ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-6/17 от 19.09.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело № 3а–6/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2017 года город Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Гапоновой В.

с участием:

представителя административного истца ФИО1

представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 и Общества с ограниченной ответственностью «Заря» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости

УСТАНОВИЛ:

ООО «Заря» и ФИО3 обратились в Ставропольский краевой суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 3 858 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 г.;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>

<адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 60 597 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 г.;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 1 269 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 г.

В обоснование заявленных требований административный истец ООО «Заря» сослалось на то, что является собственником доли 3/933 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, и арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> находящихся в общей долевой собственности физических лиц.

Согласно условиям договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, арендатор ООО «Заря» обязуется выплачивать предусмотренную договором арендную плату, а также компенсировать арендодателям 100% оплаченного земельного налога. Данная обязанность зависит от размера установленной кадастровой стоимости, являющейся базой для начисления земельного налога. ООО «Заря» на основании представленного расчета земельного налога, передает арендаторам деньги для его оплаты. В связи с установлением кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1381 от 27.11.2015 года, ООО «Заря» вынуждено нести дополнительные финансовые расходы, обусловленные исчислением земельного налога из кадастровой стоимости земельных участков. Ссылаясь на п.6 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30.06.2016 года, ООО «Заря» проставило согласие одного из участников общей долевой собственности на оспаривание кадастровой стоимости, выраженное в договоре поручения, заключенном между ФИО3 и ООО «ЗАРЯ».

Административный истец ФИО3 в обоснование заявленных требований указала, что является собственником доли 4/57 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, и собственником доли 1/52 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а также собственником доли 5/933 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. ФИО3 является плательщиком земельного налога, ввиду чего установленная кадастровая стоимость спорных земельных участков на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1381 от 27.11.2015 года, затрагивает права ее права,

поскольку является базой для исчисления земельного налога из кадастровой стоимости земельных участков (ч. 1 ст.391 НК РФ).

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от 31.05.2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере - 37786285 рублей 08 копеек по состоянию на 01.01.2015.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от 31.05.2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере - 593475 611 рублей 58 копеек по состоянию на 01.01.2015.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от 31.05.2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определена в размере - 12425 623 рублей 76 копеек по состоянию на 01.01.2015.

По смыслу положений статей 65, 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки, не обеспечивает ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С целью установления соответствия или отличия кадастровой стоимости земельных участков от рыночной стоимости, административные истцы обратились к независимым оценщикам ООО «Деловой партнер». В соответствии с Отчетом № 00405 от 06.05.2016 г. об оценке рыночной стоимости земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, составленным оценщиком ООО «Деловой партнер» ФИО4 по состоянию на 01.01.2015 г. рыночная стоимость земельных участков составляет:

- с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3858 000 рублей;

-с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 60597 000 рублей;

- с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1269000 рублей.

На данный отчет об оценке получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков «Деловой Союз Оценщиков» № 3869 от 27.05.2016 г.

Взыскание земельного налога на основе завышенной кадастровой стоимости, ведет к нарушению прав административных истцов, поскольку в таком случае ООО «Заря» и ФИО3 вынуждены оплачивать земельный налог и компенсировать его оплату арендодателям в завышенном размере.

В порядке досудебного урегулирования спора ООО «Заря» и ФИО3 обратились в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю. Решением комиссии от 15.06.2016 года № 788 заявление административных истцов отклонено.

Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В судебном заседании представитель административных истцов ООО «Заря» и ФИО3 уточнил заявленные в административном иске требования с учетом выводов повторной судебной оценочной экспертизы, изложенных в заключении комиссии БНЭ «Версия» № 872 от 28.07.2017 г., просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в размере равном его рыночной стоимости в размере 8722 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 г.; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 134593 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 г.; с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2868 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 г.

Представитель Административного ответчика – Министерства имущественных отношений Ставропольского края – ФИО2 просил суд принять законное и обоснованное решение.

В судебное заседание ФИО3, представители иных ответчиков и заинтересованных лиц по делу не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

От ФИО3 и представителя администрации муниципального образования с. Тугулук поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости согласно выводам повторной судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.

В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В настоящее время определение кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.09.2010 № 445.

Пункт 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Из материалов данного административного дела следует, что результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных

участков затрагивают права и обязанности административных истцов, поскольку за находящиеся у них на правах собственности и аренды земельные участки платежи рассчитываются, исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 ФЗ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Из материалов административного дела следует, что ООО «Заря» является собственником доли 3/933 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, и арендатором земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, находящихся в общей долевой собственности физических лиц.

