к делу <...>а-701/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«21» мая 2018 года <...>
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Бендюк А.К.
при секретаре судебного заседания: < Ф.И.О. >2
с участием:
- представителя административного истца ООО «Нефтегазтехнология-Инвест», действующей на основании доверенности, < Ф.И.О. >4
-прокурора: < Ф.И.О. >3
-представителя Администрации Краснодарского края, действующего на основании доверенности, < Ф.И.О. >5
-представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующего на основании доверенности, < Ф.И.О. >6
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Нефтегазтехнология-Инвест» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2017 года <...> в части утверждения пунктов <...> «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Нефтегазтехнология-Инвест» обратилось в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> в части утверждения пунктов <...> «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость включено недвижимое имущество:
- п. <...> - нежилые помещения №<...>, 11-13, общей площадью 660,6 кв.м., назначение: нежилое, с кадастровым номером <...>
<...> - нежилые помещения №<...>, общей площадью 1533,2 кв.м., назначение: нежилое с кадастровым номером 23:43:0207006:104,
- <...> – нежилые помещения №<...>, общей площадью 1065 кв.м., назначение: нежилое с кадастровым номером <...> расположенные по адресу: <...>.
Также в Перечень под п. 34279 включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>, в котором находятся вышеуказанные нежилые помещения. Право собственности на данное здание ни за кем не зарегистрировано.
ООО «Нефтегазтехнология-Инвест» является собственником нежилых помещений, расположенных в вышеуказанном здании.
Административный истец указывает, что включение указанных объектов недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, противоречит требованиям ст.378.2 НК РФ, ст.2 Закона Краснодарского края «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» <...>-К3 от <...>.
Включение данных объектов в перечень нарушает права и законные интересы ООО «Нефтегазтехнология-Инвест» в сфере предпринимательской и экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами <...> обладают признаками объектов налогообложения, указанными в ст.378.2 НК РФ, являются техническими помещениями крыши, первого и цокольного этажей под размещение автотранспорта, не предусматривают размещения офисов, а следовательно, отсутствуют основания для включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Административный истец <...> обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> из Перечня.
Заявление оставлено без удовлетворения, о чем административному истцу было сообщено в письме от <...><...>.
В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности, < Ф.И.О. >4, поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Краснодарского края, действующий на основании доверенности, < Ф.И.О. >5, представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующая на основании доверенности, < Ф.И.О. >6, в судебном заседании просили в иске отказать.
Прокурор < Ф.И.О. >3 в судебном заседании в заключении указала, что имеются основания для назначения судебной экспертизы с целью определения фактического использования спорных нежилых помещений.
Однако ходатайство о назначении экспертизы прокурором не заявлялось.
Высказанное же в заключении мнение прокурора о необходимости назначения экспертизы ходатайством не является.
Кроме того, исследование и анализ имеющихся в деле материалов не выявили вопросов, разрешение которых требует специальных знаний, в связи с чем суд полагает, что оснований для назначения экспертизы не имеется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, отзывов, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, <...> принят приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края <...>, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.
Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края, на принятие оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч.2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <...> 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно ч.1 ст.2 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций», высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закона Краснодарского края <...>-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из п.3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от <...><...>, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края, является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспариваемый Приказ принят в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> и Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...>.
Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> утратил силу в связи с принятием приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...>.
Проект Перечня был опубликован на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края и рекомендован административному ответчику комиссией по рассмотрению вопросов определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий строений, сооружений) и помещений в ходе заседания Комиссии <...>, на котором присутствовало 7 из 8 ее членов, то есть при наличии кворума. При этом комиссия учла сведения, содержащиеся в письме филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от <...><...> и приложении <...> к нему, что подтверждается выпиской из протокола заседания Комиссии от <...><...>.
Комиссия действовала с соблюдением требований, содержащихся в приказе Департамента имущественных отношений Краснодарского края <...> от <...> «О комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений». Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...>.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закона Краснодарского края <...>-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Перечень информации о деятельности Департамента имущественных отношений Краснодарского края, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.
Согласно представленным административный ответчиком документов, оспариваемый приказ опубликован на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Судом установлено, что оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, поскольку он принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации, содержит в себе правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края является нормативным правовым актом, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятый с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованный в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в частях 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Судом установлено, что ООО «Нефтегазтехнология-Инвест» на праве собственности принадлежит недвижимое имущество:
п. <...> - нежилые помещения №<...>, <...>, общей площадью 660,6 кв.м., назначение: нежилое, с кадастровым номером <...>,
- п. <...> - нежилые помещения №<...>, общей площадью 1533,2 кв.м., назначение: нежилое с кадастровым номером <...>
- п. <...> – нежилые помещения №<...>, общей площадью 1065 кв.м., назначение: нежилое с кадастровым номером <...>, расположенные по адресу: <...>.
