ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-70/2016 от 07.09.2016 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-70/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Варлакова В.В.,

с участием прокурора Остарковой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 7 сентября 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению М.А.А., М.Н.В., Г.К.С., Г.Е.А., К.Ю.В., К.Е.В., М.В.Г., М.К.В., М.А.В., М.Ю.Л., Б.Д.В., Б.Т,Н., Т.А.В., Т.И.А., С.В.В., С.А.Л. к Правительству Курганской области, Департаменту образования и науки Курганской области о признании недействующим нормативного правового акта Правительства Курганской области,

установил:

М.А.А., М.Н.В., Г.К.С., Г.Е.А., К.Ю.В., К.Е.В., М.В.Г., М.К.В., М.А.В., М.Ю.Л., Б.Д.В., Б.Т,Н., Т.А.В., Т.И.А., С.В.В., С.А.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия абзаца 4 пункта 3 Приложения 4 к государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504 «О государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы», который действует в редакции постановления Правительства Курганской области от 2 февраля 2016 г. № 19 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504 «О государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы».

В обоснование административного иска указано, что постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504 утверждена государственная программа Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы, которая включает в себя подпрограммы, в том числе, подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области».

Приложением 4 к указанной подпрограмме является «Порядок предоставления материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств областного бюджета молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» (далее – Порядок предоставления материнского капитала).

Абзацем 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала было предусмотрено, что материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка единовременно при условии, что молодая семья соответствует условиям, изложенным в пункте 2 Порядка предоставления материнского капитала.

Административные истцы, являясь участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области», приобрели жилье на основании договоров участия в долевом строительстве. Для инвестирования строительства заключили кредитные договоры.

Постановлением Правительства Курганской области от 2 февраля 2016 г. № 19 абзац 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала изложен в новой редакции, согласно которой материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) с 1 октября 2015 г. предоставляется только при рождении первого ребенка.

Административные истцы указывают, что новая редакция абзаца 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала уменьшает объем социальной поддержки молодым семьям с детьми; ставит в неравное положение семьи, в которых вторые и последующие дети родились до 30 сентября 2015 г. включительно, и семьи, в которых вторые и последующие дети родились после указанной даты; противоречит целям повышения рождаемости вторых и последующих детей; подрывает основу гарантированных долгосрочных механизмов адресной социальной поддержки молодых семей в сочетании с рыночным механизмом ипотечного кредитования, позволяющих разрешить проблему улучшения жилищных условий молодых семей.

Обращают внимание, что решение задачи по выплате материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) подразумевает сохранение её в том же виде на протяжении всего срока реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области», с тем, чтобы молодые семьи – участники государственных программ Курганской области в сфере жилищного строительства – были уверены в том, что их действия по принятию на себя кредитных обязательств в рамках этих программ и рождению вторых и последующих детей, не приведут к снижению уровня жизни.

Административные истцы полагают, что абзац 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала в действующей редакции не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, статье 1, пунктам 1, 2, 4 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (разделу 6 Концепции демографического развития Российской Федерации), Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», части 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В возражениях на административное исковое заявление Правительство Курганской области, Департамент образования и науки Курганской области выражают несогласие с заявленными требованиями. Указывая на отсутствие оснований для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими, просят в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В судебном заседании административные истцы Б.Д.В., Т.И.А., С.А.Л., М.А.В., К.Ю.В., Г.Е.А., Г.К.С., представитель административных истцов по делу – адвокат С.Я.С. заявленные требования поддержали.

Административные истцы М.Н.В., М.А.А., Б.Т,Н., М.К.В., М.В.Г., С.В.В., М.Ю.Л., К.Е.В., Т.А.В. в судебном заседании не участвовали, ходатайствовали о рассмотрении административного дела без их участия.

Представитель Правительства Курганской области – Л.М.С. против заявленных требований возражала. Полагала оспариваемый нормативный правовой акт не противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Представитель Департамента образования и науки Курганской области – П.Т.В. против заявленных требований возражала. Считала Департамент образования и науки Курганской области ненадлежащим ответчиком по заявленным административными истцами требованиям. Доводы административного искового заявления полагала необоснованными.

Прокурор Остаркова Т.А. в заключении полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Судом установлено, что постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504 «О государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы» утверждена государственная программа Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы.

Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504 опубликовано в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» - Документы, выпуск № 101, 31 декабря 2013 г., вступило в силу с 1 января 2014 г.

Государственная программа Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы включает в себя подпрограммы, в том числе, подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области».

Приложением 4 к указанной подпрограмме является Порядок предоставления материнского капитала.

В настоящее время абзац 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала действует в редакции постановления Правительства Курганской области от 2 февраля 2016 г. № 19, согласно которой материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по 30 сентября 2015 г. включительно. С 1 октября 2015 г. материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», если на момент рождения (усыновления) ребенка молодая семья соответствовала условиям, изложенным в пункте 2 Порядка предоставления материнского капитала. В случае если у молодой семьи, ранее не имеющей детей, единовременно рождаются (либо молодой семьей усыновляются) двое и более детей, то молодая семья вправе претендовать на получение материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) на одного ребенка в соответствии с данным Порядком.