Согласно условиям договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, арендатор ООО «Заря» обязуется выплачивать предусмотренную договором арендную плату, а также компенсировать арендодателем 100% оплаченного земельного налога.

ФИО3 является собственником доли 4/57 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником доли 1/52 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а также собственником доли 5/933 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Земельный налог за данные земельные участки исчисляется исходя из ч.1 ст.391 НК РФ.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1381 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, оценка которых производилась по состоянию на 01.01.2015.

Согласно представленным справкам о кадастровой стоимости от 31.05.2016 года, выданным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2015 определена в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - 37786285 рублей 08 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - 593475 611 рублей 58 копеек;

-земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - 12425 623 рублей 76 копеек.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.

Согласно положениям статьи 12 вышеуказанного Федерального закона № 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельных участков, указанную в иске, административные истцы представили отчет об оценке № 00405 от 06.05.2016 г. об определении рыночной стоимости земельных участков, выполненный оценщиком ООО «Деловой партнер» в соответствии с которым по состоянию на 01.01.2015 г. рыночная стоимость земельных участков составляет:

-с кадастровым номером <данные изъяты> - 3858 000 рублей;

-с кадастровым номером <данные изъяты> - 60597 000 рублей;

-с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1269000 рублей. (т. 1 л.д. 46-268).

На данный отчет об оценке получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков «Деловой Союз Оценщиков» № 3869 от 27.05.2016 г. (т. 2 л.д. 1-24).

Судом установлено, что административный истец 30.05.2016 г. обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю. Решением Комиссии от 17.06.2016 № 788 заявление административных истцов о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка отклонено (т. 1 л.д18-21).

Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, проанализировав представленный административным истцом отчет № 00405 от 06.05.2016 г. об определении рыночной стоимости земельных участков указала на недостатки в оформлении и содержании данного отчета, на не соответствие его требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству административного истца определением Ставропольского краевого суда от 08.08.2016 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой порученоЭксперту научно образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Кавказский федеральный университет».

Экспертом НОЦ СЭ и ЭИ ФГОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» ФИО5 подготовлено заключение по результатам судебной экспертизы №199/08/16-Э от 22 августа 2016 года.

Согласно заключению № 199/08/16-Э от 22 августа 2016 года по состоянию на 01.01.2015 года рыночная стоимость земельных участков составляет: земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> -10799 750 рублей 00 копеек; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> -166646530 рублей 00 копеек; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> -4338 510 рублей 00 копеек.

Исследовав заключение судебной экспертизы №199/08/16-Э от 22 августа 2016 года, Ставропольский краевой суд установил, что данное заключение выполнено с нарушением требований Федеральных стандартов оценки, как то использование информации о событиях, произошедших после даты оценки, не ненадлежащий анализ рынка земельных участков и другие нарушения, существенно влияющие на размер рыночной стоимости, при наличии которых заключение судебной экспертизы не может быть признано надлежащим доказательством.

Определением Ставропольского краевого суда от 12 сентября 2016 года по делу по ходатайству административного истца назначено

проведение повторной судебной экспертизы, производство которой поручено эксперту ФБУ «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».

В последующем в связи с возвратом материалов дела с экспертизы без исполнения, определением от 25.10.2016 года производство данной экспертизы было поручено Эксперту Государственного Унитарного предприятия Ставропольского края «Бюро экспертиз».

На основании определения Ставропольского краевого суда от 25.10.2016 года Экспертом ГУП СК «Бюро экспертиз» ФИО6 подготовлено заключение № 79-Л/16 от 18.11.2016 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2015 года составляет:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - 3886 900 рублей;

- с кадастровым номером <данные изъяты> - 58025 700 рублей;

- с кадастровым номером <данные изъяты> - 1328 800 рублей.

Заинтересованное лицо Администрация МО с. Тугулук представила возражения относительно рыночной стоимости земельных участков, определенной заключением эксперта № 79-Л/16 от 18.11.2016 года, указав на наличие недостатков в заключении, ссылалось также на несоответствие определенной в заключении стоимости реальной рыночной стоимости.

В судебном заседании Ставропольского краевого суда 07.12.2016 года была допрошена эксперт ФИО6 по вопросам, возникшим в ходе исследования материалов дела. Пояснения эксперта, полученные в ходе допроса, не устранили выявленных нарушений федеральных стандартов оценки и сомнения в достоверности и обоснованности заключения судебной экспертизы.

