ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-708/2021 от 26.05.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-76/2022 (№ 3а-708/2021)

25ОS0000-01-2021-001092-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Салмине В.А.,

с участием прокурора Рогалева А.Е.,

представителя административного истца Сигидиной В.А. - адвоката Даниловой И.В.,

представителей административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пастухова П.Р., Давиденко К.А.,

представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сигидиной Веры Александровны к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица – Правительство Приморского края, администрация Уссурийского городского округа Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, краевое государственное казённое учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», Управление Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю, министерство промышленности и торговли Приморского края об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень объектов на 2020 год).

Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru – 30 декабря 2019 года, в издании «Приморская газета», спецвыпуск № 1(1735) -1 января 2020 года, и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 28 марта 2022 года № 162-ри.

В Перечень объектов на 2020 год включены: объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (пункт 8306),объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес> (пункт 5914).

Сигидина В.А. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ей на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: нежилое помещение по адресу: Приморский край, г. <адрес>, кадастровый номер , нежилое помещение по адресу: Приморский край, г. <адрес>,кадастровый номер .


Указанные нежилые помещения включены в Перечень объектов на 2020 год (пункты 8306, 5914 соответственно). Полагает, что принадлежащие ей объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении которых налоговая база должна определяться равной их кадастровой стоимости. Данные объекты недвижимости имеют наименование «нежилое», данные о виде разрешенного использования помещений в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Указала, что в нарушение положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па «О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций» (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па) при включении принадлежащих ей указанных объектов недвижимости в Перечень объектов на 2020 год процедура определения фактического использования данных объектов не проводилась. Кроме этого, здание по адресу: Приморский край, ул. Ленина, д. 87 расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования для эксплуатации и обслуживание 9-этажного жилого дома, здание по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина, д 60 расположено на земельном участке с кадастровым номером 25:34:017001:78 с видом разрешенного пользования (уличная сеть), при этом виды разрешенного использования земельных участков безусловно и однозначно не предусматривают размещения на них объектов, перечисленных в статье 378.2 НК РФ. Полагает, что принадлежащие ей указанные нежилые помещения не отвечают ни одному из перечисленных в законе критериев для включения их в Перечень объектов на 2020 год. Считает, что включение указанных нежилых помещений в Перечень объектов на 2020 год нарушает её права как налогоплательщика, так как она обязана уплачивать налог на имущество физических лиц в большем размере.

Просит: признать недействующими пункты 8306 и 5914 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри, со дня принятия указанного распоряжения.

До рассмотрения дела по существу к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство промышленности и торговли Приморского края, а также представитель административного истца Данилова И.В. уточнила, что Прокуратура Приморского края по данному делу не является заинтересованным лицом, как изначально указано в административном исковом заявлении.

В судебное заседание административный истец Сигидина В.А., представители заинтересованных лиц министерства экономического развития Приморского края, администрации Уссурийского городского округа Приморского края, краевого государственного казённого учреждения «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» (далее – КГКУ «УЗИ»), Управления Федеральной налоговой службы России по Приморского краю, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованным лицом министерством экономического развития Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя министерства экономического развития Приморского края, и указано, что в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений от 25 декабря 2019 года № 1022-ри утверждён Перечень объектов на 2020 год, в который были включены объект недвижимости с кадастровым номером (Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 87, нежилое помещение 119), объект недвижимости с кадастровым номером (Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина д. 60, нежилое помещение 12). До 1 января 2020 года Перечень формировался, в том числе на основании сведений, представленных департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (с 1 января 2020 года – министерство экономического развития Приморского края) о нежилых помещениях, назначение которых по данным ФГБУ «ФКП Росреестра», а также информации, предоставленной органами местного самоуправления Приморского края, предусматривает размещение офисов. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края направил в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Перечень Офисных объектов на 2020 год. В представленном Перечне Офисных объектов отсутствовали объекты недвижимости с кадастровыми номерами , .

