ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-706/2016 от 30.11.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2016 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего-Судьи Родиной Т.А.

При секретаре Усенко А.О.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело №3а-706/2016 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействующими Распоряжение Правительства Самарской области от 19.08.2015 года №667-р «Об утверждении проекта планировки территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, ул.Ташкентская /от проспекта Карла Маркса до ул.Георгия Димитрова/, расположенной в границах городского округа Самара», Распоряжение Правительства Самарской области от 20.01.2016 года №21-р «Об утверждении проекта межевания территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул.Ташкентская /от проспекта Карла Маркса до ул.Георгия Димитрова/, расположенной в границах городского округа Самара», Распоряжение Правительства Самарской области №235-р от 05.04.2016 года «Об утверждении документации по внесению изменений в проект межевания территории, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 20.01.2016 года №21-р», Распоряжение Правительства Самарской области №236-р от 05.04.2016 года «Об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки территории, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 19.08.2015 года №667-р»,

с участием прокурора Кушнирчук А.И.,

административных истцов ФИО2, ФИО3, представителя административных истцов ФИО5,

представителя Правительства Самарской области ФИО6,

представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области ФИО7,

представителя Администрации г.о.Самара ФИО8,

представителя ООО «Хрипунов и К» ФИО9,

у с т а н о в и л :

Распоряжением Правительства Самарской области от 19.08.2015 года №667-р утвержден проект планировки территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул.Ташкентская /от проспекта Карла Маркса до ул.Георгия Димитрова/, расположенной в границах городского округа Самара».

Указанное Распоряжение опубликовано в газете «Волжская Коммуна» от 25.08.2015 года №219 /29418/ и размещено на сайте Администрации г.о.Самара 19.08.2015 года.

Распоряжением Правительства Самарской области №21-р от 20.01.2016 года утвержден проект межевания территории в целях реконструкции указанной дороги.

Данное Распоряжение опубликовано в газете «Волжская коммуна» 26.01.2016 года №16 /29562/ и размещено на официальном интернет-портале правовой информации 26.01.2016 года.

Распоряжением Правительства Самарской области №235-р от 05.04.2016 года утверждена документация по внесению изменений в проект межевания территории, а Распоряжением №236-р от 05.04.2016 года утверждена документация по внесению изменений в проект планировки территории.

Распоряжения об утверждении документации по внесению изменений опубликованы в газете «Волжская коммуна» 07.04.2016 года №85 /29631/ и на официальном сайте Администрации г.о.Самара /http//samadm.ru./dosk/official –publikat/ 07.04.2016 года.

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, владеющие жилыми помещениями, расположенными по ул.Солнечной, в районе которой осуществляется реконструкция автомобильной дороги, обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просили признать недействующими Распоряжения Правительства Самарской области от 19.08.2015 года №667-р, от 20.01.2016 года №21-р, от 05.04.2016 года №235-р, от 05.04.2016 года №236-р.

В обоснование своих доводов указали, что не соблюдена процедура утверждения документации по планировке и межеванию территории. Реконструкция автомобильной дороги ул.Ташкентская /от проспекта Карла Маркса до ул.Георгия Димитрова / не включена в Программу подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 года №518; публичные слушания с участием жителей не проводились; Главой городского округа Самара не обеспечено официальное опубликование документации по планировке территории; реконструкция дороги нанесет необратимые повреждения конструкциям и коммуникациям жилых домов; при строительстве невозможно соблюдение СНиПов. Полагают, что их права нарушены, поскольку нанесенные красные линии накладывают запрет на использование части земельного участка, находящегося во владении административных истцов с 2003 года.

В судебном заседании ФИО2, ФИО3, а также представитель административных истцов ФИО5 заявленные требования поддержали в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.

Представители Правительства Самарской области, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области оснований для удовлетворения исковых требований не усматривают, свои доводы изложили в письменном отзыве.

Представитель Администрации г.о.Самары в письменном отзыве и в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

По мнению представителя ООО «Хрипунов и К», заявленные требования не подлежат удовлетворению согласно доводам, приведенным в представленном отзыве.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 10.6 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» осуществление градостроительной деятельности в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации /далее ГрК РФ/, если иное не установлено указанным Федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Уполномоченным органом по принятию решений о подготовке документации по планировке территории для размещения автомобильных дорог регионального значения в Самарской области является Министерство транспорта и автомобильных дорог на основании пунктов 18, 19 Положения «О Министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области», утвержденного Постановлением Правительства Самарской области №89 от 20.06.2007 года.

