ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-69/2017 от 20.04.2017 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

3а-69/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2017 года Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:

судьи Городского суда Гунько Т.А.,

с участием прокурора Мищенко Е.А.,

при секретаре Рунове Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО « Воздушные Ворота Северной Столицы» к административному ответчику Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга о признании недействующим в части пункта 694 Перечня, утвержденного Приказом № 260-П от 20.12.2016 « Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год», суд

У С Т А Н О В И Л :

Приказом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20.12.2016 № 260-П « Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, согласно Приложения.

Под № 694 указанного Приложения в перечень включен объект недвижимости по адресу : Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, дом 41 литер Г, кадастровый номер №..., собственником 99/100 доли которого является ООО « Воздушные Ворота Северной Столицы».

Полагая, что указанное недвижимое имущество включено в Перечень необоснованно, административный истец просит признать пункт 694 Перечня, утвержденного Приказом недействующим с момента издания, указывая, что объект недвижимости не соответствует критериям, предъявляемым статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 « О налоге на имущество организаций».

Внесение указанного объекта недвижимости в Перечень нарушает права административного истца, поскольку возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.

В судебном заседании требования административного истца поддержал представитель по доверенности Те И.М.

Представитель административного ответчика, по доверенности Воронкин И.Б., просил в удовлетворении требований отказать, указывая, что объект недвижимого имущества включен в Перечень обоснованно.

Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А.., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно п. «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге налог на имущество организаций введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 « О налоге на имущество организаций».

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет».

Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга».

Согласно постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 № 207» О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга» создана Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга и утверждено Положение о ней (л.д. 89-90).

Согласно Положения о государственной инспекции она является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику в сфере организации контроля за использованием нежилых зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга( далее-объекты нежилого фонда)(л.д. 90).

Согласно гл.3 Положения о государственной инспекции к ее полномочиям относится в частности инвентаризация объектов нежилого фонда (л.д. ).

Правительство Санкт-Петербурга Постановлением от 23 марта 2016 № 207 наделило Инспекцию полномочиями по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга (л.д.89).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом субъекта РФ города федерального значения Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий и имеет официальное опубликование (л.д. 79).

Данным нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогооблажения.

Как следует из материалов дела, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержден Приказом Инспекции от 20.12.2016 № 260-П, который размещен на сайте Администрации Санкт-Петербурга 22.12.2016, т.е. до начала соответствующего налогового периода, что соответствует Приказу Федеральной налоговой службы России от 28.11.2014 и пункту 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года № 684-96 «О налоге на имущество организаций» на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьей 1-1 которого, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий(строений, сооружений) площадью свыше 3000 кв.м и нежилых помещений свыше 3000 кв.м., которые в соответствии с пунктами 3, 4, 5 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисные оборудования, парковки).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014г. № 737 утвержден Порядок фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее-Порядок), которым определена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и ( или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1,3,4,5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Названный Порядок предусматривает последовательность действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по определению вида фактического использования зданий( строений, сооружений) и помещений, а именно:

подготовку на основе данных государственного кадастра недвижимости и (или) технического учета инвентаризации) перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию;

размещение данного перечня на официальном сайте КИО в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» не позднее, чем за пять дней до начала проведения обследования таких объектов;

обследование объектов, указанных в перечне, в ходе которого осуществляется фотосъемка и ( или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и ( или) видеосъемка вывесок(конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании ( строении, сооружении) помещении;

подготовку проектов решений об определении вида фактического использования зданий( строений, сооружений) и помещений;

размещение проектов указанных решений на официальном сайте КИО в сети « Интернет» в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду;

рассмотрение заявлений собственников ( правообладателей) о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий;

принятие решений об определении вида фактического использования зданий( строений, сооружений) и помещений и размещение указанного решения на официальном сайте КИО в сети « Интернет», после изменения полномочий и передачи их Инспекции на сайте Администрации Санкт-Петербурга.

Административный истец указал, что объект недвижимого имущества включен в оспариваемый перечень Инспекцией необоснованно, поскольку объект недвижимости здание по адресу : Санкт-Петербург, Пулковское шоссе,дом 41 литер 3Г не соответствует критериям, установленным требованиям, предъявляемым статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и ст. 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2002 № 684-96 « О налоге на имущество организаций».

В обоснование своей правовой позиции административный истец ссылается на то, что Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163, с 01.01.2017 утратил силу в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01. 2014 № 14-ст « О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 ( КПЕС 2008)», согласно которому деятельность автомобильных стоянок для транспортных средств включена в раздел вспомогательная транспортная деятельность.

В целях применения Налогового кодекса РФ Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11. 2016 № 2496-р утверждены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.

В названных перечнях деятельности автомобильных стоянок для транспортных средств, как вид экономической деятельности, относящийся к бытовым услугам, отсутствует.

Кроме того, следует отметить, что в Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163, на который ссылается Госинспкция, услуги хранения автотранспортных средств на платных стоянках отнесены к бытовым услугам ( код 017608), в то время как услуги стоянок для автотранспортных средств включены в раздел « Транспортные услуги» ( код 023416), в связи с чем ссылка Госинспекции на указанный классификатор несостоятельна.

При этом следует отметить, что у ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» отсутствуют обязательства по хранению автотранспортных средств, равно как отсутствуют какие либо заключенные договора аренды, с лицами, въезжающими на территорию парковочного комплекса.

Таким образом, суд полагает установленным отсутствие оснований для включения объекта недвижимого имущества по адресу : Санкт-Петербург, Пулковское шоссе,дом 41,литер ЗГ в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.

При указанных условиях подлежит признанию недействующим пункт 694 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга от 20.12.2016 № 260-п.

При этом, суд считает необходимым отметить то обстоятельство, что представленный акт обследования объекта недвижимого имущества от 21.10.2016г (л.д. 97-98) и фотосъемка (л.д.99 ), не могут быть признаны достоверными доказательствами, поскольку данные документы не отвечают требования, предъявляемым к ним при составлении Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014г. № 737 утвердившим Порядок и процедуру установления вида фактического использования для признания таких объектов используемых в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1,3,4,5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд полагает, что представленные документы не могут подтверждать условия, позволяющие включить объект в соответствующий Перечень и не являются доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов помещений в здании в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и ( или) объектов бытового обслуживания.

Установленные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что объект не обладает признаками объекта налогообложения, определенными ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 « О налоге на имущество организаций» и отвечает условиям, позволяющим включить его в соответствующий Перечень.

Учитывая, что оспариваемый пункт, включенный в Перечень имеет значение при налогообложении и распространяется на истекший налоговый период, суд полагает обоснованным признание его недействующим с момента принятия, а не с момента вступления данного решения в законную силу, т.к. в противном случае будет утрачена цель восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что согласуется с с положениями части 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ООО « Воздушные Ворота Северной Столицы» к административному ответчику Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга о признании недействующим в части пункта 694 Перечня, утвержденного Приказом № 260-П от 20.12.2016 « Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» удовлетворить.

Признать недействующим пункт 694 Перечня, утвержденного Приказом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга № 260-П от 20.12.2016 « Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» со дня принятия.

Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

СУДЬЯ подпись Т.А.ГУНЬКО

Копия верна: судья Т.А.Гунько