Заинтересованным лицом КГКУ «УЗИ» представлены письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя; указали, что в соответствии с пунктом 3.1 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па и согласно пункту 2.3.43 Устава КГКУ «УЗИ» - КГКУ «УЗИ» осуществляет деятельность по обеспечению проверочных мероприятий по определению вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения согласно графику мероприятий, утвержденному Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения. Вместе с тем, министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в 2019, 2020 годах в график мероприятий по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения объекты недвижимости с кадастровыми номерами , (Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 87, нежилое помещение 119), (Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина д. 60, нежилое помещение 12), не включались, в связи с чем осмотры данных помещений сотрудниками КГКУ «УЗИ» не проводились.

Заинтересованным лицом Управлением Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя; указали, что по информации, полученной от министерства экономического развития Приморского края, распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри утвержден Перечень объектов на 2020 год, в который были включены объект недвижимости с кадастровым номером (Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 87, нежилое помещение 119), объект недвижимости с кадастровым номером (Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина д. 60, нежилое помещение 12).

В соответствии со статьёй 150 частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель административного истца Сигидиной В.А. – адвокат Данилова И.В., на удовлетворении административного искового заявления настаивала, по доводам в нём изложенным, дополнительно пояснила, что поскольку не был произведен осмотр для установления фактического использования, принадлежащих административному истцу двух нежилых помещений, то эти помещения необоснованно включены в Перечень объектов на 2020 год – пункты 8306, 5914, в связи с чем нарушаются права административного истца, так как ей на эти два объекта недвижимости начисляется налог в повышенном размере. Нежилое помещение по адресу: <адрес>

с 1 февраля 2018 года и по настоящее время сдается Сигидиной В.А. в аренду ООО «Ада-Мед» и используется под медицинский центр: лабораторию забора анализов Инвитро, при этом ООО «Ада-Мед» на данный адрес была получена лицензия на занятие медицинской деятельностью; ранее это нежилое помещение сдавалось Сигидиной В.А. в аренду Банку, и было переделано для нужд Банка, так появились наименования помещений внутри нежилого помещения «Операционный зал», «Кабинет», в связи с чем был переоформлен и технический паспорт. Нежилое помещение по адресу: Приморский край, г. <адрес> с 1 февраля 2018 года по 31 марта 2021 года сдавалось в аренду ИП Седякиной А.Н., в указанном помещении производилось хранение тканей и фурнитуры, а также имелось место для реализации продукции, но это торговое место занимало менее 20% от общей площади помещения. В 2020 году по причине раздела имущества между супругами, данное нежилое помещение было вновь переоформлено на Сигидину В.А. Просила административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пастухов П.Р., Давиденко К.А. в судебных заседаниях просили в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно пункту 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па, в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня объектов на 2020 год, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (после 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) в 2019 году формировал и утверждал Перечень объектов на 2020 год, в том числе на основании Перечня Торговых объектов, представленного департаментом лицензирования и торговли Приморского края (после 1 января 2020 года министерство промышленности и торговли Приморского края) и Перечня Офисных объектов, представленного департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (после 1 января 2020 года министерство экономического развития Приморского края). В силу пункта 7 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па только в случае отсутствия сведений, позволяющих определить, что объект недвижимого имущества относится к торговым, офисным объектам уполномоченный орган, департамент экономики вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Согласно техническому паспорту нежилого помещения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина, д. 60, назначение данного нежилого помещения – магазин-кулинария «Журавушка». Согласно техническому паспорту нежилого помещения, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 87, использование данного нежилого помещения – офис. На момент формирования и утверждения Перечня объектов на 2020 год собственник объектов не обращалась в министерство с заявлением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов. Представитель административного ответчика Пастухов П.Р. пояснил, что при формировании Перечня объектов на 2020 год департаментом земельных и имущественных отношений учитывались данные представленные департаментом лицензирования и торговли Приморского края и данные содержащиеся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости и технической документации в отношении спорных нежилых помещений. Представитель административного ответчика Давыденко К.А. дополнительно пояснила, что распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 го № 1022-ри принято и опубликовано в установленном законом порядке, основания проводить мероприятия по определению вида фактического использования спорных нежилых помещений отсутствовали.

