Дело <.......>а-6/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 25 февраля 2016 года
Тюменский областной суд в составе
председательствующего судьи Пленкиной Е.А.,
при секретаре Беженарь А.Д.
с участием представителя административного ответчика Правительства Тюменской области ФИО1, представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Курорт Алемасова» к Правительству Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Курорт Алемасова» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области с учетом принятых судом уточнений в отношении кадастрового номера земельного участка об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения и сооружения горнолыжного курорта (здание кафе и проката инвентаря, трансформаторную подстанцию, бугельный горнолыжный подъемник, скважина для забора воды), расположенного по адресу: <.......> равной его рыночной стоимости в размере <.......>., по состоянию на <.......>. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является арендатором указанного земельного участка по договору аренды от <.......>, заключенному административным истцом с Администрацией г.Тобольска. Постановлением Правительства Тюменской области <.......> «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области» определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> в размере <.......> по состоянию на <.......>. Согласно отчету ООО «Аксерли» <.......> от <.......> об оценке рыночной стоимости земельного участка, на который представлено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» <.......> от <.......>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на <.......> составляет <.......> Административный истец указывает, что поскольку содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве аренды земельного участка существенно превышает его действительную рыночную стоимость, права административного истца как законного правообладателя земельного участка нарушены, поскольку арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области заявление ООО «Курорт Алемасова» об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отклонено.
В ходе производства по делу судом приняты уточнения административных исковых требований, административным истцом в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности от <.......> (т.1, л.д.106), имеющей высшее юридическое образование, заявлено об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы по состоянию на <.......> в размере <.......>
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, сведений о причинах неявки не представил.
Представитель административного ответчика Правительства Тюменской области ФИО1, действующая на основании доверенности от <.......>, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании оставила принятие решения на усмотрение суда, полагая, что заявленная административным истцом рыночная стоимость земельного участка соответствует уровню цен на рынке.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области ФИО2, действующая на основании доверенности от <.......>, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании оставила принятие решения на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее Управление Росреестра по Тюменской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в письменных возражениях представитель Управления Росреестра по Тюменской области просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, указывая на несоответствие представленного административным истцом отчета установленным требованиям (т.1, л.д.133-137).
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Тобольска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, каких-либо заявлений в суд не представил.
На основании ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и представителей заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав объяснения представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от <.......> № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту Закон о кадастре).
Как закреплено в части 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
В пункте 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с нормами ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от <.......> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены ст.248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, ООО «Курорт Алемасова» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения и сооружения горнолыжного курорта (здание кафе и проката инвентаря, трансформаторную подстанцию, бугельный горнолыжный подъемник, скважина для забора воды), расположенный по адресу: <.......> что подтверждается договором аренды земельного участка <.......> от <.......>, заключенным между Администрацией г.Тобольска и ООО «Курорт Алемасова», зарегистрированным Управлением Росреестра по Тюменской области <.......> (т.1, л.д.9-12).
П.7.2 договора аренды установлен срок действия договора – 49 лет с момента подписания акта приема-передачи, который подписан <.......> (т.1, л.д.12).
В соответствии с Приложением 1 к договору аренды от <.......>, которым согласно п.4.1 договора определяется размер арендной платы, при определении арендной платы принимается к расчету удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, который на момент заключения договора аренды составлял 888,41 руб./кв.м. (т.1, л.д.11).
Согласно перерасчету арендной платы за <.......> и <.......> удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составил <.......> арендная плата в год составила <.......>. (т.1, л.д.13,14).
Земельный участок с кадастровым номером <.......> включен в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых определена по состоянию на <.......> в Постановлении Правительства Тюменской области от <.......><.......>-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области» и составляет <.......>., что подтверждается кадастровой справкой (т.1, л.д.82).
На обращение ООО «Курорт Алемасова» в адрес Администрации г.Тобольска с заявлением о внесении изменений в договор аренды в связи с изменением кадастрового номера земельного участка получен ответ от <.......> о том, что на основании Приказа Минэкономразвития РФ от <.......><.......> «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» филиалом ФГБУ «ФКП Рореестра» по Тюменской области приведены в соответствие номера кадастровых кварталов на территории города Тобольска, в связи с чем изменился номер кадастрового квартала земельного участка, расположенного по адресу: <.......> кадастровый <.......> равнозначен (тождественен) кадастровому номеру <.......>, внесение изменений в договор аренды не требуется (т.1, л.д.84).
Кадастровый паспорт земельного участка содержит сведения о равнозначности кадастрового номера <.......> и кадастрового номера <.......> (т.1, л.д.15).
На запрос суда ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области направило сведения о равнозначности кадастровых номеров <.......> и <.......> (т.1, л.д.131-132).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <.......> N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Исходя из системного анализа приведенных выше норм действующего законодательства Российской Федерации, изменение кадастровой стоимости земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.
В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в материалы дела административным истцом был представлен отчет <.......> от <.......>, составленный оценщиком ООО «Аксерли» ФИО4, об оценке рыночной стоимости земельного участка (т.1, л.д.18-53).
Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на <.......> составляет <.......>
На данный отчет экспертом Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа» ФИО5 дано заключение <.......>, согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (т.1, л.д.54-77).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области поступившее <.......> заявление ООО «Курорт Алемасова» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отклонено с указанием на имеющиеся в представленном Комиссии отчете об оценке несоответствия установленным требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (т.1, л.д.79-80).
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с наличием возражений административного ответчика и заинтересованного лица относительно представленного административным истцом отчета об оценке по ходатайству административного истца по делу проведена судебная экспертиза с постановкой вопросов об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на <.......>, а также установления соответствия отчета требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Согласно заключению эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-Новация» ФИО6 от <.......> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на <.......> определена в размере <.......>., экспертом также сделан вывод о соответствии отчета ООО «Аксерли» <.......> от <.......> требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам и правилам оценки (т.2, л.д.3-45).
Уточнив административные исковые требования, административный истец просил об установлении кадастровой стоимости земельного участка в определенном по результатам судебной экспертизы размере его рыночной стоимости – <.......>
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Суд, проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Каких-либо возражений относительно заключения эксперта административными ответчиками в ходе производства по делу не заявлено.
В силу вышеизложенных обстоятельств, с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом в качестве достоверного доказательства итоговой величины рыночной стоимости земельного участка суд принимает заключение эксперта.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Тюменской области от <.......><.......>, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как в представленном заключении эксперта производилась оценка конкретного земельного участка с кадастровым номером <.......> с учетом его индивидуальных характеристик.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО «Курорт Алемасова» требований путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения и сооружения горнолыжного курорта (здание кафе и проката инвентаря, трансформаторную подстанцию, бугельный горнолыжный подъемник, скважина для забора воды), расположенного по адресу: <.......>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> по состоянию на <.......>.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от <.......><.......> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дату обращения ООО «Курорт Алемасова» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – <.......>.
Руководствуясь ст.245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Курорт Алемасова» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью <.......>., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилые строения и сооружения горнолыжного курорта (здание кафе и проката инвентаря, трансформаторную подстанцию, бугельный горнолыжный подъемник, скважина для забора воды), расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости, равной <.......>, по состоянию на <.......>.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать <.......>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда.
Решение в окончательной форме составлено <.......>
Судья Тюменского областного суда Е.А. Пленкина