ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-70/19 от 28.02.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а – 70/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Совкича А.П.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,

при секретаре Чермашенцевой Е.В.,

с участием административного истца ФИО1, её представителя ФИО2, действующей на основании доверенности от 07 мая 2018 года, представителя административного ответчика Саратовской городской Думы ФИО3, действующей на основании доверенности от 17 января 2019 года , представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования года ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Саратовской городской Думе об оспаривании пункта 4.24 Положения о создании, развитии и сохранении зелёных насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов», утверждённого решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года № 50-593, в части,

установил:

решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года № 50-593 (далее – решение № 50-593) утверждено Положение о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов» (далее – Положение).

Пунктом 4.24 Положения предусмотрено, что на озелененных территориях муниципального образования «Город Саратов» не допускается размещение временных сооружений: летних кафе, передвижных аттракционов, зверинцев, объектов мелкорозничной торговли.

ФИО1 обратилась в Саратовский областной суд с административным иском к Саратовской городской Думе и с учётом изменения предмета иска просила признать пункт 4.24 решения № 50-593 в части установления запрета на размещение на озеленённых территориях муниципального образования «Город Саратов» временных сооружений: передвижных аттракционов, зверинцев, не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 № 385, введённым в действие с 13 мая 2016 года, в перечень объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300, то есть с 13 мая 2016 года.

В обоснование заявленных требований административный ФИО1 указывала, что пункт 4.24 решения Саратовской городской Думы № 50-593 в оспариваемой части не соответствует положениям статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Саратовской области от 27 февраля 2015 года № 79-П и нарушает её права и законные интересы, поскольку создаёт непреодолимые препятствия для предпринимательской деятельности в части реализации права размещения на территории муниципального образования «Город Саратов» объектов предпринимательской деятельности, в порядке и на условиях, установленных нормами федерального и регионального законодательства.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали административное исковое заявление по приведённым выше основаниям.

Представитель административного ответчика Саратовской городской Думы в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, считал, что оспариваемое решение принято Саратовской городской Думой в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика.

Иные заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Как следует из судебных актов по делам № А57-28129/2016 и
№ А57-17824/2017 (листы дела № 131-141, 151-160) ФИО1 оспаривала отказы комитета по управлению имуществом города Саратова в выдаче разрешения на использование земельных участков для размещения элементов благоустройства территории: пунктов проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря; спортивной и детской площадки; сезонных аттракционов; нестационарных объектов для организации обслуживания зон отдыха населения; передвижного зоопарка. Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды руководствовались, в том числе, положениями пункта 4.24 решения Саратовской городской Думы № 50-593.

Таким образом, судом установлен факт применения в отношении административного истца оспариваемого нормативного правового акта в оспариваемой части.

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от
06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 05 апреля 2010 года № 40-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со статьями 1, 23, 24, 44 и 44.1 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, город Саратов является городским поселением, наделённым Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.

Городская Дума является представительным органом города. Заседание городской Думы считается правомочным, если на нём присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов городской Думы.

Городская Дума по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города. Такие решения городской Думы, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы, если иное не установлено действующим законодательством.

Решения городской Думы, постановления главы муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Официальным опубликованием решений городской Думы, постановлений главы муниципального образования и постановлений администрации города считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская панорама» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте городской Думы (администрации города) www.saratovduma.ru (www.saratovmer.ru).

Как следует из материалов дела, 27 апреля 2010 года на внеочередном заседании Саратовской городской Думы принято решение № 50-593, которым утверждено Положение о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов», опубликованное в специальном выпуске газеты «Саратовская панорама» от 30 апреля 2010 года № 40 (557). На заседании присутствовал 31 депутат, то есть более 50 процентов от установленной численности депутатов (41 депутат) (листы дела № 72-83, 84-88, 89).

Согласно пункту 4.24 Положения на озелененных территориях муниципального образования «Город Саратов» не допускаются: произвольная посадка деревьев, кустарников, устройство огородов; касание ветвями деревьев воздушных сетей коммуникаций, закрытие ветвями деревьев указателей улиц и номерных знаков домов, дорожных знаков; побелка и покраска стволов деревьев, кроме случаев, установленных пунктом 4.26 настоящего Положения; сбрасывание снега с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников; размещение на деревьях рекламных щитов, электрических гирлянд с лампами накаливания, колючей проволоки и других предметов, которые могут повредить деревья; добывание из деревьев сока, смолы; размещение временных сооружений: летних кафе, передвижных аттракционов, зверинцев, объектов мелкорозничной торговли.

