ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-708/20 от 19.02.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-708/2020 по административному исковому заявлению Багдасаряна А.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием прокурора Самарцевой А.В.

представителя Багдасаряна А.В. по доверенности Гришиной З.С.,

министерства имущественных отношений Самарской области Муртазина Ф.Р.,

У с т а н о в и л :

Багдасарян А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, в части включения в него в пункт нежилого здания с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом - нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами и , не отвечающие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены нежилые здания, не предполагают размещение на них офисных зданий, объектов бытового обслуживания населения. Включение указанных объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Гришина З.С. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. заявленные требования не признал и пояснил, что данные объекты включены в Перечни в связи с их наименованием: торгово-офисный центр в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером и магазин - в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером .

Заинтересованное лицо- ИФНС России по Кировскому району г. Самары просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Багдасаряна А.В. подлежат частичному удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить в части.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ № 3033 от 30 ноября 2015 года, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год. Приказом министерства от 25 декабря 2015 года № 3265 в указанный Перечень внесены изменения.

Приказом министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.

Приказом от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.

Приказом от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в пункт Перечня на 2016 год, в пункт Перечня на 2017 год, в пункт Перечня на 2018 год, в пункт Перечня на 2019 год.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в пункт Перечня на 2017 год, в пункт Перечня на 2018 год, в пункт Перечня на 2019 год.

Приказ министерства от 30 ноября 2015 года № 3033 опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ruв информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе «Законодательные инициативы» раздела «Законодательство» в день его принятия.

Приказ министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).

Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

Приказ министерства № 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Багдасаряну А.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 3668,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, а также нежилое здание с кадастровым номером площадью 3330,4 кв.м. расположенное по адресу: <адрес>.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости и технического паспорта нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение- нежилое здание, наименование-магазин.

По сведениям технического паспорта в нежилом здании с кадастровым номером площадью 3 668,5 кв. м располагаются торговые залы, общая площадь которых (1117,7 кв. м + 1154,0 кв. м=2271,7 кв. м) составляет 61,92 % от общей площади здания, кабинеты общей площадью 14,1 кв. м ( 0,38 % от общей площади здания), остальные помещения являются подсобными и вспомогательными помещениями (помещения, лестницы, санузлы, кабинеты, склады, коридоры, техническое помещение, комната отдыха, моечная, котельная, радиоузел).

Нежилое здание с кадастровым номером располагается на земельном участке с кадастровым номером , который с учетом внесения в него 16 июля 2019 года изменений имеет вид разрешенного видом использования: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные комплексы), а до внесения изменений земельный участок имел вид разрешенного использования: для садоводства.

Принимая во внимание, что в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и технического учета нежилое здание с кадастровым номером предназначено для использования в качестве магазина, торговые площади в котором составляют более 20 % от общей площади здания, у министерства имелись основания для включения указанного нежилого здания в Перечни на 2016, 2017, 2018, 2019 годы, и в этой связи оснований для признания недействующими Перечней на 2016, 2017, 2018, 2019 годы в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером не имеется.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости и технических паспортов нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение - нежилое здание, наименование- торгово-офисный центр. По сведениям технического паспорта в нежилом здании с кадастровым номером располагаются помещения, название которых не конкретизировано, лестница, санузлы.

Указанное нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: для садоводства.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечни на 2017, 2018, 2019 годы в соответствии с его наименованием: торгово-офисный центр, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости и техническом паспорте.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы как кадастровой стоимости имущества в отношении, в том числе нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Учитывая, что указанная редакция закона действует с 30 ноября 2016 года, включение объекта недвижимости с кадастровым номером в Перечни на 2018, 2019 годы по наименованию – торгово-офисный центр отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и оснований для признания недействующими Перечней на 2018, 2019 годы в части включения в них объекта недвижимости с кадастровым номером не имеется.

Вместе с тем, суд учитывает, что действовавшая на момент утверждения Перечня на 2017 год редакция статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривала возможность включения объекта недвижимости в Перечень в соответствии с наименованием объекта недвижимости, а другие критерии для включения объекта недвижимости с кадастровым номером в Перечень на 2017 год отсутствовали, суд приходит к выводу о том, что Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, Перечень, утвержденный приказом министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 в части пункта следует признать недействующим со дня принятия.

Доводы представителя административного истца о том, что осмотр нежилых зданий на предмет их фактического использования на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов не производился, невозможно определить, как эти здания использовались, не могут быть приняты судом во внимание в силу того, что для включения объектов недвижимости в перечни совокупности условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не требуется, и достаточно одного из перечисленных в этой статье условий.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Багдасаряна А.В. удовлетворить частично.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , со дня принятия.

В остальной части административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2020 года.