Постановление Правительства Курганской области от 2 февраля 2016 г. № 19 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации hpp://pravo.gov.ru 4 февраля 2016 г., вступило в законную силу через 10 дней после официального опубликования.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи (по вопросам исключительного и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Как установлено пунктом 24 части 2, частью 3.1 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

По этим и иным указанным в пункте 2 данной статьи вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 107 Устава Курганской области высшим исполнительным органом государственной власти Курганской области является Правительство Курганской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» Правительство Курганской области по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Согласно пункту 3 статьи 46 указанного Закона официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (в основном номере и (или) в приложении к нему) либо размещение (опубликование) нормативных правовых актов Курганской области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Исходя из положений части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепляющей за высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по утверждению государственных программ субъекта Российской Федерации, суд приходит к выводу, что утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504 Порядок предоставления материнского капитала, а также вносимые в данный Порядок постановлением Правительства Курганской области от 2 февраля 2016 г. № 19 изменения, были приняты компетентным государственным органом по вопросу, отнесенному к ведению субъекта Российской Федерации, в рамках предоставленных Правительству Курганской области полномочий.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Курганской области в форме постановления, текст которого опубликован в установленном законом порядке.

Судом не усматривается оснований для удовлетворения административного искового заявления и признания оспариваемых положений нормативного правого акта в редакции внесенных изменений недействующими, поскольку последние не противоречат федеральному законодательству и не могут нарушать права и законные интересы административных истцов.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.

При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Действующее федеральное жилищное законодательство и законодательство в области социального обеспечения не возлагает на субъект Российской Федерации обязанности по принятию конкретных государственных программ поддержки молодых семей, имеющих детей, в денежной форме путем предоставления за счет средств регионального бюджета субсидии на погашение задолженности по кредитным обязательствам или выплаты остатка стоимости приобретенного жилья в связи с рождением детей.

Данное полномочие осуществляется по решению субъекта Российской Федерации самостоятельно и за счет имеющихся у него бюджетных средств.

Соответственно, финансирование принятых на себя субъектом дополнительных обязательств осуществляется при наличии у него финансовых возможностей и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Меры социальной поддержки молодых семей, имеющих детей, в жилищной сфере, которые отнесены к ведению субъекта, являются дополнительными мерами социальной поддержки, следовательно, изменение Правительством Курганской области условий их реализации молодыми семьями также относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей бюджета Курганской области.

Из положений статьи 1 Закона Курганской области от 28 ноября 2014 г. № 87 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» следует, что бюджет Курганской области на 2015-2017 годы планируется дефицитным.

Таким образом, постановление Правительства Курганской области от 2 февраля 2016 г. № 19, которым утверждена новая редакция абзаца 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала, принято в условиях недостаточности финансовых поступлений в бюджет Курганской области.

Суд в пределах своей компетенции проверяет законность оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия формальным требованиям, а также на соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административных истцов о противоречии абзаца 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала статье 1, пунктам 1, 2, 4 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть признаны обоснованными.

Статьи 1 и 2 Жилищного кодекса Российской Федерации лишь закрепляют основные начала жилищного законодательства и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище.

Указанные нормы носят характер общих, а не конкретных предписаний субъекту Российской Федерации принять те или иные дополнительные меры социальной поддержки молодых семей, и не содержат положений, с которыми бы измененные положения Порядка предоставления материнского капитала вступили в противоречие.

В связи с изложенным, утверждение в административном исковом заявлении о том, что новая редакция абзаца 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала уменьшила объем жилищных прав административных истцов, нельзя признать правильным.

Суд не усматривает противоречия оспариваемого нормативного правого акта Указу Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (разделу 6 Концепции демографического развития Российской Федерации), Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований следует руководствоваться положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения.

Раздел 6 Концепции демографического развития Российской Федерации, на который указывается в административном исковом заявлении, определяет основные этапы и ожидаемые результаты демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Вместе с тем, указанный раздел Концепции демографического развития Российской Федерации не возлагает на субъекты Российской Федерации на каком-либо этапе ее реализации обязанности по выплате материнского капитала (региональной субсидия) при рождении в семье каждого ребенка.

Не содержит указания на такую обязанность и Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Не может быть признана правильной ссылка административных истцов на принятое в Курганской области в целях выполнения поручений Президента Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N Пр-259 распоряжение Правительства Курганской области от 12 июля 2011 г. N 225-р «О Концепции демографического развития Курганской области на период до 2025 года».

Пункт 87 Плана мероприятий по реализации Концепции демографического развития Курганской области на 2011-2015 годы (приложение 2 к Концепции демографического развития Курганской области на период до 2025 года) в действующей редакции предусматривает предоставление материнского капитала (региональной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка) подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области» государственной Программы Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 – 2018 годы.

Таким образом, План мероприятий по реализации Концепции демографического развития Курганской области не содержит указания на предоставление материнского капитала (региональной субсидии) при рождении каждого ребенка.

Не могут быть признаны обоснованными и доводы административных истцов о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит части 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Частью 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по каждой государственной программе субъекта Российской Федерации ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

По результатам указанной оценки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 3 статьи 33 Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. N 326 «О бюджетном процессе в Курганской области».

Толкование указанной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что федеральным законодательством предусматривается ежегодное проведение оценки эффективности реализации государственной программы субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, результаты оценки эффективности реализации государственной программы не возлагают на субъект Российской Федерации какой-либо конкретной обязанности, а выступают лишь основанием, по которому субъект Российской Федерации может прекратить или изменить, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденную государственную программу.

Таким образом, норма части 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ежегодное проведение оценки эффективности реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как установленное федеральным законодательством обязательное условие для принятия субъектом Российской Федерации решения о внесении изменений в ранее утвержденную государственную программу.

Учитывая изложенное, доводы административных истцов о том, что постановление Правительства Курганской области от 2 февраля 2016 г. № 19 принято без оценки эффективности реализации государственной программы, не свидетельствуют о нарушении процедуры принятия нормативного правого акта, поскольку статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации такая процедура в качестве обязательной не предусмотрена.

Нельзя согласиться с доводами административных истцов о том, что вносимыми изменениями Правительство Курганской области ставит в неравное положение семьи, в которых вторые и последующие дети родились до 30 сентября 2015 г. включительно, и семьи, в которых вторые и последующие дети родились после указанной даты.

Как было указано выше, оказание молодым семьям, имеющим детей, дополнительных мер социальной поддержки в жилищной сфере, не предусмотренных федеральным законодательством, является правом субъекта Российской Федерации и зависит от его волеизъявления, обусловленного финансовыми возможностями регионального бюджета.

Суд отмечает, что абзац 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала в ранее действовавшей редакции, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 10 марта 2015 г. № 48 «О внесении изменений в постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504 «О государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014 - 2018 годы», предусматривал, что материнский капитал (региональная субсидия) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по 31 декабря 2014 г. С 1 января 2015 г. материнский капитал (региональная субсидия) предоставляется молодым семьям, не получившим и не имеющим оснований на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что молодая семья соответствует изложенным в приложении требованиям. В случае рождения у молодой семьи, ранее не имевшей детей, (усыновления молодой семьей) единовременно двух и более детей, молодая семья вправе претендовать на получение материнского капитала (региональной субсидии) на одного ребенка.

Таким образом, действующая редакция абзаца 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала направлена на увеличение числа молодых семьей, имеющих право получить материнский капитал (региональную субсидию), поскольку предусматривает, что материнский капитал (региональная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка) предоставляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка, рожденного (усыновленного) по 30 сентября 2015г. включительно

Кроме того, молодые семьи, в которых рождается второй ребенок, вправе рассчитывать на погашение части своих долговых обязательств, связанных с приобретением жилья, средствами материнского (семейного) капитала, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Ссылка в административном исковом заявлении на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П, не может быть принята во внимание, поскольку она касалась проверки конституционности положений Федерального закона от 25 июля 1998 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и не может быть применена к предмету спора по настоящему административному делу.

Ссылка административных истцов на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 136-О-П судом не принимается, поскольку изложенная в нем правовая позиция касается изменения правового регулирования системы социальных гарантий, принятого в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В данном случае государственная программа Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы не устанавливает меры социальной поддержки граждан во исполнение требований федерального законодательства, а представляет собой документ стратегического и финансового планирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Доводы административного искового заявления о противоречии абзаца 4 пункта 3 Порядка предоставления материнского капитала частям 1 и 2 статьи 7, частям 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 38, части 2 статьи 39, части 2 статьи 40 и части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации не подлежат проверке Курганским областным судом, поскольку в силу требований части 5 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению в суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Суд считает, что Департамент образования и науки Курганской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным административными истцами требованиям.

Принимая во внимание, что административные истцы полагали Департамент образования и науки Курганской области надлежащим ответчиком, по делу должно быть вынесено решение по существу спора об отказе в удовлетворении административного искового заявления, предъявленного к указанному административному ответчику.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Таким образом, сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М.А.А., М.Н.В., Г.К.С., Г.Е.А., К.Ю.В., К.Е.В., М.В.Г., М.К.В., М.А.В., М.Ю.Л., Б.Д.В., Б.Т,Н., Т.А.В., Т.И.А., С.В.В., С.А.Л. к Правительству Курганской области, Департаменту образования и науки Курганской области о признании недействующим абзаца 4 пункта 3 Приложения 4 к государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 504 «О государственной программе Курганской области «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 годы» в редакции постановления Правительства Курганской области от 2 февраля 2016 г. № 19, отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2016 г. в 16 час. 30 мин.

Судья В.В. Варлаков