ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-705/17 от 11.01.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-705/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Пушкаревой Н.В.

при секретаре Куйлибаевой З.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

11 января 2018 года

административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области к Общественной организации «Футбольная лига Кемеровской области» (далее – ОО «Футбольная лига Кемеровской области», Организация) о ликвидации общественного объединения,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области обратилось в Кемеровский областной суд с административным иском к Общественной организации «Футбольная лига Кемеровской области» о ликвидации общественного объединения.

Требования мотивированы тем, что ОО «Футбольная лига Кемеровской области» зарегистрировано 18 декабря 2013 г. Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области от 10 декабря 2013 г. <данные изъяты>

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом (в настоящее время уполномоченным органом по отношению к Организации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее - Управление).

В период с 26 апреля по 04 мая 2017 года Управлением проводилась внеплановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям, законодательству Российской Федерации, по итогам которой 04 мая 2017 года составлен акт проверки.

В результате проверки выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации, что является основанием для ликвидации Организации.

В судебном заседании представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области Бояршинова О.Г. и Дударева М.Г. заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика ОО «Футбольная лига Кемеровской области» Раздаев В.А. пояснил, что против удовлетворения заявленных требований не возражает, выявленные нарушения Организацией не устранены, намерений их устранять нет.

Представитель заинтересованного лица УФНС РФ по Кемеровской области, будучи извещенным о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Абзацем третьим части 1 статьи 44 названного Федерального закона определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда, в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что ОО «Футбольная лига Кемеровской области», зарегистрирована 10 декабря 2013 года Управлением юстиции Администрации Кемеровской области на основании распоряжения от 10 декабря 2013 года (л.д. 20). Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 18 декабря 2002 года, <данные изъяты> (л.д. 21).

В период с 26 апреля по 04 мая 2017 года на основании распоряжения от 11 апреля 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области была проведена плановая проверка деятельности Организации (л.д. 28-29) на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации.

В целях проверки у Организации были запрошены: документы, содержащие сведения о наличии уставной деятельности Организации (в том числе о согласовании проведения соревнований по футболу, подтверждающиеся финансово-хозяйственными документами, договорами), переписка с юридическими лицами по вопросам проведения соревнований по футболу, сведения о наличии/отсутствии образовательной деятельности Организации (копия лицензии), бухгалтерско-финансовые документы (сведения о фактических источниках формирования денежных средств и иного имущества Организации, порядке расходования денежных средств и иного имущества организации, порядке расходования денежных средств в случае ведения раздельного учета доходов/расходов предоставить документацию в разрезе по источникам финансирования (утвержденные сметы доходов и расходов или финансовый план, главная книга и первичные финансовые документы, пояснительная записка о фактическом использовании имущества, банковские документы по всем открытым счетам, кассовые документы, приходные накладные и накладные на отпуск товаров, работ и услуг, акты приема-передачи товара, в связи с достижением уставных целей Организации, в случае применения упрощенной системы налогообложения, предоставить копию книги учета доходов и расходов, иные документы, относящиеся к деятельности Организации).

Уведомление о проведении проверки от 11 апреля 2017 года , содержащее требование о предоставлении указанных выше документов и сведений в срок до 26 апреля 2017 года с копией распоряжения о проведении проверки было направлено по адресу (месту нахождения) Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес>.

Перечисленные выше документы не были представлены в Управление ни в установленный в уведомлении срок ни в ходе проведения проверки, то есть до 04 мая 2017 года.

По результатам проверки составлен акт от 04 мая 2017 года (л.д. 37-39), в котором изложены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации Организацией. Данный документ направлен Организации по адресу места нахождения 04 мая 2017 года исх. (л.д.40).

В результате проверки установлено, что Организацией не подтверждено осуществление деятельности, направленной на достижение уставных целей, отдельные положения Устава не соответствуют действующему законодательству, регулирующему деятельность общественных объединений, а также противоречат друг другу.

Положения подпункта 24 пункта 2.2, а также п. 2.4 Устава, предусматривающие право Организации строить здания и сооружения, а также осуществлять другие виды деятельности, соответствующие целям и задачам Организации и не запрещенные действующим законодательством РФ, нарушают требование пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предусматривающего, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, которые предусмотрены ее учредительными документами и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации (Организация не является объединением в области строительства).

В силу положений пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует названным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Пунктами 2.5 и 5.1 Устава установлено право Организации осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей ради которых она создана. Такой деятельностью признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания Организации, а также приобретение и реализации ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществе на вере в качестве вкладчика.

Пунктом 2.1 Устава целями Организации определено развитие и популяризация футбола в Кемеровской области, организация и проведение спортивных мероприятий по футболу, повышение его роли во всестороннем и гармоничном развитии личности, укреплении здоровья граждан, формирование здорового образа жизни населения.

