ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-69/2018 от 15.03.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

дело № 3а-69/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2018 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе

судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Зеленцовой Н.З.,

с участием

прокурора прокуратуры Удмуртской Республики Вострокнутовой В.К., представителя административного истца Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» - Базуевой М.А.,

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Вострикова С.В.,

представителя заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР Примушко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» о признании недействующим абзаца 2 подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 г. №82,

установил:

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №82 утверждено Положение о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – Положение).

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 марта 2016 года № 90 «О внесении изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №82 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» Положение о предоставлении субсидий было изложено в новой редакции.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 марта 2017 года № 67 «О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года № 82 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» пункт 4 Положения о предоставлении субсидии изложен в новой редакции, а именно:

4. Субсидии не предоставляются:

1) заявителям, не представившим в Министерство отчетности о финансово-экономическом состоянии заявителя по форме, в порядке и сроки, установленные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

2) если на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии (далее - договор о предоставлении субсидии):

в отношении заявителя начаты процедуры реорганизации, ликвидации или заявитель находится в состоянии банкротства и в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства;

у заявителя имеется просроченная задолженность по возврату в бюджет Удмуртской Республики субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, кроме задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

заявитель является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

заявителем получены средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами на мероприятия, указанные в пункте 1 настоящего Положения;

3) при отсутствии у заявителя посевных площадей сельскохозяйственных культур, посевных площадей, занятых семенным картофелем и (или) овощами открытого грунта.

Указанные правовые акты были опубликованы на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.

Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР», признанное решением Арбитражного Суда Удмуртской Республики от 2 марта 2016 г. несостоятельным (банкротом) и в отношении которого введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Карелин А.В. (далее – ГУП УР «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР», административный истец), обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96, ввиду его противоречия положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не предусматривающим ограничения для выдачи субсидии, и нарушения права сельхозпроизводителей на получение субсидии за счет средств федерального бюджета.

Требования мотивированы тем, что административный истец относится к категории сельскохозяйственных организаций, находится в состоянии банкротства. В адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики административным истцом была направлена заявка и необходимые документы на получение субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства за 2017 год (регистрационный от 10.04.2017).

Письмом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 20.04.2017г. в предоставлении субсидии было отказано на основании подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №96 (в редакции изменений, внесенных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 марта 2017 г. №67).

Административный иск заявлен в связи с отказом в предоставлении субсидии по причине того, что заявитель находится в процессе банкротства. Указанное положение, по мнению административного истца, нарушает право фактически действующей сельскохозяйственной организации получать субсидии, направленные на возмещение части фактически понесенных затрат.

На основании изложенного, административный истец просит признать недействующим подпункт 2 пункт 4 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской республики от 10 марта 2015 года №82 (в редакции изменений, внесенных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 марта 2017 года №67) как не соответствующий законодательству Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела по существу, представителем административного истца изменен (уточнен) предмет административного иска на требование – признать недействующим нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации – в части слов «заявитель находится в состоянии банкротства и в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства» в абзаце втором подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №82.

В судебном заседании представитель административного истца ГУП УР «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» - Базуева М.А. поддержала заявленное требование, пояснила, что оспариваемая норма противоречит положениям ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениям Законодательства о защите конкуренции, поскольку ставит административного истца в неравное положение с иными участниками гражданских правоотношений.

Представитель административного ответчика – Правительства Удмуртской Республики Востриков С.В. административный иск не признал. В своих возражениях указал на то, что Положение утверждено компетентным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административного истца.

Представитель заинтересованного лица – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Примушко А.П. поддержала изложенную в письменных объяснениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении заявленного требования.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики Вострокнутовой В.К., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Удмуртской Республики не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативно-правовых актов урегулирован нормами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец просит признать недействующим абзац 2 подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №82, в части слов «заявитель находится в состоянии банкротства и в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства».

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).

Вместе с тем, пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ устанавливает право, а не обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 пункта 4 Положения субсидия не предоставляется, если на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии (далее - договор о предоставлении субсидии) в отношении заявителя начаты процедуры реорганизации, ликвидации или заявитель находится в состоянии банкротства и в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

2 марта 2016 г. решением Арбитражного Суда Удмуртской Республики в отношении ГУП УР «Ордена Ленина племзавод им 10 лет УАССР» было открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев до 22 августа 2017 г., целью которого согласно абз.16 ст.2 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» является соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации. Такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1, 2 пункта 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года №887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее в тексте – Общие требования).

Согласно пункту 2 Общих требований, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий.

Согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года №6-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики (действовавшего на момент издания постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 года №82) и статье 1 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года «О Правительстве Удмуртской Республики», статье 52 Конституции Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительной власти в Удмуртской Республике.

Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, Законом «О Правительстве Удмуртской Республики», другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на территории Удмуртской Республики. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики и постановления Правительства Удмуртской Республики, которыми внесены изменения, в установленном порядке опубликованы на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.

Абзац 4 подпункта «е» пункта 4 Общих требований содержит указание на то, что получатели субсидий – юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий – индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Удмуртской Республики в пределах компетенции и в соответствии с требованиями законодательства, с соблюдением установленной формы принятия правового акта, а также с соблюдением установленных правил его опубликования.

Давая оценку доводу административного истца о том, что оспариваемая норма ставит их в неравное положение по сравнению с другими участниками гражданских правоотношений, суд не находит его состоятельным.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Принятие арбитражным судом решения о признании организации банкротом и об открытии конкурсного производства означает признание юридического лица неспособным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, следовательно, осуществлять в полной мере хозяйственную деятельность, и влечет за собой существенные ограничения прав должника, в целях сохранения принадлежащего ему имущества. Основной целью конкурсного производства является установление имущества должника и удовлетворение требований кредиторов за счет такого имущества.

При этом, исходя из Положения, целями предоставление субсидий является поддержка и развитие сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в соответствии со своим назначением.

В случае признании организации банкротом и открытия конкурсного производства она неспособна осуществлять надлежащую хозяйственную деятельность. Следовательно, поддержка такой организации со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики за счет бюджетных средств не будет отвечать целям предоставления субсидий.

Следовательно, доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересах не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации и фактических обстоятельствах дела.

Установленные по делу обстоятельства приводят суд к убеждению о том, что оспариваемая административным истцом норма принята в полном соответствии с требованиями законодательства, имеющего более высокую юридическую силу без нарушения прав административного истца.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 177-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Ордена Ленина племзавод им. 10 лет УАССР» о признании недействующим абзаца 2 подпункта 2 пункта 4 Положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2015 г. №82, в части слов «заявитель находится в состоянии банкротства и в отношении заявителя имеется вступившее в законную силу решение суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства» отказать.

Возложить на Правительство Удмуртской Республики обязанность в течение месячного срока со дня вступления в силу настоящего решения опубликовать резолютивную часть настоящего решения в официальном издании органов власти Удмуртской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной

форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 19 марта 2018 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова