ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-702/2021 от 21.10.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2021-000618-78

Дело № 3А-702/2021

010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2021 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Даценко О.А.,

представителя административного истца ИП Мезина А.Э.- Сургутской Д.А.,

представителя Законодательного Собрания Красноярского края- Гаврилова Е.В.,

представителя Губернатора Красноярского края- Старшевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Мезина Алексея Эдуардовича о признании частично не действующим закона Красноярского края от 19 декабря 2019 года № 8-3532 «О перераспределении между органами местного самоуправления некоторых муниципальных образований края и органами государственной власти края отдельных полномочий в сфере рекламы»,

установил:

Законодательным Собранием Красноярского края 19 декабря 2019 года принят закон Красноярского края № 8-3532 «О перераспределении между органами местного самоуправления некоторых муниципальных образований края и органами государственной власти края отдельных полномочий в сфере рекламы» (далее Закон края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года), который регулирует отношения, связанные с перераспределением между органами местного самоуправления городских округов края, Березовского, Емельяновского, Манского, Сухобузимского муниципальных районов (далее - муниципальные образования края) и органами государственной власти края отдельных полномочий в сфере рекламы.

Закон края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года подписан Губернатором Красноярского края 25 декабря 2019 года и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru)- 26 декабря 2019 года, на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru)- 31.12.2019 года и вступил в силу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 данного Закона с 01 января 2020 года.

ИП Мезин А.Э. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими подпункта «в» пункта 1 статьи 2 и статьи 4 Закон края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года, как противоречащих Федеральному закону от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон № 38-ФЗ).

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что административный истец осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере рекламы. Оспариваемыми положениями Закона края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года предусмотрена выплата компенсаций владельцам рекламных конструкций в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным, за счет бюджета Красноярского края. Однако, в соответствии с положениями части 20.1 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ данная компенсация выплачивается за счет средств соответствующего местного бюджета.

В результате исключения из схемы размещения рекламных конструкций предоставленного ему места для размещения рекламы, он обратился с заявлением о выплате компенсации в Управление архитектуры администрации г. Красноярска. Однако в выплате компенсации ему было отказано, в связи с тем, что в соответствии с оспариваемыми положениями Закона края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года выплата данной компенсации осуществляется за счет средств бюджета Красноярского края. В результате противоречия оспариваемых ном прав положениям Федерального закона № 38-ФЗ он не может получить полагающуюся ему компенсацию. Министерство строительства Красноярского края также отказало административному истцу в выплате компенсации.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, по основаниям изложенным в нем, при этом показала, что административный истец желает получить причитающуюся ему компенсацию, при этом за счет какого бюджета она ему будет выплачена для него значения не имеет.

Представители Законодательного Собрания Красноярского края и Губернатора Красноярского края в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы предусмотрена частью 7 статьи 40 Федерального закона № 38-ФЗ. Выплата указанной компенсации за счет средств бюджета Красноярского края прав и законных интересов административного истца не нарушает. Процедура принятия и вступления в законную силу оспариваемого Закона края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года соблюдена.

Прокурор участвующий в деле полагал требования административного искового заявления не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемые нормы Закона края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года прав административного истца не нарушают.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона № 38-ФЗ, настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Частью 7 статьи 40 Федерального закона № 38-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с частью 1.2. частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 139 Устава Красноярского края, право законодательной инициативы в Законодательном Собрании края принадлежит в том числе Правительству края.

Проект закона края «О перераспределении между органами местного самоуправления некоторых муниципальных образований края и органами государственной власти края отдельных полномочий в сфере рекламы» внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Красноярского края 26 июня 2019 года Правительством Красноярского края.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7, пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктами 1, 8 статьи 140, пунктами 1, 2 статьи 141 Устава Красноярского края указанный законопроект рассмотрен в двух чтениях 05 и 19 декабря 2019 года и принят большинством голосов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края (43 голоса), 23 декабря 2019 года направлен на подпись Губернатору Красноярского края, который подписал его 25 декабря 2019 года.

Таким образом, Закон края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года принят уполномоченным на то органом, Законодательным Собранием Красноярского края, в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям он не обжалуется.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 2 Закона края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года, Правительство края осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований края в сфере рекламы, в том числе выплату компенсаций владельцам рекламных конструкций в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

Согласно статье 4 Закона края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года, финансовое обеспечение реализации органами государственной власти края полномочий в сфере рекламы, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета.

В соответствии с частью 20.1 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ, в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета.

Из указанной нормы права следует, что по общему правилу, когда не произведено перераспределение полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы указанная компенсация выплачивается за счет средств соответствующего местного бюджета.

В рассматриваемом же случае, поскольку произведено перераспределение полномочий между органами местного самоуправления некоторых муниципальных образований Красноярского края и органами государственной власти Красноярского края отдельных полномочий в сфере рекламы, в том числе к полномочиям Красноярского края подпунктом «а» пункта 1 статьи 2 Закона края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года отнесено утверждение схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной собственности края или муниципальной собственности муниципальных образований края, и внесение в них изменений, то и выплата указанной компенсации должна осуществляться за счет средств бюджета Красноярского края.

Так, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджеты публично-правовых образований предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего публично-территориального образования, которые обусловливаются установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и в соответствии с которыми осуществляется формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статьи 13, 14, 15 и 65).

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями (пункт 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Приведенным законоположениям корреспондируют предписания статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которых финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2); федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов (часть 3).

Соответственно, финансирование из средств местных бюджетов расходных обязательств, возникших в результате принятия решений органами государственной власти края, не допускается. Это согласуется с конституционными принципами финансово-экономического обеспечения местного самоуправления.

Следовательно, возложение на органы местного самоуправления обязанности исполнять финансовые обязательства, возникающие из решений, принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции, нарушает не только установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принцип самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, в том числе в управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местного бюджета, а также конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления и тем самым противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133.

Вопреки доводам стороны административного истца, решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 января 2021 года по делу № А33-27620/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда по данному делу (л.д.16-20, 11-14), в которых суды пришли к выводу о выплате компенсации владельцу рекламной конструкции, за счет средств города (местного бюджета) при рассмотрении настоящего административного дела не имеют преюдициального значения, поскольку по настоящему административному делу участвуют иные стороны.

Отсутствие нормативного правового акта Красноярского края, регламентирующего выплату компенсации владельцу рекламной конструкции, не может служить основанием для признания Закона края № 8-3532 от 19 декабря 2019 года, в оспариваемой части недействительным.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд полагает в удовлетворении административного иска отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований административного искового заявления индивидуального предпринимателя Мезина Алексея Эдуардовича о признании частично не действующим закона Красноярского края от 19 декабря 2019 года № 8-3532 «О перераспределении между органами местного самоуправления некоторых муниципальных образований края и органами государственной власти края отдельных полномочий в сфере рекламы»- отказать.

Обязать Законодательное Собрание Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 22 октября 2021 года.