ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-69/2016 от 04.03.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 3а-69/2016

Решение

Именем Российской Федерации

04 марта 2016 года г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Машкиной Н.Ф.,

при секретаре судебного заседания Садыковой А. Р.,

с участием представителя административного истца П.Э.О., действующего по доверенности от 01 декабря 2015 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Южуралпромресурс» к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Южуралпромресурс» (далее по тексту – ООО «Южуралпромресурс») обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 521 472+/-252,75 кв. м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> с разрешённым использованием: эксплуатация и обслуживание имущественного комплекса, равной его рыночной стоимости, в размере 275268000,00 рублей по состоянию на 01 августа 2007 года.

Административный иск мотивирован тем, что административный истец является арендатором части земельного участка и платит арендную плату, зависящую от кадастровой стоимости. Размер последней составляет 448106104,32 руб., что существенно превышает его рыночную стоимость и затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы.

В судебном заседании представитель административного истца П.Э.О. поддержал требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, просил их удовлетворить и восстановить срок для обращения в суд.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, о чем предоставил письменное заявление.

Согласно поступивших в суд пояснений по заявлению не возражают против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебное заседание представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики, представитель заинтересованного лица Министерства имущественный отношений Удмуртской Республики, представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Город Ижевск», представитель заинтересованного лица Федерального ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», представитель заинтересованного лица Открытого акционерного общества «Ижевский машиностроительный завод», представитель заинтересованного лица Открытого акционерного общества «Концерн «Ижмаш», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Орбита», представитель заинтересованного лица Закрытого акционерного общества «Производственное объединение «Джет», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «ОВЭКО», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Ижевскхиммаш», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртвторресурс», Ч.С.А,, представитель заинтересованного лица Закрытого акционерного общества «Элмаш», С.Н.Ю., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Рапид 18», Р.А.Ю., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Вектор-Авто», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Промстан», Г.А.Н., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Нефть», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Кипер», К.М.Г., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Балтийский лизинг», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Сервисреммаш Буровое оборудование», представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Регионтрейдинг», Н.И.Я., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Ижевскхиммаш-сервис», К.А.Н., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Кассиопея», И.Р.Г., К.А.А., Ж.О.А., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Аркутур», П.А.В., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «ИжКриоТехника», А.Р.А., К.В.Ю., представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «развитие», представитель заинтересованного лица Закрытого акционерного общества «Фирма Вега» не явились, в материалах дела имеются сведения об извещении о дате и месте судебного заседания.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц, признав их явку не обязательной.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что 09 июня 2005 года Администрацией города Ижевска заключен договор аренды . Предметом договора является земельный участок из земель поселений с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 537864 кв.м, с адресом: <адрес>, участок предоставлен для эксплуатаций и обслуживания имущественного комплекса, состоящего из производственных, административно-бытовых зданий и сооружений, срок договора аренды по 08 декабря 2009 года (л. д. 144-163 том 1).

На момент рассмотрения договор аренды заключен на неопределенный срок (л. д. 59 том. 3), арендаторами спорного земельного участка являются: Общество с ограниченной ответственностью «Южуралпромресурс», Открытое акционерное общество «Ижевский машиностроительный завод», Открытое акционерное общество «Концерн «Ижмаш», Общество с ограниченной ответственностью «Орбита», Закрытое акционерное общество «Производственное объединение «Джет», Общество с ограниченной ответственностью «ОВЭКО», Общество с ограниченной ответственностью «Ижевскхиммаш», Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртвторресурс», Ч.С.А,, Закрытое акционерное общество «Элмаш», С.Н.Ю., Общество с ограниченной ответственностью «Рапид 18», Р.А.Ю., Общество с ограниченной ответственностью «Вектор-Авто», Общество с ограниченной ответственностью «Промстан», Г.А.Н., Общество с ограниченной ответственностью «Нефть», Общество с ограниченной ответственностью «Кипер», К.М.Г., Общество с ограниченной ответственностью «Балтийский лизинг», Общество с ограниченной ответственностью «Сервисреммаш Буровое оборудование», Общество с ограниченной ответственностью «Регионтрейдинг», Н.И.Я., Общество с ограниченной ответственностью «Ижевскхиммаш-сервис», К.А.Н., Общество с ограниченной ответственностью «Кассиопея», И.Р.Г., К.А.А., Ж.О.А., Общество с ограниченной ответственностью «Аркутур», П.А.В., Общество с ограниченной ответственностью «ИжКриоТехника», А.Р.А., К.В.Ю., Общество с ограниченной ответственностью «Индустриальный парк «развитие», Закрытое акционерное общество «Фирма Вега» (л. д. 164-175 том 1, л. д. 10-47, 77-98, 103-182, 246-251 том 3).

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Для пересмотра в суде юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, предварительное обращение в Комиссию является обязательным.

Суд констатирует, что данное требование закона административным истцом соблюдено.

Уведомлением об отказе в принятии заявления к рассмотрению от 21 декабря 2015 года за Комиссия уведомила ООО «Южуралпромресурс» о том, что их заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости путём установления рыночной стоимости, поступившее в Комиссию 11 декабря 2015 года, не принято к рассмотрению в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (л. д. 20-24 том 1).

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона № 135-ФЗ).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – Постановление № 275).

При этом, в приложении № 1 к Постановлению № 275, которым утверждён перечень подлежащих оценке земельных участков в составе земель города Ижевска по состоянию на 01 января 2007 года, отсутствует земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

В силу положений статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке, а также в случаях изменения характеристик земельного участка, влияющих на кадастровую стоимость (отнесение земельного участка к другой категории земель, изменение вида разрешённого использования земельного участка или уточнение площади земельного участка), определение кадастровой стоимости проводится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее по тексту – Методические указания).

В абзаце 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержатся аналогичные разъяснения, согласно которым датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, в том числе является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 01 декабря 2015 года , сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, внесены в государственный кадастр недвижимости 01 августа2007 года (л. д. 83 том 1).

При этом, как следует из материалов дела и установлено судом, кадастровая стоимость земельного участка определена по приложению № 2 Постановления № 275 в соответствии с девятой группой видов разрешённого использования – земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в соответствии с пунктами 2.4, 2.1.3 Методических указаний (859,31 (удельный показатель девятой группы видов разрешённого использования в кадастровом квартале <данные изъяты>) х 521472 кв.м (площадь земельного участка) = 448106104,00 руб. (кадастровая стоимость земельного участка).

Таким образом, из правовых положений статей 24.19, 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ и пункта 2.6 Методических указаний следует, что рыночную стоимость объекта недвижимости в рассматриваемом случае следует определить на дату внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, а именно на 01 августа 2007 года.

При рассмотрении дела установлено, что в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик спорного земельного участка, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, не вносилось.

В судебном заседании установлено, что расчет арендных платежей по договору аренды производится с учетом кадастровой стоимости земельного участка.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как арендатора, ООО «Южуралпромресурс» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований Отчета об оценке Общества с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество плюс» от 08 октября 2015 года следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на 01 августа 2007 года составила 275268000,00 руб. (том 2).

Согласно положительного экспертного заключения на данный отчет, выполненного экспертом Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» от 19 октября 2015 года экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (л. д. 206-227 том 1).

В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в отношении отчета об оценке имеется положительное экспертное заключение, а также принимая во внимание, что доказательств недостоверности отчета об оценке не представлено, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка его рыночной стоимости в размере, установленном отчетом независимого оценщика Общества с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Имущество плюс» от 08 октября 2015 года по состоянию на 01 августа 2007 года в размере 275268000,00 руб.

Суд признает, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» утверждены очередные результаты кадастровой стоимости земельных участков в Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2015 года (в том числе земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>).

Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года».

Согласно кадастровой справке от 18 января 2016 года, дата утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 11 декабря 2015 года, кадастровая стоимость – 495054228,48 руб. (л. д. 19 том 1).

Рассматривая заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным иском, суд исходит из следующего.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 01 августа 2007 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд административный истец обратился 27 января 2016 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока.

Поскольку статья 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации – 15 сентября 2015 года, а в ранее действовавшем законодательстве не был установлен срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признаёт причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок – подлежащим восстановлению.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Южуралпромресурс» к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> в размере его рыночной стоимости 275268000,00 рублей, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 09 марта 2016 года.

Судья Н. Ф. Машкина