Также в Перечень под п. 34279 включено здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: <...>, в котором находятся вышеуказанные нежилые помещения. Право собственности на данное здание ни за кем не зарегистрировано.
Согласно техническому паспорту (экспликация к поэтажному плану здания (строения), нежилые помещения №<...>, <...>, общей площадью 660,6 кв.м., назначение: нежилое, с кадастровым номером <...> включают в себя лестничные клетки, подсобные помещения, коридор, техпомещения, вентиляционные камеры, технические этажи.
Согласно акту обследования данного объекта недвижимого имущества, от <...>, проведенного специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК «Кубаньземконтроль», наделенного полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, объект недвижимого имущества с кадастровым номером <...> представляет собой помещения с техническим и вентиляционным оборудованием, доступ к объекту ограничен, здание, в котором находятся помещения, расположено на земельном участке с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования которого – административные офисные здания.
Согласно техническому паспорту (экспликация к поэтажному плану здания (строения), помещения №<...>, общей площадью 1533,2 кв.м., с кадастровым номером <...> являются нежилыми помещениями.
Согласно акту обследования данного объекта недвижимого имущества, от <...>, проведенного специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК «Кубаньземконтроль», наделенного полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в нежилых помещениях с кадастровым номером <...> размещены парковочные места, лестницы, технические помещения, доступ к объекту ограничен, здание, в котором находятся помещения, расположено на земельном участке с кадастровым номером <...> вид разрешенного использования которого – административные офисные здания.
Согласно техническому паспорту (экспликация к поэтажному плану здания (строения), помещения нежилые помещения №<...>, общей площадью 1065 кв.м., с кадастровым номером 23<...> являются нежилыми помещениями.
Согласно акту обследования данного объекта недвижимого имущества, от <...>, проведенного специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК «Кубаньземконтроль», наделенного полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в нежилых помещениях с кадастровым номером <...> размещены парковочные места, лестницы, технические помещения, электрощитовые, доступ к объекту ограничен, здание, в котором находятся помещения, расположено на земельном участке с кадастровым номером <...>, вид разрешенного использования которого – административные офисные здания.
Также имеется акт обследования здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, в котором находятся вышеуказанные нежилые помещения, <...>, проведенного специалистом подведомственного департаменту ГКУ КК «Кубаньземконтроль».
В данном акте указано, что в здании расположены парковочные места, коридоры, лестницы, электрощитовые, технические помещения, размещены вспомогательные помещения бизнес-центра «КНКГ-Групп», доля используемой площади которых в общей площади здания составляет 31,4 %, а также различные организации, доля используемой площади которых в общей площади здания составляет 68,6 %. Часть помещений здания сдается в аренду под офисы.
Согласно фотоматериалу на здании имеется вывеска с объявлением о сдаче помещений в аренду.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, учитывая площади объектов недвижимости и их назначение в документах технического учета (инвентаризации), суд приходит к выводу о том, что общая площадь помещений в спорном здании, которые сдаются в аренду под размещение офисов и принадлежащих административному истцу нежилых помещений, в которых расположены лестничные клетки, подсобные помещения, коридор, техпомещения, вентиляционные камеры, технические этажи, парковочные места, лестницы, технические помещения, электрощитовые превышает 20 процентов общей площади этого здания и в соответствии с критериями, установленными частью 4 статьи 278.2 Налогового кодекс Российской Федерации, здание отвечает признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем оно подлежит включению в Перечень на 2018 год.
Доводы административного истца о том, что принадлежащие ООО «Нефтегазтехнология-Инвест» нежилые помещения не предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения и в них расположены лестничные клетки, подсобные помещения, коридор, техпомещения, вентиляционные камеры, технические этажи, парковочные места, лестницы, технические помещения, электрощитовые, при этом вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисного либо административного здания, не принимаются, поскольку предназначение здания с кадастровым номером 23:43:0207006:100 определено исходя из назначения помещений в соответствии документами технического учета (инвентаризации), что согласуется с положениями абзаца второго подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что указанные нежилые помещения предназначены для снабжения электроэнергией административно-торгового комплекса, размещения парковок организаций – арендаторов офисов в здании, и обеспечения нормальной эксплуатации этого комплекса.
Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что принадлежащие административному истцу нежилые помещения с кадастровыми номерами <...> расположены в здании, являющемся административно-торговым комплексом.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207006:52, на котором расположен административно-торговый комплекс, предусматривает размещение административных объектов, офисных объектов, магазинов.
Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края включил спорные объекты в Перечень с соблюдением требований Налогового кодекса и Порядка, объекты отвечают отвечает требованиям, установленным законодателем в ст. 378.2 Налогового кодекса для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учетом изложенного суд считает, что административные исковые требования ООО «Нефтегазтехнология-Инвест» не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «Нефтегазтехнология-Инвест» к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> в части утверждения пунктов <...> «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято <...>.
Судья: А.К. Бендюк
к делу <...>а-701/2018