ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-703/2022 от 23.06.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-703/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Шулико О.Г.,

при секретаре Чечиль К.В.,

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску 1 о признании недействующим решение городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар в части,

установил:

решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года N 100 п. 1 "О генеральном плане муниципального образования город Краснодар" утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар в новой редакции (далее - Генеральный план), согласно которому принадлежащий на праве собственности 10 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <...> отнесен к функциональной зоне транспортной инфраструктуры (улично -дорожной сети).

Документ опубликован в печатном издании "Вестник органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар" от 30 сентября 2020 г. N 9 (261) и на официальном интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара http://www.krd.ru, 9 сентября 2020 г.

Решением городской Думы Краснодара от 8 октября 2020 года N 2 п. 5 внесены изменения в решение городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 года N 100 п. 1 (далее - Решение городской Думы Краснодара от 8 октября 2020 года N 2 п. 5).

Также в оспариваемое решение внесены изменения решением городской Думы Краснодара от 22 октября 2020 года N 3 п. 5 (далее - Решение городской Думы Краснодара от 22 октября 2020 года N 3 п. 5).

Изменения в Генеральный план, внесенные поименованными решениями, не касаются земельного участка с кадастровым номером .

Административный истец обратился в суд с административным иском, о признании не действующим Генеральный план в части отнесения указанного земельного участка к зоне транспортной инфраструктуры (вид зоны – Зона улично-дорожной сети).

В основание заявленных требований ссылается на то, что установление функциональной зоны транспортной инфраструктуры с указанием на вид зоны – Зона улично-дорожной сети нарушает права административного истца, поскольку не позволяет использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал административные исковые требования.

От заинтересованного лица 2, являющегося совладельцем рассматриваемого земельного участка, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. С доводами иска он согласен.

Представитель городской Думы Краснодара ФИО2, представитель администрации муниципального образования город Краснодар ФИО3 и представитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края ФИО4, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права административного истца.

Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении просила отказать в административном иске в полном объеме, полагая, что требования градостроительного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены в полном объеме. Указала, что права административного истца не нарушены.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).

В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 10 марта 2004 г. N 670-КЗ муниципальное образование город Краснодар наделено статусом городского округа.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу статьи 64 КАС РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом административного дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу.

Генеральный план являлся предметом неоднократной судебной проверки, в том числе, в рамках рассмотрения административного дела N 3а-1487/2020, где решением Краснодарского краевого суда от 23 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 г. (дело N 66а-386/2021), установлено, что Генеральный план принят уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.

При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что Генеральный план принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры, в надлежащей форме, официально опубликован в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя соответствие Генерального плана, в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушение прав истца, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела видно, что 1 является собственником ? земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования: объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, расположенного по адресу: Краснодарский край, .

Согласно градостроительному плану на земельный участок от 13.04.2021 №РФ-23-2-06-0-00-2021-0771, подготовленному департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в примечании к чертежу указано, что в соответствии с картой (схемой) функционального зонирования генерального плана муниципального образования город Краснодар от 2 сентября 2020 № 100 п.1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», земельный участок частично расположен в зоне транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети), в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), в связи с чем границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства отсутствуют.

Разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке департаментом не выдавалось.

Согласно информации, предоставленной департаментом архитектуры и градостроительства администрации, по сведениям публичной кадастровой карты сети «Интернет» земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования».

В соответствии с Генеральным планом, вышеуказанный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (вид зоны – Зона улично-дорожной сети), частично в зоне озеленённых территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса).

Во исполнение постановления администрации от 19.06.2020 № 2307 «О назначении общественных обсуждений по проекту внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар» в 40 местах на территории муниципального образования город Краснодар и на официальном Интернет-портале администрации (www.krd.ru), проводились экспозиции по проекту внесения изменений в Генеральный план в рамках общественных обсуждений.

Все предложения, поступившие в период проведения общественных обсуждений, рассматривались на заседаниях комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар (далее - комиссия), с целью принятия решения о дальнейшем утверждении проекта внесения изменений в Генеральный план.

В отношении земельного участка с кадастровым номером в комиссию поступали предложения и замечания.

Предложения было рекомендовано отклонить, так как функциональное зонирование Генерального плана установлено с учетом разрешенного использования земельного участка, согласно сведений публичной кадастровой карте.

В соответствии с ранее действовавшим генеральным планом муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26 января 2012 года N 25 п. 15, рассматриваемый земельный участок располагался в зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, зоне транспортной инфраструктуры (планируемого к размещению объекта местного значения — автомобильная дорога).

Согласно Правилам землепользования и застройки, на территории муниципального образования город Краснодар, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, (далее - Правила) в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021 № 17 п. 19 указанный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (Т-1), частично в зоне зелёных насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады) (Р-1).

Вместе с тем, согласно сведениям ГИСОГД рассматриваемый земельный участок расположен в границах территории, на которую постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 25.12.2019 № 5979 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта (автомобильной дороги, сетей инженерно-технического обеспечения) от улицы Западный Обход до улицы Средней в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 26.05.2021 № 2007 принято решение об изъятии для муниципальных нужд, в том числе и части земельного участка с кадастровым номером .

В настоящее время изымаемая часть земельного участка с кадастровым номером , входящая в земельный участок с кадастровым номером , поставлена на кадастровый учет. Подготовлен отчет об оценке земельного участка (письмо департамента транспорта и дорожного хозяйства муниципального образования город Краснодар о предоставлении информации от 14 апреля 2022 № 3931/39)

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Порядок подготовки и принятия генерального плана урегулирован положениями статей 24, 25 ГрК РФ, порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки - положениями статей 31 - 33 ГрК РФ.

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

На картах генерального плана соответственно отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).

В данном случае в Положении о территориальном планировании Генерального плана города Красноярска содержится указание на функциональную зону объектов транспортной инфраструктуры. В Генеральном плане содержаться сведения об объекте местного значения в границах рассматриваемого земельного участка – магистральной улицы районного значения планируемой к размещению (проектируемой улицы).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - магистральной улицы районного значения, отображение ее границ и описание на картах генерального плана, соответствуют положениям статей 9 и 23 ГрК РФ.

Вместе с тем, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон (часть 12 статьи 9 ГрК РФ).

Далее. Судом проверено отнесение спорного земельного участка к двум различным функциональным зонам,

Согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Таким образом, нахождение земельного участка согласно генеральному плану муниципального образования одновременно в двух функциональных зонах, если одна из данных зон фактически определяет границы территории общего пользования, не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.

Доводы истца о несоответствии решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» утвержденных решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6 (в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021 № 17 п. 19) в части допустимых видов разрешенного использования исходного земельного участка не подтверждаются материалами дела и фактическим обстоятельствам и не основаны на действующем законодательстве о градостроительной деятельности.

Ссылка административного истца на статью 40 Земельного кодекса Российской Федерации, так же не может быть принята во внимание, так как Генеральный план, устанавливая вышеуказанные функциональные зоны, не нарушает права собственников, иных правообладателей земельных участков и иных объектов недвижимости, а также не входит в противоречие с Правилами землепользования и застройки МО город Краснодар, поскольку как указано в названной статье Земельного кодекса на которую ссылается истец в обоснование заявленных требований, осуществление прав собственников земельных участков производится с соблюдением градостроительных Регламентов установленных правилами землепользования и застройки, а не Генеральным планом (подпункт 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ).

Таким образом, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим Генеральный план в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , площадъю 9 253 кв.м., расположенного по адресу: к зоне транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети).

Руководствуясь статьями 175–180, 215–217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления 1 о признании недействующим решение городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар в части отнесения земельного участка с кадастровым номером ,площадъю 9 253 кв.м., расположенного по адресу: к зоне транспортной инфраструктуры (зона улично-дорожной сети).

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 5 июля 2022 года.

Судья: