ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-6/2017 от 31.01.2017 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-6/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.

при секретаре судебного заседания Новиковой Е.С.,

с участием представителя административного истца Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» по доверенности Ананичевой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

установил:

Региональный союз «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором 3-х земельных участков, относящихся к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов и расположенных по адресу: ****, а именно с кадастровым номером ***********, площадью 7 818 кв.м, с разрешенным использованием: для обслуживания очистных сооружений, с кадастровым номером ***********, площадью 84 751 кв.м, с разрешенным использованием: для лечения и отдыха граждан, с кадастровым номером ***********, площадью 804 кв.м, с разрешенным использованием: для лечения и отдыха граждан.

Результаты государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Ивановской области утверждены Постановлением Правительства Ивановской области от 28 сентября 2012 г. № 368-п. Кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков определена в размерах ***** рубль ** копейки, ***** рублей ** копеек, ***** рублей ** копеек соответственно.

Согласно отчету об оценке № 129/11/2016 от 25 ноября 2016 г., подготовленному ООО «А.», по состоянию на 1 января 2009 г. рыночная стоимость данных земельных участка составляет: с кадастровым номером *********** – ***** рублей, с кадастровым номером *********** – ***** рублей, с кадастровым номером *********** – ***** рублей.

Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы, рассчитываемой исходя из кадастровой стоимости.

Административный истец 7 декабря 2016 г. обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области, однако заявление рассмотрено не было в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2010г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с изложенным, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной по состоянию на 1 января 2009 г., в размерах:

- земельного участка с кадастровым номером ***********, площадью 7 818 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для обслуживания очистных сооружений, расположенного по адресу: **** – ***** рублей;

- земельного участка с кадастровым номером ***********, площадью 84 751 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для лечения и отдыха граждан, расположенного по адресу: **** – ***** рублей;

- земельного участка с кадастровым номером ***********, площадью 804 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для лечения и отдыха граждан, расположенного по адресу: **** – ***** рублей.

Представитель административного истца Ананичева Н.О. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков Правительства Ивановской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в отзывах оставили решение по спору на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц Администрации Тейковского муниципального района и ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. В своих отзывах на административное исковое заявление просили рассмотреть дело без участия своего представителя, разрешение спорного вопроса оставили на усмотрение суда.

Заслушав представителя административного истца Ананичеву Н.О., исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании из договора аренды № 38 от 16 июня 2009 г. и дополнительного соглашения к нему № 10 от 1 апреля 2016 г. следует, что Региональный союз «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» является арендатором земельных участков, расположенных по адресу: ****, с кадастровыми номерами: ***********, ***********, ***********.

Постановлением Правительства Ивановской области от 28 сентября 2012 г. № 368-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Ивановской области» утверждена кадастровая оценка, в том числе спорных земельных участков, согласно которой их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2009 г. составляет ***** рубль ** копейки, ***** рублей ** копеек, ***** рублей ** копеек соответственно. Указанные размеры кадастровой стоимости также подтверждаются представленными справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 30 октября 2015 г. и 2 ноября 2015 г.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

П. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16июля 2009 г. № 582 (в ред. от 30 октября 2014 г.), предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в этом пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.

Статья 1 Закона Ивановской области от 2 марта 2015 г. № 10-ОЗ «Об арендной плате за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена» предусматривает, что с 1 марта 2015 г. порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Ивановской области, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.

Решением Совета Тейковского муниципального района от 16 декабря 2015 г. № 36-р утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без проведения торгов земельные участки, находящиеся в собственности Тейковского муниципального района, согласно которому размеры арендной платы и значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы, определяются в соответствии с Методикой определения расчета арендной платы за пользование земельными участками, являющейся приложением 1 к настоящему Порядку, предусматривающей исчисление арендной платы за пользование земельными участками на территории Тейковского района исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка либо удельного показателя его кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах, учитывая, что размер арендной платы за пользование земельным участком зависит от его кадастровой стоимости, административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости в порядке ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Лицами, участвующими в деле, право Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением не оспаривалось.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 3 ч. 11 ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно ч. 5 ст. 247, п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Представленным административным истцом отчетом об оценке № 129/11/2016 от 25 ноября 2016 г., выполненным обществом с ограниченной ответственностью «А.» (далее по тексту – Отчет об оценке), оценщиком А.Г.В., рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2009 г. определена в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером ***********, площадью 7 818 кв.м, относящегося к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием: для обслуживания очистных сооружений, расположенного по адресу: **** – ***** рублей;

- земельного участка с кадастровым номером ***********, площадью 84 751 кв.м, относящегося к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием: для лечения и отдыха граждан, расположенного по адресу: **** – ***** рублей;

- земельного участка с кадастровым номером ***********, площадью 804 кв.м, относящегося к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием: для лечения и отдыха граждан, расположенного по адресу: **** – ***** рублей ** копеек.

Согласно положительному экспертному заключению № 3906/2016 от 8 декабря 2016 г., выполненного экспертом общероссийской общественной организации «Р.» Экспертный совет М.Х.А., Отчет об оценке соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, соответствует стандартам и правилам оценочной деятельности общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Экспертный совет, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки обоснованна.

Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, досто­верность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд считает, что административным истцом доказана величина рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков и приходит к выводу о наличии оснований для пересмотра кадастровой стоимости арендуемых административным истцом земельных участков и установления ее в размерах рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 г., определенных в представленном административным истцом Отчете об оценке, на который имеется положительное экспертное заключение по следующим основаниям.

Представленный административным истцом отчет об оценке, исследованный в судебном заседании, подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, по форме соответствует требованиям ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также требованиям действовавшего на момент его составления Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)».

По своему содержанию указанный отчет об оценке отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности, закрепленным в п. 4 ФСО № 3, а также общим требованиям к проведению оценки, предусмотренным Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».

В отчете об оценке имеется подробное описание объекта оценки, содержится информация о его количественных и качественных характеристиках, а также информация о других факторах и характеристиках объекта оценки, существенно влияющих на его стоимость.

Оценщиком произведены анализ влияния общей политической и социально-экономической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта, в том числе тенденций, наметившихся на рынке в период 2008 года, то есть предшествующий дате оценки, кроме того собрана информация о факторах, влияющих на спрос и предложение, количественных и качественных характеристиках данных факторов, определены наиболее важные ценообразующие факторы и их влияние на стоимость объекта оценки, произведен анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки.

Отчет об оценке содержит подробное описание процесса оценки, обоснование применения оценщиком метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, который основан на достоверности и обоснованности использованных в расчетах величин, правильности выбора объектов-аналогов и достаточности обоснования вводимых поправочных коэффициентов к их стоимостям. В отчете об оценке приведены произведенные оценщиком расчеты и пояснения к ним.

Оценивая обоснованность отказа оценщика от применения затратного и доходного подходов, суд учитывает следующее. В силу п. 20 ФСО № 1 оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.

Отказ оценщика от применения затратного и доходного подходов обоснован и сомнений не вызывает, лицами, участвующими в деле, обоснованность использования оценщиком указанного подхода не оспаривалась.

В соответствии с ч. 5, 6 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Датой подачи заявления Региональным союзом «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости следует считать дату обращения с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области – 7 декабря 2016 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***********, площадью 7 818 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для обслуживания очистных сооружений, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 г. в размере ***** рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***********, площадью 84 751 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечения и отдыха граждан, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 г. в размере ***** рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***********, площадью 804 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для лечения и отдыха граждан, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2009 г. в размере ***** рублей ** копеек.

Датой подачи заявления Регионального союза «Ивановское областное объединение организаций профсоюзов» об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости считать дату обращения с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области – 7 декабря 2016 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья