ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-6/2016 от 25.02.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

дело № 3а-6/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 25 февраля 2016 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием:

представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл ФИО1 (<...>),

председателя регионального совета Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о приостановлении деятельности Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» на срок до <...>,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском о приостановлении деятельности Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА», учетный номер <...> основной государственный регистрационный номер <...>, на срок до <...> года, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Управлением <...> года принято решение о регистрации Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» (далее – Отделение).

Управлением в деятельности Отделения выявлено следующее.

Министерством юстиции Российской Федерации <...> года принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» и внесении изменений в сведения о наименовании политической партии (распоряжение № <...>).

<...> года Отделению направлено разъяснительное письмо, исходящий <...> о представлении в Управление документов, необходимых для принятия решения о внесении изменений в сведения о наименовании регионального отделения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В нарушение пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – названный Федеральный закон) Отделением в течение 14 дней со дня внесения изменений в наименование Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» не представлены соответствующие документы в Управление для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о региональном отделении политической партии.

За указанное нарушение в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 39 названного Федерального закона Управлением <...> вынесено предупреждение № <...> Отделению и установлен срок устранения нарушений - до <...> года. Предупреждение получено председателем регионального совета Отделения ФИО2

<...> Управлением направлено информационное письмо (исх. № <...>) председателю Центрального Совета Общественной организации - Всероссийская политическая партия «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» о вынесении Отделению <...> года предупреждения в соответствии с пунктом 2 статьи 39 названного Федерального закона. Однако каких-либо мер по устранению нарушения не принято.

<...> года срок устранения нарушения, указанного в предупреждении, был продлен по заявлению председателя регионального совета Отделения от <...> года (входящий № <...>) - до <...> года.

<...> года от Отделения поступило заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (вх. № <...>).

<...> года Управлением принято решение о приостановлении внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Регионального отделения в Республики Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА», до <...> года (распоряжение № <...>). Уведомление о приостановлении государственной регистрации от <...> года № <...> получено председателем регионального совета <...> года.

До установленной даты (<...> года) основания, вызвавшие приостановление внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственной реестре юридических лиц, Отделением не устранены.

В связи с этим <...> года Управлением по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», принято решение об отказе во внесении изменений в сведения о Региональном отделении в Республики Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (распоряжение № <...>). Уведомление об отказе в государственной регистрации от <...> года № <...> получено представителем по доверенности <...> года.

До настоящего времени нарушение, указанное в предупреждении от <...> года, Отделением не устранено.

Предупреждение от <...> года № <...> в установленном порядке не обжаловалось. Более каких-либо документов, подтверждающих устранение нарушений по предупреждению от <...> года, ходатайств о продлении срока устранения нарушения в Управление от Отделения не поступало.

В предварительном судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл ФИО3 административный иск поддержала, суду пояснила, что региональным Отделением были представлены отчеты о поступлении и расходовании денежных средств <...> года и <...> года, в <...> году Отделением должно быть представлено уведомление о продолжении деятельности, в наименовании регионального отделения должны быть слова «общественная организация», как в наименовании всероссийской политической партии, с <...> года каких-либо действий по устранению нарушения со стороны регионального отделения не было совершено.

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл ФИО1 административный иск поддержала, суду пояснила, что в настоящее время сведения о новом полном наименовании Всероссийской политической партии не внесены, Отделение не содержит в своем наименовании слова «общественная организация», также не внесены изменения в ЕГРЮЛ в части устава партии в новой редакции, в ходе изучения представленных документов было выяснено, что они поданы с нарушениями, сейчас организация функционирует с недействующей редакцией устава партии.

Председатель регионального совета Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» ФИО2 суду пояснил, что с административным иском согласен, срок для приостановления считает разумным и достаточным, фактически деятельность региональным отделением не ведется, однако отчетность с нулевыми показателями предоставляется, с всероссийской политической партией связь поддерживают, предупреждение в судебном порядке не обжаловали, но и не выполнили, намерены устранить недостатки в срок, установленный для приостановления деятельности, с указанными в письме о приостановлении регистрации нарушениями согласен, уведомление не обжаловал, письмо об отказе в регистрации получил, с ним был согласен, не оспаривал.

В письменном отзыве Общественная организация - Всероссийская политическая партия «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» в лице председателя Центрального Совета партии ФИО4 выражает несогласие с административным иском, просит дать возможность для устранения недостатков, ссылаясь на недостаточную компетентность руководителя регионального отделения ФИО2, указывает на оказание политической партией помощи в становлении и развитии отдельных предприятий Республики Марий Эл.

Представитель Общественной организации - Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» в суд не явился.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией политических партий, регламентированы Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – названный Федеральный закон).

Согласно пункту 5 статьи 27 названного Федерального закона политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; организационно-правовая форма; е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы.

Министерством юстиции Российской Федерации <...> года принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» (устав, представленный в новой редакции), и внесении изменений в сведения о наименовании политической партии (распоряжение № <...>). Согласно данным изменениям полное наименование указано: Общественная организация - Всероссийская политическая партия «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА».

Таким образом, произошло изменение устава и полного наименования партии.

Согласно пункту 3 статьи 6 названного Федерального закона региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности.

Как следует из распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл <...> года № <...> «О государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании», выписок из ЕГРЮЛ по состоянию на <...> года, <...> года, в наименовании Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» отсутствуют слова «Общественная организация» применительно к наименованию партии и, следовательно, к наименованию Отделения.

<...> года Отделению направлено разъяснительное письмо, исходящий № <...>, о представлении в Управление документов, необходимых для принятия решения о внесении изменений в сведения о наименовании регионального отделения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в частности, устава политической партии в 2-х экземплярах.

В нарушение пункта 5 статьи 27 названного Федерального закона Отделением в течение 14 дней со дня внесения изменений в наименование Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» не представлены соответствующие документы в Управление для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о региональном отделении политической партии.

За указанное нарушение в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 39 названного Федерального закона Управлением <...> года вынесено предупреждение № <...> Отделению и установлен срок устранения нарушений - до <...> г.

<...> года срок устранения нарушения, указанного в предупреждении, был продлен по заявлению председателя регионального совета Отделения от <...> года (входящий № <...>) - до <...> года.

<...> года от Отделения поступило заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (вх. № <...>).

<...> года Управлением принято решение о приостановлении внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы Регионального отделения в Республики Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА», до <...> года (распоряжение № <...>). Уведомление о приостановлении государственной регистрации от <...> года № <...> получено председателем регионального совета <...> года. Основанием для приостановления государственной регистрации указано несоответствие заявления установленным требованиям (приказ ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@), в частности, в отношении указания номера квартиры заявителя, неправильного заполнения листов <...> общего собрания не содержит сведений об общем количестве членов регионального отделения.

До установленной даты (<...> года) основания, вызвавшие приостановление внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственной реестре юридических лиц, Отделением не устранены.

В связи с этим <...> года Управлением по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», принято решение об отказе во внесении изменений в сведения о Региональном отделении в Республики Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (распоряжение № <...>). Уведомление об отказе в государственной регистрации от <...> года № <...> получено представителем по доверенности <...> года.

До настоящего времени нарушение, указанное в предупреждении от <...> года, Отделением не устранено.

Предупреждение от <...> года № <...>, вышеуказанные решения о приостановлении внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, об отказе во внесении сведений в установленном порядке не обжаловались.

Какие-либо документы, подтверждающих устранение нарушений по предупреждению от <...> года, а также ходатайства о повторном продлении срока устранения нарушения от Отделения не поступали.

В силу положений пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Согласно пункту 35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 455, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы; решение о внесении изменений в учредительные документы; учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.

Как следует из протокола № <...> Внеочередного съезда Всероссийской политической партии ««ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» от <...> года, наряду с иными решениями, в частности, с решением о новом названии партии было принято решение о новой редакции Устава политической партии.

Из сведений из ЕГРЮЛ в отношении Общественной организации - Всероссийской политической партии ««ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» по состоянию на <...> года следует, что соответствующие изменения внесены в единый государственный реестр.

Из сведений из ЕГРЮЛ в отношении Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии ««ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» по состоянию на <...> года следует, что соответствующие изменения в части устава политической партии в новой редакции в единый государственный реестр не внесены.

Таким образом, в настоящее время Отделение функционирует на основании недействующей редакции устава политической партии, а также с наименованием, не соответствующим наименованию политической партии, чьим структурным подразделением оно является.

Из обстоятельств и материалов дела следует, что фактически Отделение является недействующим, ему был предоставлен достаточный срок для исправления недостатков в его деятельности, указанных в предупреждении от <...>, однако недостатки не были устранены, хотя такая возможность у Отделения имелась.

В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Согласно подпункту 73 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 26 от 3 марта 2014 года, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл имеет право обращаться в суд с заявлением о приостановлении деятельности региональных отделений политических партий и их структурных подразделений.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы. Указанные органы вправе вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения в соответствии с пунктом 3 статьи 39, пунктом 3 статьи 41 и пунктом 3 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 39 названного Федерального закона в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что имеются процессуальные и фактические основания для удовлетворения административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о приостановлении деятельности Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» на срок до <...> года.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» (учетный номер <...>, основной государственный регистрационный номер <...>) на срок до <...> года.

Взыскать с Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <...> руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья Попов Г.В.

Мотивированное решение составлено 26 февраля 2016 года.