ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-70/19ПРИ от 04.03.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-70\2019 Принято в окончательной форме 12.03.19г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль 04 марта 2019г.

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

административного истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Ярославской области о признании недействующим постановления в части,

Установил:

Постановлением Правительств Ярославской области от 22 июня 2016г. № 704-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области.

Постановление вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования (пункт 4 Постановления).

Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 24.06.2016, и в издании «Документ-Регион» N 58 06.07.2016.

Разделом III указанного постановления «Средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области» утверждены группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов.

В частности, к третьей группе видов разрешенного использования отнесены земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (земельные участки, предназначенные для размещения индивидуальных гаражей, гаражно-строительных кооперативов и автостоянок без осуществления на них предпринимательской деятельности).

К пятой группе отнесены земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, платных гаражей и автомобильных стоянок с несколькими стояночными местами).

ФИО4 на основании договора аренды от 02 ноября 2015г. № 2051 являлась правообладателем земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования – для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства – платной автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 19 мая 2015г., в связи с чем не вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п.

Кадастровая стоимость земельного участка в размере 10 534 263,53 руб. по состоянию на 19 мая 2015г. определена с учетом положений пункта 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006г. № 222.

Кадастровая стоимость земельного участка определена с учетом удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего пятой группе видов разрешенного использования, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016г. № 704-п, и применялась в период с 16 августа 2016г. по 31 декабря 2016г.

Решением Ярославского областного суда от 23 апреля 2018г. в отношении земельного участка с кадастровым номером кадастровая стоимость установлена в размере рыночной стоимости равной 2 248 841 руб.

С учетом подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 16 октября 2017 года установленная кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости применяется с 01 января 2017г.

В административном исковом заявлении с учетом уточнения ФИО1 просит признать со дня принятия недействующими пункт 4 постановления Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п и раздел III данного постановления «Средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области» в части отнесения к третьей группе видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения индивидуальных гаражей, гаражно-строительных кооперативов и автостоянок без осуществления на них предпринимательской деятельности, и в части отнесения к пятой группе видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для платных гаражей и автомобильных стоянок с несколькими стояночными местами.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, и принимавшая участие до перерыва в судебном заседании административный истец ФИО1, административные исковые требования поддержали, указав в обоснование заявленных требований, что 16 августа 2016г. в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, правообладателем которого являлась административный истец. В период с 16 августа 2016г. по 31 декабря 2016г. в отношении земельного участка применялась кадастровая стоимость, при определении которой земельный участок был отнесен к пятой группе видов разрешенного использования, применен средний удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный оспариваемым постановлением, для пятой группы видов разрешенного использования. К настоящему времени имеется спор о размере арендной платы за указанный период времени. Полагает, что в постановлении в оспариваемой части земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок, необоснованно, в нарушение положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, отнесены к разным группам видов разрешенного использования. Оснований для отнесения платных автостоянок к пятой группе видов разрешенного использования не имеется, так как вид экономической деятельности арендатора земельного участка, предназначенного для размещения платной автостоянки, не подпадает под понятие бытовых услуг. Ссылаясь на нормы налогового законодательства, указали, что постановление подлежало вступлению в законную силу с 01.01.2017г. Противоречащее закону предписание постановления о вступления в законную силу нормативного правового акта по истечении десяти дней после официального опубликования повлекло нарушение ее прав, так как арендная плата за указанный период исчислялась исходя из вновь установленной кадастровой стоимости со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости.

Представитель административного ответчика Правительства Ярославской области по доверенности ФИО3 административные исковые требования не признала, ссылаясь на законность и обоснованность постановления в оспариваемой части.

Прокурором Бекеневой Е.В. дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Выслушав указанных лиц, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

ФИО1 с 02 ноября 2015г. до 16 апреля 2018г. являлась арендатором земельного участка с кадастровым номером . За период с 16 августа 2016г. по 31 декабря 2016г. ФИО1 начислена доплата в сумме 182004 руб. в связи с внесением сведений о кадастровой стоимости земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Ярославской области от 22.06.2016г. № 704-п. За указанный период у ФИО4 имеется задолженность по арендной плате в сумме 179594,43 руб.

Данные обстоятельства следуют из письма Муниципального казенного учреждений «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» от 28 февраля 2019г.

Согласно решениям Ярославского областного суда от 23 апреля 2018г., которым кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере рыночной стоимости, и от 12 июля 2018г., которым ФИО1 отказано в удовлетворении административных исковых требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка за период с 16 августа 2016г. по 31 декабря 2016г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , внесенная в Единый государственный реестр недвижимости 16 августа 2016г., определена в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006г. № 222, с учетом удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего пятой группе видов разрешенного использования, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 22.06.2016г. № 704-п.

Таким образом, постановление Правительства Ярославской области от 22 июня 2016г. № 704-п в оспариваемой части применено в отношения ФИО1., а потому она в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе оспорить данное постановление.

Вместе с тем оснований полагать, что в оспариваемой части постановление Правительства Ярославской области от 22.06.2016г. № 704-п противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).Из материалов дела следует, что оспариваемое в части постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, официально опубликован, с соблюдением порядка его приятия, и по этим основаниям не оспаривается.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации постановлением от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее также - Правила), которые действовали до 01.01.2019г.

Правила определяли порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

В соответствии с пунктом 4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Доводы административного истца о том, что не имелось оснований для отнесения платных автостоянок к пятой группе видов разрешенного использования, суд находит несостоятельными ввиду следующего.

Работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области были проведены в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007г. № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов».

Согласно данной методике к группе 1.2.3 видов разрешенного использования земельных участков относятся земельные участки, предназначенные для гаражей и автостоянок, к группе 1.2.5 – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с официальной статистической методологией формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг (утв. приказом Росстата от 26.06.2013г. № 234), действовавшей в период государственной кадастровой оценки и принятия оспариваемого постановления, к транспортным услугам относятся, в том числе, услуги платной автостоянки (пункт 17), что также следует из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2 – п. 52.21.24 раздела Н).

Аналогичные положения содержаться также в действующей официальной методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг, утв. приказом Росстата от 29.09.2017г. № 643.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого постановления) земельные участки, предназначенные для размещения постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок, автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве придорожного сервиса ;размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей (код 4.9) были отнесены к группе видов разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта». Земельные участки для размещения гаражей и автостоянок в зоне жилой застройки были отнесены к группам «Среднеэтажная жилая застройка» (код 2.4) и «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» (код 2.5).

Действующая редакция указанного классификатора видов разрешенного использования земельных участков относит земельные участки для размещения отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения личного автотранспорта граждан, с возможностью размещения автомобильных моек (код 2.7.1) к группе видов разрешенного использования «Объекты гаражного назначения»; земельные участки, предназначенные для размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок (парковок), гаражей, в том числе многоярусных, не указанных в коде 2.7.1 (код 4.9), - к группе видов разрешенного использования «Обслуживание автотранспорта».

Тем самым, отнесение земельных участков, предназначенных для автостоянок без осуществления на них предпринимательской деятельности, и земельных участков, предназначенных для платных гаражей и автомобильных стоянок с несколькими стояночными местами, к разным группам видов разрешенного использования является обоснованным, так как это допускается вышеприведенными нормами права.

При этом, отнесение земельных участков для платных гаражей и автостоянок с несколькими стояночными местами к пятой группе видов разрешенного использования не может расцениваться как противоречащее нормам права, имеющим большую юридическую силу, так как услуги платной автостоянки относятся к услугам, оказываемым населению.

Земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, - платной автостоянки.

Заключая договор аренды, ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем. Вид разрешенного использования земельного участка предполагает его использование не в личных, а в предпринимательских целях.

В связи с этим, а также учитывая, что кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования, Правительство Ярославской области правомерно отнесла земельные участки, предназначенные для платных гаражей и автостоянок, к пятой группе видов разрешенного использования.

Утвержденная кадастровая стоимость земельных участков применяется не только в целях налогообложения, но и в иных случаях, предусмотренных законом.

Например, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

При приобретении таких земельных участков их цена исчисляется из кадастровой стоимости, как это установлено Порядком определения цены земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов (утв. постановлением Правительства Ярославской области от 26.02.2015г. № 180-п).

В соответствии с частью 2 статьи 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при удостоверении сделок, предметом которых является отчуждение или залог недвижимого имущества, имеющего кадастровую стоимость, если оценка, данная этому недвижимому имуществу участниками (сторонами) сделки, ниже его кадастровой стоимости, для исчисления тарифа используется кадастровая стоимость этого недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктами 2.2<1>, 2.6, 2.6<1> - 2.6<4> раздела 2 настоящего Порядка.

Как указано в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым – шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

Из материалов дела следует, что в отношении земельного участка, правообладателем которого являлась административный истец, кадастровая стоимость применялась со дня внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Порядок применения вновь утвержденной кадастровой стоимости в целях налогообложения урегулирован налоговым законодательством (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с этим пункт 4 постановления не может расцениваться как противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Остальные доводы административного истца фактически сводятся к несогласию с размером кадастровой стоимости земельного участка и порядком исчисления арендной платы.

В соответствии со статьями 13, 24.18 Закона об оценочной деятельности, нормами главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», проверка правильности определения кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости, установленной при проведении государственной кадастровой оценки, не входит в предмет рассмотрения по делу об оспаривании нормативного правового акта, которым эта стоимость утверждена.

Равно как не может быть предметом проверки по настоящему делу и правильность исчисления размера арендной платы.

В силу изложенного оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 о признании недействующим в части постановления Правительства Ярославской области от 22 июня 2016г. № 704-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области и признании утратившим силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.С. Преснов