Таким образом, Положение о создании, развитии и сохранении зеленых насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов», утверждённое решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года
№ 50-593, в оспариваемой части принято Саратовской городской Думой в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.

Решение № 50-593 утратило силу в связи с принятием Саратовской городской Думой решения от 25 декабря 2018 года № 45-326 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», опубликованное в специальном выпуске газеты «Саратовская панорама» от 25 декабря 2018 года № 87 (листы дела № 90, 91).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменён и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела оспариваемый нормативный правовой акт был применён в отношении административного истца решениями Арбитражных судов, вступившими в законную силу.

При таких обстоятельствах, прекращение действия оспариваемого решения № 50-593 не может служить основанием для прекращения производства по административному делу, поскольку данный нормативный правовой акт не перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В этой связи суд полагает необходимым проверить оспариваемый нормативный правовой акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 4.24 Положения, утверждённого решением № 50-593, установлено, что на озелененных территориях муниципального образования «Город Саратов» не допускается, в том числе размещение временных сооружений: передвижных аттракционов, зверинцев.

Также согласно пункту 2.1 Положения к озеленённым территориям относятся участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественно-делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.

Таким образом, пунктом 4.24 Положения в оспариваемой части фактически установлен запрет на размещение передвижных аттракционов и зверинцев на территории муниципального образования «Город Саратов» (садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, малозастроенные территории).

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 утверждён перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 года № 385 внесены изменения в названный перечень, который, в том числе, дополнен пунктами 23-26: передвижные цирки, передвижные зоопарки и передвижные луна-парки; сезонные аттракционы; пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки; спортивные и детские площадки.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 с указанными изменениями начало действовать с 13 мая 2016 года.

Статьёй 2 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 122-ЗСО «О земле» к полномочиям Правительства области по регулированию земельных отношений в Саратовской области отнесено установление порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с указанными нормами, правительством Саратовской области принято постановление от 27 февраля 2015 года № 79-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Постановление начало действовать с 01 марта 2015 года.

Руководствуясь приведёнными выше положениями нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что пункт 4.24 Положения, утвержденного решением № 50-593, в части установления запрета на размещение на озеленённых территориях муниципального образования «Город Саратов» временных сооружений: передвижных аттракционов, зверинцев противоречит положениям пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку установление порядка и условий размещения таких объектов (передвижные зоопарки, сезонные аттракционы), перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300, в том числе оснований для отказа в их размещении, отнесено законом к компетенции субъекта Российской Федерации.

Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждённое постановлением правительства Саратовской области от 27 февраля 2015 года № 79-П, такого основания для отказа в размещении указанных выше объектов не предусматривает.

Ссылки представителя административного ответчика на подпункт «д» пункта 9 названного Положения являются несостоятельными, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт нельзя отнести к документам территориального планирования муниципального образования, предусмотренным статьёй 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В этой связи, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным признать пункт 4.24 Положения, утверждённого решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года № 50-593, недействующим в части установления запрета на размещение на озеленённых территориях муниципального образования «Город Саратов» временных сооружений: передвижных аттракционов, зверинцев.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 38 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что пункт 4.24 оспариваемого Положения вошёл в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, с 13 мая 2016 года – начала действия постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 в редакции постановления от 30 апреля 2016 года, дополнившего Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в том числе сезонными аттракционами и передвижными зоопарками, на настоящий момент оспариваемый нормативный правовой акт прекратил своё действие, а также, что суду не представлено доказательств применения данной нормы (реализации прав граждан и организаций) после указанной даты, суд полагает возможным признать пункт 4.24 в названной части недействующим с 13 мая 2016 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию Саратовской городской Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

На основании изложенного и руководствуясь статьями руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Саратовской городской Думе об оспаривании пункта 4.24 Положения о создании, развитии и сохранении зелёных насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов», утверждённого решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года № 50-593, в части удовлетворить.

Признать недействующим с 13 мая 2016 года пункт 4.24 Положения о создании, развитии и сохранении зелёных насаждений на территории муниципального образования «Город Саратов», утверждённого решением Саратовской городской Думы от 27 апреля 2010 года № 50-593, в части установления запрета на размещение на озеленённых территориях муниципального образования «Город Саратов» временных сооружений: передвижных аттракционов, зверинцев.

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Саратовской городской Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Совкич