Подготовка документации по планировке территории в целях реконструкции автомобильной дороги произведена на основании приказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 25.09.2014 года №262, опубликованного в газете «Волжская коммуна» от 30.09.2014 года №257 /29109/.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации Министерство письмом от 30.09.2014 года №28/4777 уведомило Главу городского округа Самара о принятии вышеуказанного приказа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения.

В силу подпункта 11 статьи 1 ГрК РФ автомобильная дорога общего пользования регионального значения ул.Ташкентская / от проспекта Карла Маркса до ул.Георгия Димитрова/ относится к линейным объектам.

Реконструкция указанной автомобильной дороги предусмотрена схемой территориального планирования Самарской области / подпункт 2.2 пункта 2 Положения о территориальном планировании Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 года №261 «Об утверждении схемы территориального планирования Самарской области»/.

Как следует из пункта 11 статьи 27 ФЗ №108 от 07.06.2013 года в случае, если размещение объектов инфраструктуры в соответствии с документацией по планировке территории не соответствует ранее утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденная документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры является основанием для внесения изменений в соответствующие документы территориального планирования.

Подготовке документации по планировке и межеванию территории предшествовало включение реконструкции автомобильной дороги регионального значения в Самарской области, ул.Ташкентская / от проспекта Карла Маркса до ул.Георгия Димитрова/ в региональную программу, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области №704 от 29.11.2013 года / пункт 3.4 Приложения №2/.

Указанная региональная программа подготовлена и согласована в соответствии с пунктом 11 Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации №518 от 20.06.2013 года, в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являющимся исполнителями мероприятий Программы, было рекомендовано до 1 ноября 2013 г. разработать и утвердить по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти региональные программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев в них объекты и мероприятия Программы.

Документация по планировке территории выполнена в соответствии с государственным контрактом, заключенным с проектно-изыскательским институтом транспортного строительства «Желдоризыскания», и содержит основную /утверждаемую/ часть, обоснование проекта планировки, проект межевания.

Документация по внесению изменений включает в себя документацию по внесению изменений в проект планировки территории и документацию по внесению изменений в проект межевания территории.

Изменения в разработанной документации коснулись площади проектируемой территории в границах разработки территории, которая после изменений составляет 47,5512 га, а также технических параметров дороги.

Соответствие проектной документации и результатов инженерных изысканий на реконструкцию автомобильной дороги ул.Ташкентская /от проспекта Карла Маркса до ул.Георгия Димитрова/ требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации подтверждено положительным заключением экспертизы, проведенной 11.02.2016 года ГАУ Самарской области «Государственная экспертиза проектов в строительстве».

Во исполнение положений пункта 12.2 статьи 45 ГрК РФ разработанная документация по планировке территории, включающая проект межевания территории, согласована с органами местного самоуправления г.о.Самара, что подтверждается письмом Главы г.о.Самара от 11.08.2015 года №38-ДО5-01-01/7997.

Работы по реконструкции автомобильной дороги ведутся ООО «Хрипунов и К» в рамках заключенного с Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области контракта от 23.06.2016 года №51-1/29/16.

Доводы административных истцов о том, что реконструкция автомобильной дороги не внесена в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 года №518, в связи с чем Правительство не вправе руководствоваться статьей 27 ФЗ №108 от 07.06.2013 года, суд не принимает во внимание в силу следующего.

Федеральный закон №108 от 07.06.2013 года «О подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует правоотношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу 2018 года.

Проведение реконструкции автомобильной дороги проводится в целях проведения данного чемпионата, в связи с этим Правительство, принимая оспариваемые нормативные правовые акты, правомерно руководствовалось положениями вышеуказанного закона.

Финансирование реконструкции автомобильной дороги ул.Ташкентская полностью осуществляется из средств регионального бюджета.

В Федеральном законе №108 от 07.06.2013 года и в постановлении Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 года №518 не предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации включать в федеральную программу объекты и мероприятия, финансируемые исключительно за счет средств регионального бюджета.

Суд отклоняет доводы административных истцов о том, что нанесенные красные линии накладывают запрет на использование земельного участка, которым они владеют с 2003 года.

Правоустанавливающими документами на земельные участки в районе проектируемой территории административные истцы не обладают.

Реконструкция автомобильной дороги осуществляется в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории, проектной документации в границах существующего земельного участка с кадастровым номером: , находящегося в собственности муниципального образования городского округа Самара, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.

Согласно информации Администрации Промышленного района внутригородского района г.о.Самара, наделенной полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, на части проектируемой территории, необходимой для реконструкции автомобильной дороги по периметру земельного участка, занятого жилым комплексом, состоящим из домов , в том числе на части земельного участка с кадастровым номером: , расположен кирпичный забор, прав на который административные истцы не имеют.

