РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2017 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Пономаревой О.В.,
с участием прокурора Михалевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-701/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области, министерству экономического развития Тульской области о признании недействующими со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015, 2016, 2017 годы, утвержденных распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18 ноября 2014 года № 1904, распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391, распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29 ноября 2016 года № 3359, в части включения в Перечни объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <...>,
у с т а н о в и л:
18 ноября 2014 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год».
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 19 ноября 2014 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), 28 ноября 2014 года в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://npatula.ru) и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2015 год, Перечень).
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 3945 включено нежилое здание с кадастровым номером <...>- ремонтный бокс и здание административно-бытового корпуса, площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: Тульская <...>
27 ноября 2015 года министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год».
Данное распоряжение подписано министром экономического развития Тульской области, опубликовано 30 ноября 2015 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2016 год, Перечень).
В названный выше Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 3944 включено нежилое здание с кадастровым номером <...> - ремонтный бокс и здание административно-бытового корпуса, площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <...>
29 ноября 2016 года министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение № 3359 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».
Данное распоряжение подписано заместителем министра экономического развития Тульской области, опубликовано 30.11.2016 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно приложению (далее – Перечень на 2017 год, Перечень).
В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 3842 включено нежилое здание с кадастровым номером <...> - ремонтный бокс и здание административно-бытового корпуса, площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <...>
ФИО1, являясь собственником указанного здания, обратился в суд с административным иском о признании недействующими данных Перечней в части включения в них указанного объекта недвижимого имущества, ссылаясь на противоречие названных Перечней в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду того, что принадлежащее ему здание является опасным производственным объектом и не обладает признаками административно-делового или торгового центра, не предназначено и фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Неправомерное включение, по утверждению административного истца, вышеупомянутого здания в Перечни повлекло для него увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц.
Полагая ошибочным внесение указанного объекта недвижимого имущества в соответствующие Перечни, ФИО1 обратился к административному ответчику с заявлением об их исключении, однако письмом от <...> года №<...> Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало ему в исключении здания из Перечней, что и послужило основанием для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности и по ордеру адвокат Барковская Н.М. заявленные требования поддержали по тем же основаниям и просили их удовлетворить.
Представители административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенностям ФИО2 и ФИО3, административного ответчика министерства экономического развития Тульской области по доверенности ФИО2 с заявленными требованиями не согласились, указав, что оспариваемые распоряжения изданы компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, поскольку в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и документами технического учета, более 20% общей площади принадлежащего административному истцу здания, включая кабинеты, архив, зал, комнату приема пищи, предназначено для использования в целях административного назначения (размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); прав и законных интересов административного истца указанные распоряжения не нарушают.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Новомосковск по доверенности ФИО4 заявленные требования считал не подлежащими удовлетворению по тем же основаниям, ссылаясь на правомерность включения в Перечни принадлежащего административному истцу здания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Михалевой Л.В., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 15 и пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются плательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Указанный перечень, согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По состоянию на 18 ноября 2014 года (дату принятия оспариваемого Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18 ноября 2014 года № 1904) органом исполнительной власти Тульской области, который был наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1, подпункту 48 пункта 4, пунктам 6, 7 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 28 сентября 2011 года № 6, являлось министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Впоследствии, в связи с совершенствованием структуры органов исполнительной власти Тульской области на основании Указа Губернатора Тульской области от 07 августа 2015 № 238 по состоянию на 27 ноября 2015 года и 29 ноября 2016 года (даты принятия оспариваемых Распоряжений министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391 и от 29 ноября 2016 года № 3359), данным органом являлось министерство экономического развития Тульской области (подпункт 108 пункта 4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 года № 508).
На момент рассмотрения спора министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в силу пункта 3 Положения «О министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области», утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 13октября 2016 года № 452, и передаточного акта № 1 от 23 декабря 2016 года является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координации в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 28 сентября 2011 года № 6 (подпункт 3 пункта 7), предусматривалось издание министром в пределах своей компетенции приказов и распоряжений в установленной сфере деятельности; аналогичное правовое установление предусматривалось подпунктом 5 пункта 7 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 года № 508.
Оспариваемое распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18 ноября 2014 года № 1904 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год» было опубликовано 19 ноября 2014 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), а также 28 ноября 2014 года в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://npatula.ru), в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением правительства Тульской области от 17 февраля 2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».
Распоряжение министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» было опубликовано 30 ноября 2015 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru) в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжение министерства экономического развития Тульской области от 29 ноября 2016 года № 3359 опубликовано 30 ноября 2016 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru) в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые распоряжения изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя данные распоряжения в оспариваемой части на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом;2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым и третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» была установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 года.
Решением Собрания депутатов города Новомосковск Тульской области от 28 октября 2014 года № 17-3 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен на территории муниципального образования город Новомосковск налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года, при этом в силу пункта 3.2 указанного решения для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, налоговая ставка установлена в размере 2 процента от их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень подлежат включению следующие виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных норм законодательства в Перечень подлежит включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.
Из положений пунктов 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что критериями отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру и торговому центру (комплексу), как объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется из кадастровой стоимости, являются: вид разрешенного использования земельного участка (размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания), назначение здания для использования или его фактическое использование в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; критериями отнесения нежилых помещений к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются: назначение помещений для использования или их фактическое использование в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Причем для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником отдельно стоящего нежилого здания с кадастровым номером <...> - ремонтный бокс и здание административно-бытового корпуса, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, состоящего из строений лит. <...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> года <...>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <...> года № <...>, техническим паспортом здания по состоянию на 02.03.2011 года.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью <...> кв.м, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, категория земель: <...>, разрешенное использование: <...> (для строительства с последующей эксплуатацией ремонтного бокса площадки для открытого хранения крупногабаритной строительной техники), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...> года <...> № <...>, кадастровым паспортом земельного участка от <...> года № <...>.
По общему правилу обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Однако каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в оспариваемые Перечни для целей налогообложения вышеуказанного здания с кадастровым номером <...>, в суд не представлено.
Как следует из протокола заседания межведомственной комиссии по формированию перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, от 07 апреля 2017 года № 15, а также из объяснений представителей административных ответчиков, вышеупомянутое здание включено в оспариваемые Перечни как административно-деловой центр на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанное здание предназначено для использования в целях административного назначения, так как в соответствии с документами технического учета более 20 процентов общей площади этого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Между тем, как видно из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по состоянию на 06.07.2017 года, к основному виду его деятельности отнесена «деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта», в качестве дополнительных видов деятельности указаны «ремонт машин и оборудования», «деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками», «аренда и лизинг подъемно-транспортного оборудования».
Из объяснений административного истца и исследованных судом письменных доказательств усматривается, что принадлежащее ФИО1 здание является опасным производственным объектом, состоящим из ремонтного бокса с помещениями мастерской на 2 этажа для крупногабаритной техники (башенные, гусеничные, монтажные, автомобильные подъемные краны и др.), а также административно-бытового корпуса с помещениями, предназначенными для организации производственного процесса (бойлерной, раздевалки, душевой, сушилки, кабинетов руководителя, его заместителя, главного инженера, секретаря, производственно-технического персонала, техники безопасности, бухгалтерии, архива, актового зала и иных вспомогательных помещений).
Деятельность предприятия как опасного производственного объекта регулируется Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 года № 533, предусматривающими особый режим работы на таком объекте, в том числе прохождение его работниками аттестации, специального инструктажа, соблюдение техники безопасности, запрет нахождения на территории предприятия посторонних лиц, не принимающих участия в производственном процессе, и др., что на принадлежащем административному истцу объекте соблюдается.
Так, указанное предприятие находится на земельном участке, огороженном забором с закрывающимися воротами, с сотрудниками дневной охраны и ночными сторожами в целях создания условий, препятствующих проникновению на территорию опасного производственного объекта посторонних лиц.
Работники предприятия проходят аттестацию, специальный инструктаж, проверку знаний требований охраны труда и соблюдения техники безопасности. Крупногабаритная техника (башенные, гусеничные, монтажные, автомобильные подъемные краны и др.) находится в постоянном производственном процессе.
Исходя из специфики работы названного объекта его производственная деятельность регулярно проходит обязательный контроль со стороны территориального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Приокского управления Ростехнадзора, а гражданская ответственность владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ежегодно страхуется.
Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями административного истца, техническим паспортом здания по состоянию на 02 марта 2011 года, свидетельством о регистрации опасного производственного объекта IV класса опасности от <...> года <...>, удостоверениями о прохождении аттестации в комиссии территориального управления Ростехнадзора, протоколом Приокского управления Ростехнадзора, о проверке знаний руководителей и специалистов ИП ФИО1 от 29 июля 2014 года, актами Приокского управления Ростехнадзора от 14 марта 2013 года, от 12 апреля 2017 года по результатам проверки опасного производственного объекта, страховыми полисами обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте за период с 2015 по 2017 годы, протоколом заседания комиссии опасного производственного объекта от 01 апреля 2016 года по проверке знаний требований охраны труда работников, журналом регистрации вводного инструктажа на опасном производственном объекте ИП ФИО1, договорами аренды крупногабаритной строительной техники за период с 2015 по 2017 годы, фотоматериалами.
Действительно, согласно документам технического учета спорного здания, принятым во внимание административными ответчиками при его включении в оспариваемые Перечни, по назначению его часть отнесена к административно-бытовому корпусу, состоящему из двух этажей, помещения которого имеют различное наименование: кабинеты, коридоры, лестничные клетки, туалеты, душевая, сушилка, бойлерная, зал и прочее.
