ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-709/2018 от 02.07.2018 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-709/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2018 года <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Тягай А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решений Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> выраженных в уведомлении об отказе в принятии на рассмотрение заявления,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что <данные изъяты> обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> (далее – Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему (истцу) на праве собственности нежилого помещения, расположенного в <данные изъяты>, по основанию установления в отношении данного объекта рыночной стоимости. Однако в принятии данного заявления Комиссией уведомлением от <данные изъяты> за подписью ее секретаря было отказано в связи с тем, что к заявлению не приложены выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащие актуальные сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости. Между тем, по утверждению административного истца, все требуемые законом документы в Комиссию им были представлены.

Полагая отказ Комиссии в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков незаконным (недействительным), административный истец просит суд признать его таковым и возложить на Комиссию обязанность рассмотреть данное заявление.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2 поддержал заявленные требования своего доверителя.

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по <данные изъяты>ФИО3 требования административного истца не признал, полагая отказ Комиссии в принятия к рассмотрению заявления ФИО1 законным.

Административный ответчик – Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> и заинтересованное лицо – Министерство имущественных отношений <данные изъяты>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

Выслушав представителей сторон исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с названной нормой результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости урегулирован статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее – Порядок).

Согласно п. 1 и п. 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом – Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Полномочия (функции) по делопроизводству в комиссии возлагаются на ее секретаря, назначаемого из числа работников территориального органа уполномоченного федерального органа (пункт 7 Порядка), который извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии (пункт 16 Порядка).

В соответствии с п. 13 Порядка комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.

Согласно п. 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

Суд отмечает, что перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, указанный в п. 13 Порядка, не соответствует перечню документов, указанному в ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на период обращения ФИО1 в Комиссию и в настоящее время, однако Порядок в данной части в соответствие с законом до настоящего времени не приведен. В этой связи суд, в силу положений ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, применяет Порядок только в части не противоречащей закону.

Согласно ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при обращении в Комиссию к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе, обязательно прилагается выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных в законе документов, к рассмотрению не принимается.

Судом установлено, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в <данные изъяты> создана на основании приказа Росреестра от <данные изъяты> № П/452.

Судом также установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 50:03:0060302:744 площадью 248.7 кв.метров, расположенных в <данные изъяты>.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> административный истец обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно тексту данного заявления к нему административный истец приложил нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации права собственности, отчет об оценке рыночной стоимости объекта от <данные изъяты> на бумажном носителе и в электронном виде, а также ответ на запрос о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, требуемая законом выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости ФИО1 представлена в Комиссию не была. Вместо указанной выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости административным истцом в Комиссию был представлен письменные ответы начальника территориального отдела <данные изъяты> филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» на его (истца) обращение.

Доводы административного истца о том, что представленные им вместо выписок из ЕГРН письменные ответы начальника территориального отдела <данные изъяты> филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <данные изъяты> содержит все необходимые сведения о кадастровой стоимости объекта, являются несостоятельными.

Формы выписок из ЕГРН, состав, содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и представляемых в электронном виде, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>. Данным приказом утверждены, в том числе, форма выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости (Приложение <данные изъяты>) и порядок заполнения данной выписки, а также состав, содержащихся в ней сведений (Приложение <данные изъяты>).

В разделе «Особенности заполнения выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости» Приложения <данные изъяты> приказа Минэкономразвития от <данные изъяты><данные изъяты> указано, что помимо сведений о величине кадастровой стоимости объекта недвижимости в данной выписке из ЕГРН должны быть указаны: дата утверждения кадастровой стоимости (дата вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости); реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости (дата, номер); дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН; дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости); дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; дата начала применения кадастровой стоимости; сведения о снятии объекта с государственного кадастрового учета, если на дату заполнения выписки объект недвижимости снят с государственного кадастрового учета (п. 128-135).

Между тем, представленное административным истцом письмо территориального отдела <данные изъяты> филиала ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <данные изъяты> ни по форме, ни по содержанию не соответствует выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В данных письмах отсутствует часть названных сведений, в том числе сведения о дате по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта, которая, в силу положений ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является датой оценки объектов недвижимости при определении их рыночной стоимости. При этом необходимо отметить, что в отсутствие указанных сведений рассмотрение заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в Комиссии не представляется возможным, поскольку в данном случае невозможно дать оценку достоверности рыночной стоимости данного объекта, установленной в представленном отчете об оценке.

При таких обстоятельствах, учитывая, что требуемые законом документы административным истцом к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости объекта были приложены не в полном объеме, отказ Комиссии в принятии к рассмотрению данного заявления в связи с отсутствием выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта является законным и обоснованным.

Исходя из изложенного, суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании решение Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> выраженное в уведомлении <данные изъяты>а-10-8760/17 от <данные изъяты> об отказе в принятии к рассмотрению заявления от <данные изъяты><данные изъяты> о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060302:744- оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – <данные изъяты>.

Судья М.Ю. Елизарова