Таким образом, пункты 2.5 и 5.1 Устава противоречат п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что компетенция органов управления некоммерческой организацией определяется учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен содержать компетенцию органов управления. В нарушение данной нормы Уставом Организации не определен орган, который принимает решение по вопросам установления размера и срока внесения вступительного взноса, избрания Председателя Правления, утверждения годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

Подпункт 3 пункта 6.6.8 Устава, согласно которому избрание Председателя Правления относится к исключительной компетенции Общего собрания членов, противоречит подпунктам 7 пункта 6.7.9, пункту 6.8.1 Устава, согласно которым Председатель Правления избирается Правлением. Подпункт 4 пункта 6.6.8 Устава в части отнесения к исключительной компетенции Общего собрания членов принятия решения об утверждении годового отчета и годового бухгалтерского баланса, противоречит подпункту 3 пункта 6.7.9 Устава, согласно которому принятия решения об утверждении годового отчета и годового бухгалтерского баланса относится к компетенции Правления.

Пункт 3.6 Устава в части установления размера и срока внесения
вступительного взноса Общим собранием членов противоречит пункту 3.13, подпункту 11 пункта 6.7.9 Устава, согласно которым размер вступительных взносов, порядок и срок уплаты определяется решением Правления.

Пункт 6.6.11 Устава содержит ссылку на подпункт 6 пункта 6.6.8 Устава, который в Уставе отсутствует.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Пункт 1 статьи 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указывает, что компетенция органов управления некоммерческой организацией устанавливается уставом.

Вместе с тем Уставом к компетенции соответствующего органа управления не отнесено принятие решений по филиалам и представительствам.

Согласно п.6.8.7 Устава Заместитель Председателя Правления является лицом имеющим право без доверенности действовать от имени Организации и вправе осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим уставом, решениями Правления, поручениями Председателя Правления, что противоречит закону.

В соответствии с абзацем 9 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документов для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к сведениям единого государственного реестра юридических лиц относятся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от
имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В нарушение указанного Организацией в Управление в установленный законом срок документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о втором лице, имеющем право доверенности действовать от имени Организации - Заместителе Председателя Правления не представлены (сведения в уставе противоречат сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в части сведений о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени Организации).

В нарушение абзаца 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», Организацией не соблюдаются следующие нормы Устава:

пункта 6.6.2, подпунктов 1, 2, 4 пункта 6.6.8, подпунктов 1, 2, 3, 7, 9 пункта 6.7.9, пунктов 6 6.8.7, 6.9.5, так органы управления и контроля не осуществляют своей деятельности, о чем свидетельствует факт непредставления документов о наличии их деятельности в соответствии с компетенцией, закрепленной в Уставе Организации;

в нарушение пунктов 1.3, 1.4 наименование, используемое Организацией на сайте, не соответствует ни полному, ни сокращенному наименованию, закрепленному в Уставе Организации.

В нарушение п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих
организациях» Общее собрание членов Организации не выполняет свою основную функцию - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана, поскольку документы, свидетельствующие об осуществлении деятельности Общего собрания членов Организации, о решении Общим собранием членов вопросов, относящихся к компетенции в соответствии с уставом в Управление не представлены.

Согласно абзаца 4 статьи 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом, однако, в нарушение указанных положений закона, постоянно действующий руководящий орган Организации - Правление, не осуществляет деятельности и не исполняет свои обязанности, что подтверждается отсутствием соответствующих документов, свидетельствующих о решении Правлением вопросов, относящихся к его компетенции в соответствии с уставом, а также неисполнение Правлением законных предписаний уполномоченного органа - Управления.

04 мая 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в адрес Правления ОО «Футбольная лига Кемеровской области» было вынесено предупреждение о допущенных нарушениях, в котором установлен срок для их устранения до 16 июня 2017 года (л.д. 41-43). Копия предупреждения получена адресатом 10 мая 2017 года (л.д. 45-46).

В связи с обнаружением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства), 19 июня 2017 г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в отношении административного ответчика составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 47-49).

20 июня 2017 года в адрес Организации было вынесено повторное предупреждение со сроком исполнения до 01 сентября 2017 года, копия отправлена административному ответчику (л.д. 54-56, 58).

Организацией не совершены действия направленные на устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и до настоящего времени они не устранены. Характер допущенных нарушений свидетельствует о том, что они являются грубыми, а повторное не выполнение требований изложенных в предупреждении подтверждает неоднократность.

Согласно абзацу третьему части первой ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению федерального органа государственной регистрации (в данном случае Министерства юстиции Российской Федерации) в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Таким образом, не устранение Организацией в сроки, установленные Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства, является основанием для ее ликвидации по решению суда.

Возражений по существу административного иска, а также доказательств устранения выявленных нарушений, Организация не представила.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ с ОО «Футбольная лига Кемеровской области» подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Ликвидировать Общественную организацию «Футбольная лига Кемеровской области» с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Общественной организации «Футбольная лига Кемеровской области» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кемеровский областной суд

В окончательной форме решение принято 16 января 2018 года.

Судья: Пушкарева Н.В.