Дело № 3а-69/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2020 г. город Курган
Курганский областной суд в составе:
судьи Варлакова В.В.,
при секретаре Шумиловой М.А.,
с участием прокурора Поляковской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арабика» об оспаривании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 27 августа 2019 г. № 27-7 «О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 17 ноября 2016 г. № 39-5 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и на коллекторах источников тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Арабика» (Юргамышский район: с. Вилкино, с. Гагарье, с. Горохово, с. Губерля, с. Караси, с. Кипель, с. Красный Уралец, с. Малое Белое, с. Скоблино, с. Таловка, д. Фадюшино) с календарной разбивкой»,
установил:
постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее – Департамент, орган регулирования тарифов) от 27 августа 2019 г. № 27-7 внесены изменения в постановление Департамента от 17 ноября 2016 г. № 39-5 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и на коллекторах источников тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Арабика» (Юргамышский район: с. Вилкино, с. Гагарье, с. Горохово, с. Губерля, с. Караси, с. Кипель, с. Красный Уралец, с. Малое Белое, с. скоблино, с. Таловка, д. Фадюшино) с календарной разбивкой».
Пунктом первым оспариваемого постановления в приложении 1 к постановлению от 17 ноября 2016 г. № 39-5 в графе «с 1 января по 30 июня» в строке «2019» цифры «3877,06» заменены цифрами «3497,82»; в графе «с 1 июля по 31 декабря» в строке «2019» цифры «3946,99» заменены цифрами «3497,82».
В приложении 2 к постановлению в графе «с 1 января по 30 июня» в строке «2019» цифры «3819,67» заменить цифрами «3170,16»; в графе «с 1 июля по 31 декабря» в строке «2019» цифры «3855,18» заменены на цифры «3170,16».
Общество с ограниченной ответственностью «Арабика» (далее – Общество) полагает нормативный правовой акт Департамента несоответствующим законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушающим права и законные интересы административного истца.
Указывает, что Департамент неправомерно исключил заявленные Обществом расходы по арендной плате за аренду объектов теплоснабжения (тепловые сети, модульные котельные) по договору аренды оборудования от 1 октября 2017 г. № 315, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Капитал Групп» (далее – ООО «Капитал Групп»), в размере 1351,74 тыс. руб.
В судебном заседании представители Общества – Лесников И.Ю. и Малахиров Б.М. административное исковое заявление поддержали.
Полагали, что расходы по арендной плате за аренду в 2017 г. объектов теплоснабжения по договору аренды оборудования от 1 октября 2017 г. № 315, заключенного с ООО «Капитал Групп», не могли быть исключены при корректировке тарифов на 2019 г., поскольку, несмотря на отсутствие таких расходов в 2017 г., Общество обязано будет в будущем погасить имеющуюся задолженность по арендной плате.
Представитель Департамента – Санникова Л.В. против заявленных требований возражала.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Поляковской И.В., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее – Методические указания).
Установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20 мая 2003 г. № 149 «О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов» утверждено Положение о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее – Положение о Департаменте), в соответствии с которым Департамент обладает полномочием на установление подлежащих государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 12 Положения о Департаменте, для определения основных направлений деятельности Департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган – правление Департамента, общей численностью не более 9 человек.
Правление Департамента рассматривает вопросы, относящиеся к компетенции Департамента, и принимает коллегиальные решения простым большинством голосов членов правления Департамента, присутствующих на заседании правления Департамента. Заседание правления Департамента считается правомочным, если в нем участвуют более половины членов правления Департамента. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим (пункт 13 Положения о Департаменте).
В соответствии с пунктом 14 Положения о Департаменте, решение Департамента по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) принимается правлением Департамента и издается в форме постановления Департамента.
Постановление вступает в законную силу в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона Курганской области от 8 октября 2004 № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (далее – Закон Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444) после их официального опубликования.
Согласно пункту 1 статьи 48 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Судом установлено, что решение о внесении изменений в постановление Департамента от 17 ноября 2016 г. № 39-5 принято на заседании правления Департамента 27 августа 2019 г. единогласно и оформлено постановлением.
28 августа 2019 г. оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, и с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии постановления Департамента законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (подпункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Согласно статье 7 Закона о теплоснабжении, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с основными принципами, к числу которых относится, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии со статьей 9 Закона о теплоснабжении методом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод индексации установленных тарифов.
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 данного документа с учетом особенностей, установленных данным пунктом.
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.
Пунктом 62 Основ ценообразования предусмотрено, что неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 данного документа.
В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
Пунктом 52 Основ ценообразования предусмотрено, что орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей, в том числе, показатель отклонения уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов.
Судом установлено, что постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 17 ноября 2016 г. № 39-5 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и на коллекторах источников тепловой энергии Общества (Юргамышский район: с. Вилкино, с. Гагарье, с. Горохово, с. Губерля, с. Караси, с. Кипель, с. Красный Уралец, с. Малое Белое, с. Скоблино, с. Таловка, д. Фадюшино) с календарной разбивкой на период регулирования 2016 – 2019 гг.
В указанное постановление вносились изменения (постановления Департамента от 21 ноября 2017 г. № 40-12, от 19 декабря 2018 г. № 44-3, от 19 декабря 2018 г. № 44-18).
Оспариваемым постановлением Департамента от 27 августа 2019 г. № 27-7 в постановление от 17 ноября 2016 г. № 39-5 также внесены изменения, поскольку было установлено, что при расчете тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям и на коллекторах источников тепловой энергии в с. Вилкино, с. Гагарье, с. Горохово, с. Губерля, с. Караси, с. Красный Уралец, с. Малое Белое, с. Скоблино, с. Таловка, д. Фадюшино Юргамышского района на 2017 г. были учтены расходы в размере 1771,87 тыс. руб. на аренду оборудования (котлов), переданных административному истцу по договору аренды от 1 октября 2016 г. № 299, заключенного между ООО «Арабика» и ООО «Капитал Групп», которые к оплате не предъявлялись, а по договорам аренды муниципального имущества, заключенным с администрациями сельсоветов Юргамышского района (тепловые сети) за 2017 г. предъявлена к оплате только аренда муниципального имущества в размере 142,0 тыс. руб.
В связи с тем, что первичными бухгалтерскими документами Общества не подтверждены расходы по арендной плате за аренду объектов теплоснабжения по договору аренды оборудования с ООО «Капитал Групп» (модульные котельные) и договорам аренды муниципального имущества, заключенными с администрациями сельсоветов Юргамышского района (тепловые сети), экспертным советом Департамента подготовлены изменения в экспертное заключение от 23 августа 2019 г., из которых видно, что исключены ранее учтенные расходы в сумме 63,60 тыс. руб. по узлу теплоснабжения: с. Гагарье, а также 1288,14 тыс. руб. по узлу теплоснабжения: с. Вилкино, с. Горохово, с. Губерля, с. Караси, с. Красный Уралец, с. Малое Белое, с. Скоблино, с. Таловка, д. Фадюшино.
В пункте 8.6 изменений в экспертное заключение приведен расчет величины необходимой валовой выручки, принимаемой к расчету при установлении тарифов на 2019-й год долгосрочного периода регулирования, который произведен по формуле, приведенной в пункте 21 Методических указаний.
Доводы Общества о несоответствии оспариваемого постановления подпункту «г» пункта 62 и пункту 45 Основ ценообразования подлежат отклонению, поскольку, как указывалось выше, Обществом не были подтверждены расходы по арендной плате за аренду объектов теплоснабжения.
Вопреки доводам административного иска, обоснования исключения расходов по арендной плате за аренду объектов теплоснабжения Департаментом приведены.
В соответствии с пунктом 20 Правил регулирования тарифов, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте «к» пункта 16 данных Правил (в случае представления перечня таких договоров). Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней. Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.
Нарушений указанного пункта Правил регулирования тарифов суд не усматривает.
Как следует из буквального содержания пункта 20 Правил регулирования тарифов, орган регулирования запрашивает дополнительные сведения только в случае, если возникает необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов).
Между тем, такой необходимости у Департамента не имелось.
Как видно из материалов дела, основаниями для корректировки тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО «Арабика» на 2019 г. послужили проверки, проведенные Федеральной службой безопасности Российской Федерации по Курганской области и прокуратурой Курганской области, в ходе которых было установлено, что у Общества отсутствуют документы, подтверждающие расходы в 2017 г. по арендной плате за аренду объектов теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку по настоящему делу не установлено несоответствия оспариваемого нормативного правового акта иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и повлекшего нарушение прав и законных интересов ООО «Арабика», в удовлетворении административного иска должно быть отказано.
В ходе рассмотрения дела представителями ООО «Арабика» заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Капитал Групп», которое судом оставлено без удовлетворения.
Суд полагает, что ООО «Капитал Групп» не является заинтересованным лицом, поскольку при разрешении настоящего административного дела не могут быть затронуты его права и обязанности. Обстоятельства, связанные с отношениями сторон по договору аренды оборудования от 1 октября 2017 г. № 315, установлению не подлежат, поскольку юридического значения для административного дела не имеют.
Заявление ООО «Арабика» о фальсификации представленных Департаментом доказательств, в частности, подписи бывшего директора Общества Шангина В.Ю. об ознакомлении с изменениями в экспертное заключение от 23 августа 2019 г., а также утверждение о том, что в протоколе заседания правления Департамента от 27 августа 2019 г. неверно указано о присутствии на заседании Шангина В.Ю., суд полагает необоснованными и не подлежащими проверке.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Учитывая изложенное, сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
При подаче административного искового заявления ООО «Арабика» уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации размер государственной пошлины для организаций составляет 4 500 руб.
Учитывая изложенное, и принимая во внимание, что оснований для удовлетворения административного иска судом не установлено, с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Арабика» об оспаривании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 27 августа 2019 г. № 27-7 «О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 17 ноября 2016 г. № 39-5 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и на коллекторах источников тепловой энергии Общества с ограниченной ответственностью «Арабика» (Юргамышский район: с. Вилкино, с. Гагарье, с. Горохово, с. Губерля, с. Караси, с. Кипель, с. Красный Уралец, с. Малое Белое, с. Скоблино, с. Таловка, д. Фадюшино) с календарной разбивкой» оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Арабика» в бюджет муниципального образования город Курган государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья В.В. Варлаков