Дело № 3а-69/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никитиной Г.Н.
при секретаре Виноградове В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об устранении реестровой ошибки в Едином государственном реестре недвижимости,
установил:
ФИО1 обратилась в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» в части, а именно: столбец 4 строки «72446» приложения № 1 к постановлению, в котором указан «Номер группы» - 5; внести в приложение № 1 к постановлению следующие изменения : вместо « №», указать « №», обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области) внести в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования; установить, что для целей налогообложения за 2013 год применяется удельный показатель кадастровой стоимости, установленной для 9 группы видов разрешенного использования, в которой относится земельный участок.
С учетом уточненных требований административный истец просит признать наличие реестровой ошибки в Едином государственном реестре недвижимости в сведения о принадлежности спорного земельного участка к 5-й группе видов разрешенного использования являются ошибочными, обязать Управление Росреестра по Новосибирской области устранить указанную реестровую ошибку по определению вида разрешенного использования земельного участка путем внесения сведений о принадлежности спорного земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования.
По мнению ФИО1 принадлежащий ей земельный участок должен относится к 9 группе разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39. Указанная ошибка, допущенная в отчете об определении кадастровой стоимости в части определения группы видов разрешенного использования земельного участка, привела к уплате земельного налога в большем размере, что нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные административные исковые требования.
Представители Правительства Новосибирской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили, ходатайств от них не поступило.
При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка представителей указанных административных ответчиков, заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее – Земельный кодекс) предусмотрено, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог ( до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 10904 кв. м., расположенного в границах участка, адрес ориентира <адрес>, относящегося к категории земель-земли населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования- для эксплуатации здания (механической мойки).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. № 535-п « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области», вступившим в силу с 1 января 2012 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере 63409158,88 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости – 5815,22 руб./ кв. м., соответствующего, согласно методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39, 5-й группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Отчет об определении кадастровой стоимости, на основании которого постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, составлен Омским филиалом «ФКЦ «Земля».
По мнению ФИО1, принадлежащий ей земельный участок не использовался для размещения объектов торговли и/или общественного питания, а также для оказания физическим лицам услуг в сфере бытового обслуживания, которые включают 5 группу видов разрешенного использования.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе видов разрешенного использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39.
Согласно подпункту 2.2.3 Методических указаний сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется из источников информации, содержащих достоверную информацию. При этом сбор сведений может осуществляться из следующих источников: государственный земельный кадастр; государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства; фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. В тех случаях, когда факторами стоимости являются характеристики земельных участков, не содержащиеся в источниках, перечисленных выше, может быть использована достоверная информация, содержащаяся в иных источниках.
Согласно описанию разрешенного использования, содержащегося в Публичной кадастровой карте, размещенной в сети интернет (дата обновления – 31 марта 2015 года) земельный участок, принадлежащий ФИО1, относится к землям под объектами промышленности и имеет вид разрешенного использования - «для эксплуатации здания (механической мойки)».
Решением Новосибирского областного суда от 10 ноября 2014 года удовлетворено исковое заявление ФИО1, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 10904 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации здания (механической мойки), местоположение: установлено относительно ориентира здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира <адрес> в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010 года в размере 3556994 руб.
В качестве доказательства рыночной стоимости спорного земельного участка административным истцом был представлен отчет ООО «Союз независимых оценщиков и консультантов» от 07.10.2014 года. Согласно представленного отчета оценка земельного участка производилась на 01.01.2010 года. При описании местоположения земельного участка оценщик исходил из карты зонирования г. Новосибирска, утвержденной Решением Совета депутатов г. Новосибирска № 1288 от 24.06.2009 г. «О правилах землепользования и застройки г. Новосибирска», и пришел к выводу, что объект оценки находится в зоне П-1. Оцениваемый земельный участок на дату оценки использовался в соответствии с его разрешенным использованием – для эксплуатации здания (механической мойки). Таким образом, при определении рыночной стоимости земельного участка оценщик исходил из того, что спорный земельный участок относится к зоне П1 и его разрешенное использование согласно кадастровому паспорту: по классификатору-для размещения промышленных объектов, по документу – для эксплуатации здания (механической мойки).
В качестве приложения к отчету представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № от 25 июня 2008 года, из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 13248141,92 руб., при этом удельный показатель составляет 1214,98 руб/кв. м..
Согласно Постановлению администрации Новосибирской области от 27.07.2005 г. № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель области» удельный показатель спорного земельного участка был определен в размере 1214,98 руб/ кв. м., в связи с отнесением спорного земельного участка к 7 группе разрешенного использования земель населенных пунктов – «земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического и, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта ( за исключением земельных участков под автозаправочными и газонакопительными станциями, предприятиями сервиса, гаражами и автостоянками) под объектами связи».
Земельный налог за 2012 год ФИО1 был также исчислен исходя из кадастровой стоимости в размере 13248142,00 руб., т.е. с применением удельного показателя для земельных участков, отнесенных к 7 группе разрешенного использования.
Как следует из представленных сведений Управлением Росреестра по Новосибирской области от 25.04.2017 года за № 01-17-918/17 земельные участки, предназначенные для производственных нужд, вошли в состав 7 группы ВРИ, в соответствии с Методическими указаниями, указанный ВРИ вошел в состав 9 группы ВРИ и в состав 13 группы ВРИ.
Согласно акту осмотра от 04.04.2017 года спорного земельного участка установлено, что ни в здании, ни на земельном участке не выявлено объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Сведения об изменении вида разрешенного использования в материалах дела отсутствуют.
Указанное позволяет сделать вывод об ошибочности отнесения земельного участка в отчете об оценке к пятой группе видов разрешенного использования при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области по состоянию на 1 января 2010 г., что подлежит устранению. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере 63409158,88 руб., исходя из 5-й группы видов разрешенного повлекло нарушение прав и законных интересов ФИО1, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление ФИО3 подлежит удовлетворению.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее –Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28), при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующей на момент вынесения судебного решения, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте -плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее-реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней, со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с пунктами 14,15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 1 января 2017 года, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Принимая во внимание, что в настоящее время ФИО1 произведена уплата земельного налога за 2013 год в размере, исчисленном исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 15599153,36 руб., с учетом его отнесения к 9 группе вида разрешенного использования, у нее имеется недоимка по уплате налога за 2013 год в размере 696245,28 руб.
Поскольку при взыскании с ФИО1 этой недоимки подлежит применению оспариваемая архивная кадастровая стоимость земельного участка, то у административного истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости на период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.
На основании изложенного суд полагает, что отнесение земельного участка при проведении государственной кадастровой оценки к 5-й группе видов разрешенного использования является реестровой ошибкой, которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, а в последующем Единый государственный реестр недвижимости и подлежит исправлению в порядке Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п, в связи с чем оснований для удовлетворения требования в части возложения обязанности на Управление Росреестра по Новосибирской области по внесению соответствующих изменений не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером №, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области», кадастровой стоимости земельного участка, исходя из удельного показателя для 9-ой группы разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, для целей определения размера земельного налога за 2013 год, за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.
Решение может быть обжаловано в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда.
Председательствующий по делу Никитина Г.Н.
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2017 года