Между тем перечисленные характеристики недостаточны для отнесения спорного строения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку они предназначены для обеспечения производственного процесса, размещения администрации и иного персонала предприятия, являющегося опасным производственным объектом, соединены с мастерской для крупногабаритной техники переходами, составляют инфраструктуру предприятия, функционально неотделимы от единого производственного комплекса и входят в его состав в качества объектов вспомогательного назначения.
В этой связи технический паспорт не может подтверждать принадлежность данного здания к административно-деловому центру.
Не установлено судом и фактического использования указанного здания в целях делового, административного или коммерческого назначения применительно к приведенным выше положениям подпункта 2 пункта 3 и подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 года № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из письма администрации муниципального образования город Новомосковск от <...> года № <...> а также из объяснений представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования город Новомосковск, органом местного самоуправления в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, а также в министерство экономического развития Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования город Новомосковск, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в число которых включен и принадлежащий административному истцу объект с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>. Указанное здание было предложено для включения в оспариваемые Перечни на основании внешнего визуального осмотра и сведений из Государственного реестра недвижимости, полученных в Управлении Росреестра по Тульской области, поскольку наименование здания предполагает использование его под автосервис (ремонтный бокс), что относится к бытовым услугам.
Данные доводы не могут подтверждать правильность включения спорного объекта в оспариваемые Перечни, поскольку, как установлено судом, фактически входящий в состав здания с кадастровым номером <...> ремонтный бокс является производственной площадью опасного производственного объекта, предназначенного для обслуживания и ремонта крупногабаритной строительной техники. Доказательств использования его в качестве автосервиса для оказания бытовых услуг населению административными ответчиками и заинтересованным лицом суду не представлено.
Не является основанием для включения спорного здания в оспариваемые Перечни и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, на котором оно расположено.
Указанный земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли под промышленными объектами (для строительства с последующей эксплуатацией ремонтного бокса площадки для открытого хранения крупногабаритной строительной техники.
Данный вид разрешенного использования земельного участка предусмотрен в пункте 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, наряду с земельными участками, предназначенными для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Вместе с тем такой вид разрешенного использования как земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, выделен в самостоятельную группу пунктом 1.2.7 Методических указаний.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий отнесения его к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества.
Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела письменными доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером <...> не относится к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в соответствующие Перечни.
При таких обстоятельствах суд считает, что включение спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет возникновение у него обязанности по уплате налога на имущество физического лица, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, в повышенном размере (2 %).
Учитывая изложенное, заявленные ФИО1 требования подлежат удовлетворению к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области как к лицу, принявшему оспариваемое в части распоряжение от 18 ноября 2014 года № 1904, и являющемуся правопреемником Министерства экономического развития Тульской области, принявшего оспариваемые в части распоряжения от 27 ноября 2015 года № 2391 и от 29 ноября 2016 года № 3359, а соответствующие пункты Перечней - признанию не действующими.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату, с которой соответствующие Перечни подлежат признанию не действующим, суд, исходя из взаимосвязанных положений статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на 2015, на 2016 год, на 2017 год), приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 КАС РФ), должно быть достигнуто путем признания их не действующими в соответствующей части с момента принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области подлежит возложению обязанность по опубликованию сообщения о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия», в которой осуществляется официальное опубликование нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти Тульской области или размещения его в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ru, либо сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), что предусмотрено подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 № 61 (ред. от 16.12.2015) «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области».
Принимая во внимание, что пунктами 2 оспариваемых распоряжений было предусмотрено направление Перечней в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области, копия настоящего решения или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд на основании части 1 статьи 111 КАС РФ при распределении понесенных сторонами судебных расходов считает необходимым взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу ФИО1 900 рублей в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящим административным иском.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 18 ноября 2014 года № 1904, в части включения в него в пункт 3945 объекта недвижимого имущества – нежилого здания – ремонтный бокс и здание административно-бытового корпуса, площадью <...> кв.м, адрес (местонахождение объекта): <...>, кадастровый номер <...>
Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 27 ноября 2015 года № 2391, в части включения в него в пункт 3944 объекта недвижимого имущества – нежилого здания – ремонтный бокс и здание административно-бытового корпуса, площадью <...> кв.м, адрес (местонахождение объекта): Тульская <...>, кадастровый номер <...>.
Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденный распоряжением министерства экономического развития Тульской области от 29 ноября 2016 года № 3359, в части включения в него в пункт 3842 объекта недвижимого имущества – нежилого здания – ремонтный бокс и здание административно-бытового корпуса, площадью <...> кв.м, адрес (местонахождение объекта): Тульская <...>, кадастровый номер <...>
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или разместить его в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ru, либо сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).
Копия настоящего решения или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 (девятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Тульский областной суд.
Председательствующий