Представитель заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумов Д.Ю. поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях на административное исковое заявление, из которых следует, что в соответствии с пунктом 4 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па министерство промышленности и торговли Приморского края уполномочено формировать и направлять ежегодно в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) Перечень торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения торговых объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. На основании полученных данных департамент земельных и имущественных отношений Приморского края формирует и утверждает, в том числе, на основании перечня торговых объектов Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость. Письмом администрации Уссурийского городского округа Приморского края от 28 июня 2019 года № 13-13/644 сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером, расположенным по адресу:Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, д. 87, нежилое помещение 119, представлены в департамент лицензирования и торговли Приморского края для включения в Перечень объектов на 2020 год. Письмом департамента лицензирования и торговли Приморского края от 30 октября 2019 года № 21-05-55/4697, о направлении Перечня на 2020 год сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером былинаправлены в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края для дальнейшего включения в перечень на 2020 год. Объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина д. 60, нежилое помещение 12, для включения в Перечень объектов на 2020 год департаментом лицензирования и торговли Приморского края не подавался.

Выслушав представителя административного истца Данилову И.В., представителей административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пастухова П.Р., Давиденко К.А. (принимавших участие в судебных заседаниях в разные дни), представителя заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Приморского края Абакумова Д.Ю., изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Рогалева А.Е., полагавшего, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Согласно подпункту 2 статьи 15, абзацу первому пункта 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Действовавший до декабря 2020 года пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Решением Думы Уссурийского городского округа Приморского края от 29 октября 2019 года № 70-НПА «Об установлении налога на имущество физических лиц» введен на территории Уссурийского городского округа налог на имущество физических лиц (пункт 2); установлена ставка налога в размере 2% для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с действовавшей на момент принятия Перечня редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па департамент земельных и имущественных отношений являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Согласно положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года № 522-КЗ «О внесении изменений в Устав Приморского края», постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года № 52-пг «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края», постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года № 547-па «О формировании органов исполнительной власти Приморского края» Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края – в министерство промышленности и торговли Приморского края.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сигидиной В.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

нежилое помещение (на основании договора продажи недвижимости от 14 сентября 2010 года) по адресу: Приморский край, г. <адрес>, с кадастровым номером , площадью 51,6 кв.м, расположенное в 9-этажном жилом доме на этаже № 1, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 15 сентября 2010 года сделана регистрационная запись № (на дату рассмотрения данного административного делав Едином государственном реестре недвижимости 23 декабря 2020 года сделана регистрационная запись № <адрес>

нежилое помещение (на основании договора купли-продажи квартиры

от 11 апреля 2003 года) по адресу: Приморский край, г. <адрес>, с кадастровым номером , площадью 78,3 кв.м, расположенное в 2-этажном жилом доме на этаже № 1, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 29 декабря 2005 года сделана регистрационная запись №

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru – 30 декабря 2019 года, в издании «Приморская газета», спецвыпуск № 1(1735), 1 января 2020 года.

В пункт 8306 Перечня объектов на 2020 год включено помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, принадлежащее на праве собственности Сигидиной В.А.

В пункт 5914 Перечня объектов на 2020 год включено помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: Приморский край, г. <адрес>, принадлежащее на праве собственности Сигидиной В.А.

При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия, опубликования и к введению его в действие.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действовавшей в период утверждения Перечня объектов на 2020 год) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.

Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты, в данном случае нежилые помещения, перечисленные в вышеуказанных правовых нормах, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: Приморский край, г. <адрес>, имеет вид: помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение № 119 в здании (лит. А), кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости: .

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах принадлежащий административному истцу объект недвижимости объект с кадастровым номером , расположенный по адресу: по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, Пушкина, д. 60, помещение 12, имеет вид: помещение, назначение: нежилое помещение, наименование: Магазин-кулинария, кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости: .

По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах спорный объект недвижимости (Приморский край, г. <адрес>) расположен с в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером (Приморский край, г. Уссурийск,

ул. Ленина, д. 87) на земельном участке, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 9-этажный жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, Ленина, д. 87, площадью 5710+/-26 кв.м с кадастровым номером , с видом разрешенного использования: для эксплуатации и обслуживания 9-этажного жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов.

По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах спорный объект недвижимости (Приморский край, г. <адрес>) расположен с в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером (Приморский край,

г. Уссурийск, Пушкина, д. 60) на земельном участке, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, Пушкина, д. 60, площадью 1968,48 кв.м, с кадастровым номером 25:34:017001:78, с видом разрешенного использования: для размещения магазина, категория земель: земли населенных пунктов.

В техническом паспорте на нежилое помещение по адресу: Приморский край, г. <адрес> (копии представлены административным ответчиком и заинтересованным лицом КГКУ «УЗИ»), составленном Отделением № 9 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Приморскому краю по состоянию на 11 ноября 2011 года, указано, что нежилое помещение расположено в жилом доме назначение: «нежилое помещение № 119», использование: «офис».

Из поэтажного плана нежилого помещения № 119 и экспликации к нему следует, что помещение находится в здании на 1 этаже и состоит из кабинета площадью 46,2 кв.м, санузла, - 2,5 кв.м, подсобного помещения – 2,9 кв.м, итого по офису: 51,6 кв.м.

Административный истец Сигидина В.А. представила технический паспорт на это же нежилое помещение, составленный Отделением в г. Уссурийск центра технической инвентаризации и кадастровых работ по Приморскому краю Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ по состоянию на 1 декабря 2021 года, где указано, что нежилое помещение расположено в жилом доме назначение: «нежилое помещение», использование: «административно-торговое». Из поэтажного плана нежилого помещения и экспликации к нему следует, что помещение находится в здании на 1 этаже и состоит из кабинета площадью 46,2 кв.м, санузла, - 2,5 кв.м, подсобного помещения – 2,9 кв.м, итого по помещению: 51,6 кв.м.

В техническом паспорте части здания (строения), расположенной на 1 этаже – помещение № 12 (магазин-кулинария «Журавушка») на нежилое помещение по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина, д. 60 (копии представлены административным ответчиком и заинтересованным лицом КГКУ «УЗИ»), составленном Отделением по городу Уссурийску и Уссурийскому району Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Приморскому краю по состоянию на 14 октября 2005 года, указано, что нежилое помещение расположено в жилом доме назначение: «Магазин-кулинария «Журавушка»», использование: «по назначению».

Из поэтажного плана нежилого помещения № 12 и экспликации к нему следует, что помещение расположено в здании на 1 этаже и в нем находятся торговый зал площадью 33,2 кв.м, горячий цех – 16,3 кв.м, цех овощной – 4,5 кв.м, цех – 4,3 кв.м, моечная - 3,6 кв.м, цех – 3,7 кв.м, туалет – 1,5 кв.м, бытовое - 5,8 кв.м, коридор – 4,5 кв.м, итого: 77,4 кв.м (62,0 кв.м – основная, 15,4 кв.м.

– вспомогательная (подсобная)).

Из технического паспорта на это же нежилое помещение(копии представлены административным истцом и заинтересованным лицом КГКУ «УЗИ»), составленного Отделением № 9 Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Приморскому краю по состоянию на 1 ноября 2007 года, где указано, что нежилое помещение № 12 расположено в жилом доме № 60 по ул. Пушкинской в г. Уссурийске Приморского края, назначение: «нежилое», использование: «офис». Из поэтажного плана нежилого помещения и экспликации к нему следует, что помещение находится в здании на 1 этаже и состоит из операционного зала 36,9 кв.м, кабинета - 31,6 кв.м. бытовки – 5,7 кв.м, туалета - 1,6 кв.м, итого по помещению: 75,8 кв.м.

Таким образом, на момент утверждения оспариваемого в части Перечня объектов на 2020 год (пункт 8306) согласно технической документации по состоянию на 11 ноября 2011 года в отношении нежилого помещения по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, дом 87, указано, что нежилое помещение расположено в жилом доме назначение: «нежилое помещение № 119», использование: «офис».

Административным истцом представлена копия договора аренды нежилых помещений от 1 февраля 2018 года, заключенного между Сигидиной В.А. и ИП Седякиной А.Н., предметом которого является сдача в аренду нежилого помещения по адресу: Приморский край, г. <адрес>. Срок аренды по договору 11 месяцев с даты подписания (пункт 1.5), с возможностью пролонгации договора аренды (пункт 8.2), и представлена копия соглашения от 31 марта 2021 года о расторжении договора аренды нежилых помещений от 1 февраля 2018 года, согласно которому договор расторгается с момента подписания настоящего соглашения.