Красные линии, обозначающие существующие границы территории общего пользования автомобильной дороги ул.Ташкентская, существовали до ее утверждения и были незначительно откорректированы.

Суждение административных истцов о том, что не проведение публичных слушаний является нарушением процедуры принятия оспариваемых актов, основано на неверном толковании закона.

В связи с тем, что оспариваемая документация по планировке территории подготовлена на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ, положения пункта 5 статьи 46 ГрК РФ, предусматривающие рассмотрение проекта планировки и проекта межевания территории на публичных слушаниях, в рассматриваемом случае не применимы.

Кроме того, пунктом 9 статьи 27 Федерального закона №108 от 07.06.2013 года предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры производится без проведения публичных слушаний.

Доводы административных истцов о том, что утвержденная документация по планировке территории не соответствует строительным нормам и правилам РФ, другим обязательным нормам и правилам, суд считает несостоятельными.

Пунктом 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов /или/ занятые линейными объектами.

В связи с тем, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения относится к линейным объектам, на реконструкцию указанной автомобильной дороги действие градостроительных регламентов не распространяется.

Из анализа положений статей 29.1-29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального, местного, муниципального значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

Приказом Министерства строительства Самарской области от 24.12.2014 года №526-п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Самарской области» утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Самарской области. Указанные нормативы не устанавливают расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, а также расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности для населения объектов транспортной инфраструктуры регионального значения.

В связи с тем, что ул.Ташкентская является дорогой регионального значения, расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения Самарской области не установлены.

Ссылка административных истцов на нарушение СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89.Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» не может быть принята судом во внимание в связи с тем, что положения приведенных СниПов, определяющие расстояния между жилыми, общественными и производственными зданиями, не применимы к реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения, являющейся линейным объектом.

Доводы административных истцов о том, что в ходе реконструкции будут нанесены необратимые последствия жилым домам и коммуникациям, не подтверждены доказательствами.

Доводы административных истцов о не полном опубликовании оспариваемых нормативных правовых актов не соответствуют обстоятельствам дела.

Из разъяснений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта / например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования/, необходимо проверять, были ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомится с его содержанием. Таким образом, суду надлежало проверять, была ли указанным лицам предоставлена возможность ознакомиться с содержанием оспариваемых норм. Если такая возможность была обеспечена, то порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населению в ином порядке.

Судом установлено, что оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в газете «Волжская коммуна» без приложений.

Приложения размещены на официальном сайте Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области /mintrans. samregion. ru/, а на дату вынесения судом решения оспариваемые акты вместе с приложениями размещены на официальном сайте Правительства Самарской области /pravo. samregion. ru /.

В связи с изложенным суд полагает указанный способ опубликования оспариваемых актов позволил обеспечить населению публичного образования, а также лицам, чьи права и свободы затрагивают указанные акты, возможность ознакомиться с их содержанием.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые Распоряжения Правительства Самарской области приняты в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона №108 от 07.06.2013 года, с соблюдением процедуры их принятия и согласования, права и законные интересы административных истцов не нарушают.

Доводы представителей административного ответчика о том, что оспариваемые акты не являются нормативными правовыми актами, суд отклоняет ввиду следующего.

Под нормативными правовыми актами под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Оспариваемые Распоряжения обладают всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, доводы административных ответчиков о том, что они не являются нормативными правовыми актами, являются необоснованными.

Доводы административных ответчиков о пропуске срока для обращения в суд с заявленными требованиями, суд отклоняет ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в течение всего срока действия нормативного правового акта.

В связи с тем, что ограничением срока для оспаривания является нормативного правового акта срок его действия, и признавая, что срок действия оспариваемых нормативных правовых актов не истек, суд полагает, что срок для их оспаривания административными истцами не пропущен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействующими Распоряжение Правительства Самарской области от 19.08.2015 года №667-р «Об утверждении проекта планировки территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, ул.Ташкентская /от проспекта Карла Маркса до ул.Георгия Димитрова/, расположенной в границах городского округа Самара», Распоряжение Правительства Самарской области от 20.01.2016 года №21-р «Об утверждении проекта межевания территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области, ул.Ташкентская /от проспекта Карла Маркса до ул.Георгия Димитрова/, расположенной в границах городского округа Самара», Распоряжение Правительства Самарской области № 235-р от 05.04.2016 года «Об утверждении документации по внесению изменений в проект межевания территории, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 20.01.2016 года №21-р», Распоряжение Правительства Самарской области № 236-р от 05.04.2016 года «Об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки территории, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области от 19.08.2015 года №667-р», отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина