ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-69/2016 от 28.07.2016 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-69/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

судьи-председательствующего Лукиных Л.П.,

при секретаре судебного заседания Вагиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 28 июля 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению Юровских В.Г. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,

установил:

Юровских В.Г. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. В обоснование административного иска указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , общей площадью <...> кв. м, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, местонахождение установлено относительно ориентира: <адрес> Согласно постановлению Правительства Курганской области от 9 декабря 2014 г. № 479 кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка утверждена в размере <...> руб. На основании отчета об оценке земельного участка , выполненного индивидуальным предпринимателем К.О.Н., рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. составляет <...> руб. Полагал, что завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его реальной рыночной стоимости влечет за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, поскольку согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Тем самым считал, что нарушаются его права как плательщика земельного налога. Полагал, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Учитывая изложенное, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью <...> кв. м, с кадастровым , местонахождение: <...> в размере, равном его рыночной стоимости в сумме <...> руб.

В соответствии с ч. 5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в качестве административных соответчиков по делу привлечены Правительство Курганской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области)

Административный истец Юровских В.Г. в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца Хитунова Е.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области Буженкова М.В. в судебном заседании не оспаривала использованные оценщиком методики расчета и полученные выводы в оценке спорного земельного участка и установленную отчетом стоимость данного объекта недвижимости. При этом считала, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области является ненадлежащим ответчиком.

Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В своем письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Разрешение иска оставил на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курганской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, в котором полагал, что Управление Росреестра по Курганской области является ненадлежащим ответчиком.

В соответствии со ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав участников судебного процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <...> Юровских В.Г. приобрел в собственность земельный участок с кадастровым , общей площадью <...> кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, расположенного по <адрес>

<...> Юровских В.Г. выдано свидетельство о государственной регистрации права на указанный земельный участок.

В силу ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании постановления Правительства Курганской области № 479 от 9 декабря 2014 г., которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области.

В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость принадлежащего Юровских В.Г. на праве собственности земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. составляет <...> руб.

Согласно отчету оценщика К.О.Н. от <...> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым по состоянию на 1 января 2014 г. составила <...> руб.

Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости данного земельного участка по данным государственного кадастра недвижимости и его рыночной стоимости и, следовательно, обоснованности доводов административного истца о том, что результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права.

Частью 1 ст. 245 КАС РФ установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ), что установлено ч. 5 ст. 1 данного закона.

На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка. (п.п. 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 г.

На основании данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 2, 4, 10 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости с учетом уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Вышеуказанным постановлением Правительства Курганской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Курганской области, за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и данных объединений» № 479 от 9 декабря 2014 г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2014 г. Кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена данным постановлением.

С учетом изложенного, именно на эту дату – 1 января 2014 г. в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка.

На основании ст. 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

С достоверностью выводов представленного в материалы дела отчета об оценке объекта оценки от <...> выполненного оценщиком К.О.Н. участвующие в деле лица согласились, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.

Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования, обоснование использованных методик и полученных выводов.

Оценщик – индивидуальный предприниматель К.О.Н. руководствовалась нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен оценщиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил доходный подход, обосновал отказ от использования сравнительного подхода и применения затратного подхода. Проанализировав все методы доходного подхода для определения стоимости земельного участка, оценщик пришел к выводу, что метод капитализации земельной ренты позволяет достоверно оценить свободный земельный участок, так как имеется информация о рыночной земельной ренте участков сельхозназначения через нормативную урожайность.

Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на результатах расчетов метода капитализации земельной ренты. При этом оценщик исходил из наиболее эффективного использования земельного участка.

Экспертным заключением Экспертного совета <...> от <...> (эксперт Л.В.В. установлено соответствие указанного отчета оценщика действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы оценщика недостоверными.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Юровских В.Г. административных исковых требований об установлении по состоянию на 1 января 2014 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым , общей площадью <...> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, расположенного по <...> равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» № 28 от 30 июня 2015 г. на основании ч. 4 ст. 38 КАС РФ – административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Таким образом, надлежащими административными ответчиками по делу являются Правительство Курганской области, которое утвердило результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка, и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, по согласованию которого были утверждены результаты определения кадастровой стоимости.

Пунктом 31 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г. разъяснено, что с учетом того, что главой 23 ГПК РФ, главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ. Соответственно, при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание, что в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Поскольку удовлетворение требований Юровских В.Г. сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы в данном случае относятся на административного истца, поскольку решение суда по делу не может расцениваться, как принятое против административных ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 245-249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Юровских В.Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поступившее в Курганский областной суд 11 июля 2016 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , общей площадью <...> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости в размере <...> руб. по состоянию на 1 января 2014 г.

Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Л.П. Лукиных