосбыт» по 1 ценовой категории по группе потребителей никого уровня напряжения с максимальной мощностью менее 150 кВт.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что в экспертном заключении допущена описка в наименовании группы потребителей, фактически Департамент по тарифам в расчётах применял показатель для группы потребителей среднего уровня напряжения с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт (СН II менее 670 кВт).

Из экспертного заключения следует, что определяя, к какой группе потребителей относиться истец, Департамент по тарифам провел сравнительный анализ данных иных регулируемых организаций, эксплуатирующих котельные с аналогичным уровнем мощности, так как Обществом не была представлена соответствующая техническая документации.

Вместе с тем из материалов дела следует, что к предложению по установлению тарифа Обществом были приложены: копия договора энергоснабжения № О-1054 от 8 апреля 2019 года и копии актов приема-передачи от 31 августа и 30 сентября 2019 года, в которых указано, что Обществом приобретается электроэнергия 1 ценовой категории для группы потребителей низкого уровня напряжения с максимальной мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт (НН менее 670 кВт).

Средневзвешенная цена на розничных рынках электрической энергии за 9 месяцев 2019 года, согласно официальной информации ОАО «Новосибирскэнергосбыт» по 1 ценовой категории по группе потребителей НН менее 670 кВт составляет 3,84 руб./кВтч.

Ссылка представителя административного ответчика на то обстоятельство, что представленные Обществом копии актов от 31 августа и 30 сентября 2019 года не были надлежащим образом заверены и не содержали подписей и печатей сторон, не может быть принята судом.

Из системного толкования пунктов 15, 16, 20 Правил регулирования следует, что регулируемая организация обращается в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов, к которому прилагаются обосновывающие документы и материалы (исчерпывающий перечень, необходимый для открытия дела об установлении тарифов), в том числе бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату.

В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, что не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.

Соглашаясь с позицией представителя административного ответчика о том, что запрос дополнительных сведений не является обязанностью регулирующего органа, а относится к его дискреционным полномочиям, которые могут быть реализованы при наличии соответствующей необходимости, вместе с тем суд полагает, что такие основания для запроса у Департамента по тарифам в настоящем деле имелись.

Исходя из того что представленные акты приема-передачи содержали достоверные сведения о наименовании группы потребителей, к которой относиться Общество и эти сведения были необходимы для установления экономически обоснованного тарифа, но копии представленных документов не были заверены надлежащим образом, то Департамент по тарифам не лишен был возможности запросить дополнительные документы у Общества в порядке пункта 20 Правил регулирования.

При таких обстоятельствах, расчет расходов на приобретение электрической энергии произведенный регулирующий органом не соответствует нормам действующего законодательства в сфере теплоснабжения.

Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; либо об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет одного вида затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки, а это в свою очередь ведет к установлению экономически необоснованного тарифа.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года № 472-ТЭ в части включения в состав тарифа затрат на арендную плату, расходов на приобретение электрической энергии и объем полезного отпуска тепловой энергии, не соответствует вышеназванным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, имеются основания для его признания недействующим в указанной части.

Определяя момент, с которого приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года № 472-ТЭ должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку нормативный правовой акт применялся, он подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа исполнительной власти Новосибирской области Департамента по тарифам Новосибирской области.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При обращении с настоящим иском в суд административным истцом были понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, которые подлежат взыскания в его пользу с Департамента по тарифам Новосибирской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2019 года № 472-ТЭ «Об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» на территории города Новосибирска на 2019 год и о внесении изменений в приказы департамента по тарифам Новосибирской области от 27 ноября 2017 № 576-ТЭ, от 22 ноября 2018 №457-ТЭ» в части включения в состав тарифа затрат на арендную плату, расходов на приобретение электрической энергии и объем полезного отпуска тепловой энергии.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Возложить на Департамент по тарифам Новосибирской области обязанность принять в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в части.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании органа исполнительной власти Новосибирской области Департамента по тарифам Новосибирской области.

Взыскать с Департамента по тарифам Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.