24OS0000-01-2020-000619-59
Дело № 3А-702/2020
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-702/2020 по административному иску администрации города Минусинска Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрации города Минусинска Красноярского края обратилась с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, мотивируя тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 11 октября 2018 года для указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 52 845 480 рублей 50 копеек.
По итогам независимой оценки, выполненной оценщиком ФИО1 и представленной в отчете № 01/13/08 от 26 февраля 2020 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 по состоянию на 11 октября 2018 года составляет 86 490 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости, нарушает права административного истца, поскольку администрация города Минусинска предоставляет места для создания семейных захоронений за плату, размер которой определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем 11 ноября 2019 года администрация города Минусинска обратилась с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, однако, решением Комиссии от 05 декабря 2019 года № 165 в удовлетворении заявления было отказано.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 в размере его рыночной стоимости – 86 490 000 рублей, определенной по состоянию на 11 октября 2018 года.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) ФИО2, действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, указала на то, что поступившее в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю заявление администрации города Минусинска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости было отклонено, поскольку, отличие рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 от его кадастровой стоимости составляло 63,7%, а оформление и содержание отчета об оценке не соответствовало требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Административный истец администрация города Минусинска, Правительство Красноярского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей администрации города Минусинска, Правительства Красноярского края, Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Согласно пункта 2 статьи 6 Закона Красноярского края от 24 апреля 1997 года № 13-487 «О семейных (родовых) захоронениях на территории Красноярского края» за создание семейного захоронения взимается плата в размере, дифференцированном в зависимости от размеров предоставленного земельного участка, места его расположения и других факторов, определенных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Решением Минусинского городского Совета депутатов Красноярского края от 06 марта 2013 года № 8-60р «О порядке определения размера платы за создание семейных захоронений на территории муниципального образования город Минусинск» установлен порядок расчета размера платы за создание семейного захоронения на общественных муниципальных кладбищах, расположенных на территории муниципального образования город Минусинск.
Данным нормативным правовым актом предусмотрено, что при расчете размера платы за создание семейного захоронения используется кадастровая стоимость (удельный показатель кадастровой стоимости) земельного участка.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть 1).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что муниципальное образование город Минусинск Красноярского края является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 6 марта 2020 года (л.д. 6-12).
Из указанной выписки также следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:53:№:496 общей площадью 98 869 кв.м отнесен к категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: новые места погребения.
Администрация города Минусинска в соответствии со статьями 14, 38 Устава городского округа город Минусинск Красноярского края является исполнительно-распорядительным органом данного муниципального образования.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28 февраля 2020 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 по состоянию на 11 октября 2018 года составляет 52 845 480 рублей 50 копеек. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 11 октября 2018 года (л.д. 13).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края».
11 ноября 2019 года (вх. № 54913) администрация города Минусинска обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21 ноября 2011 года № 453, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 с приложением необходимых для этого документов.
Решением Комиссии от 05 декабря 2019 года № 165 заявление администрация города Минусинска о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка было отклонено, поскольку, как указано в данном решении, отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости составляет 63,7%, а оформление и содержание отчета об оценке не соответствовало требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным Федеральными стандартами оценки (л.д. 14-16).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке № 01/13/08 от 26 февраля 2020 года, выполненный оценщиком ФИО1, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 по состоянию на 11 октября 2018 года составляет 86 490 000 рублей (л.д. 18-39).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиком применен доходный подход.
Оформление и содержание отчета об оценке № 01/13/08 от 26 февраля 2020 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 по состоянию на 11 октября 2018 года составляет 86 490 000 рублей.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельного участка подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Поскольку внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта, нарушают права муниципального образования город Минусинск Красноярского края, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 должна быть определена по состоянию на 11 октября 2018 года равной его рыночной стоимости в размере 86 490 000 рублей, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения администрации города Минусинска с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 следует считать дату подачи соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 11 ноября 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации города Минусинска Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 86 490 000 рублей, определенной по состоянию на 11 октября 2018 года.
Датой обращения администрации города Минусинска Красноярского края с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:53:№:496 считать 11 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 27 августа 2020 года.