Определением от 23.01.2017 года по делу назначено проведение повторной судебной оценочной экспертизы, производство которой поручено Бюро независимой экспертизы “Версия” (<...> ).

Согласно заключению Бюро независимой экспертизы «Версия» № 872 от 28.07.2017 г.: рыночная стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определенная по состоянию на 01.01.2015 года составляет 8722 000 рублей;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> определённая на 01.01.2015 года составляет 134593 000 рублей;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по состоянию на 01.01.2015 года составляет 2868 000 рублей.

Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства РФ на основании проведенных исследований и с учетом их

результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (п. 8 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы подготовленное Бюро независимой экспертизы «Версия» № 872 от 28.07.2017 г. подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Проанализировав экспертное заключение Бюро независимой экспертизы «Версия» № 872 от 28.07.2017 г. в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>,

Из экспертного заключения следует, что обследование объектов оценки не производилось, поскольку определение рыночной стоимости объекта исследования производилось на ретроспективную дату.

Экспертами в заключении проанализирован рынок недвижимости на 2014 год, произведен анализ рынка объектов оценки, определен сегмент рынка, к которому принадлежат оспариваемые объекта – «земли сельскохозяйственного назначения», проведен анализ фактических данных о ценах сделок с объектами недвижимости из сегмента рынка оцениваемых объектов, произведена выборка и сравнительный анализ объектов исследования с другими объектами недвижимости, которые представлены на рынке по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения в районе расположения оцениваемого объекта.

В основных выводах относительно рынка недвижимости в сегментах, необходимых для оценки объекта, экспертом указано на то, что рынок пассивный (неактивный), характеризуется низким уровнем торговой активности, большим разбросом цен на подобные объекты недвижимости, ограниченным количеством продавцов и редкими сделками.

Экспертом произведен расчет рыночной стоимости указанных земельных участков в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж. В качестве объектов-аналогов для оценки выбраны корректные объекты аналоги, основанные как на ценах реальных сделок с земельными участками так и исходя из цен предложений.

Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивированы в заключении.

Экспертами при определении рыночной стоимости оцениваемых объектов применен доходный подход, основанный на реальных данных об урожайности земельных участков, предоставленных административными истцами по судебному запросу.

Экспертами проведено согласование рыночной стоимости в соответствии с двумя подходами и выведен итоговый результат.

Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, с учетом их местоположения, целевого использования - для сельскохозяйственного производства.

Противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять заключению повторной судебной оценочной экспертизы не имеется.

Выводы, содержащиеся в отчете об оценке № 00405 от 06.05.2016 г., заключениях судебных экспертиз НОЦ СЭ и ЭИ ФГОУ ВО «Северо-кавказский федеральный университет» №199/08/16-Э от 22 августа 2016 года и ГУП СК «Бюро Экспертиз» № 79-Л/16 от 18.11.2016 года, опровергается заключением судебной оценочной экспертизы Бюро независимой экспертизы «Версия» № 872 от 28.07.2017 г.

Содержание повторного экспертного заключения свидетельствует о том, что выводы эксперта о рыночной стоимости данных земельных участков не являются произвольными; при оценке объекта эксперт в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; заключение эксперта базируется на достоверных сведениях об объекте оценки; описание технических характеристик объекта оценки выполнено на основании материалов административного дела, публичной кадастровой карты, публичных данных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации и картографии»

по Ставропольскому краю, произведенные на основе сравнительного подхода, методом сравнения продаж, объективно отражают рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2015 года; оценка произведена на основе анализа рынка земельных участков, с учетом ценообразующих факторов с применением корректировок по всем значимым группам элементов сравнения, и анализа фактических данных об урожайности, ценах сделок с земельными участками и иных фактических данных, предоставленных Административными истцами на основании судебного запроса.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 66 названного Кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Статьей 24.18 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.

Поэтому обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с указанными положениями Земельного Кодекса РФ и Федерального закона «Об оценочной деятельности», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей

налогообложения и исчисления размера арендной платы государственную кадастровую оценку земельного участка, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость земельного участка заявителя, суд не вправе отказать в установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества.

С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в размере их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы Бюро независимой экспертизы «Версия» № 872 от 28.07.2017 г.

Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного земельных участков.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования ФИО3 и Общества с ограниченной ответственностью «Заря» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 8722 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости 134593000 рублей по состоянию на 01.01.2015 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости в размере 2868 000 рублей по состоянию на 01.01.2015 года.

С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков ФИО3 и ООО «Заря» обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю 15 июня 2016 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.

Судья Ставропольского

краевого суда Е.А.Строчкина.