Ни данный договор, ни пояснения представителя административного истца Даниловой И.В., о том, что данное нежилое помещение использовалось под склад тканей и фурнитуры, и только незначительная часть помещения, менее 20% от общей его площади, использовалась для торговли, не имеют значения для данного спора, поскольку департаментом лицензирования и торговли Приморского края (с 1 января 2020 года министерство промышленности и торговли Приморского края) сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером былинаправлены в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство промышленности и торговли) для дальнейшего включения в Перечень объектов на 2020 год на основании информации, предоставленной администрацией Уссурийского городского округа Приморского края на территории, которой находится данный объект недвижимости. Кроме этого, административный ответчик располагал техническим паспортом на данное нежилое помещение, в котором указано на использование данного нежилого помещения как офис.

Кроме этого, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, определяет типы торговых предприятий, относит магазин к стационарным торговым объектам, предназначенным для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что в соответствии с требованиями подпупкта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ указанное нежилое помещение административным ответчиком обоснованно включено в Перечень объектов на 2020 год.

На момент утверждения оспариваемого в части Перечня объектов на 2020 год (пункт 5914), в отношении нежилого помещения по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Пушкина, д. 60, согласно технической документации по состоянию на 1 ноября 2007 года, указано, что нежилое помещение расположено в жилом доме, назначение: «нежилое», использование: «офис». Согласно техническому плану, имевшемуся в распоряжении административного ответчика по состоянию на 14 октября 2005 года, указано, что нежилое помещение расположено в жилом доме, назначение: «Магазин-кулинария «Журавушка»», использование: «по назначению». Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости расположенный по адресу: по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, Пушкина, д. 60, помещение 12, имеет назначение: «нежилое помещение», наименование: «Магазин-кулинария».

При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись достаточные основания для включения указанного нежилого помещения в Перечень объектов на 2020 год.

То обстоятельство, что данный объект недвижимости был перепланирован и в техническом паспорте по состоянию на 1 ноября 2007 года, указано, что нежилое помещение № 12 расположено в жилом доме № 60 по ул. Пушкинской в г. Уссурийске Приморского края, назначение: «нежилое», использование: «офис», с учетом данного указания на использование объекта и вышеуказанные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не свидетельствует, что данный объект включен в Перечень объектов на 2020 год необоснованно.

Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года

№ 105-па.

В соответствии с пунктом 6 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па в целях формирования Перечня объектов, Перечня Торговых объектов министерство промышленности и торговли, уполномоченный орган используют информацию, содержащуюся в ЕГРН, документы технического учета (инвентаризации) и (или) сведения о таком учете (инвентаризации), полученные в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти (в том числе их территориальных органов), органов исполнительной власти Приморского края, в том числе подведомственных органам исполнительной власти Приморского края организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, собственников объектов недвижимого имущества.

В случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего постановления, сведений, позволяющих определить, что объект недвижимого имущества является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом), министерство промышленности и торговли вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (пункт 7).

Таким образом, используя, данные технического паспорта, информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости, министерство имущественных и земельных отношений Приморского края правомерно без проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ включило объект недвижимости с кадастровым номером в Перечень объектов на 2020 год, это же относится и нежилому помещению с кадастровым номером .

Доводы представителя административного истца Даниловой И.В. о том, что нежилое помещение с кадастровым номером необоснованно включено в Печень объектов на 2020 год, поскольку фактически находится в аренде у ООО «АДА-МЕД» и используется под медицинский центр, отклоняются судом, поскольку данные, содержащиеся в технической документации и в Едином государственном реестре недвижимости не свидетельствовали о наличии такого обстоятельства, кроме этого административным истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, которые бы подтверждали, что на момент формирования и утверждения Перечня объектов на 2020 год указанное помещение не использовалось под офис.

Доказательства, представленные административным ответчиком, имеющиеся в материалах дела подтверждают соответствие указанных нежилых помещений условиям, установленным требованиями статьи 378.2 НК РФ, и необходимы для включения в Перечень объектов на 2020 год.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При установленных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований Сигидиной В.А. о признании недействующими пунктов 8306 и 5914 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри, со дня принятия указанного распоряжения, не имеется.

С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 178, 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Сигидиной Веры Александровны об оспаривании нормативного правового акта в части - отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном издании органов государственной власти Приморского края.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.А. Поломошнова