Дело №3а-70/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2016 года Город Орел
Орловский областной суд в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Муратовой Зои Алексеевны к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
выслушав объяснения представителя административного истца – Редникиной С.С., поддержавшей административное исковое заявление, представителя Правительства Орловской области – Кондрашовой О.В., полагавшейся по существу рассматриваемых требований на усмотрение суда,
установил:
Муратова З.А. обратилась в суд с административным иском к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указывала, что ей принадлежат <...> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение <...>»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Ссылалась на то, что кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, установленная по состоянию на 1.05.2014г. в размере <...> копеек, значительно превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются её права в сфере налогообложения.
В связи с этим просит суд установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере <...> 46 копеек по состоянию на 1 мая 2014 года.
Определением суда от 14.07.2016г. из числа административных ответчиков исключена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Верховского района Орловской области и администрация Галиченского сельского поселения Верховского района Орловской области.
В судебном заседании представитель административного истца – Редникина С.С. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила суд принять решение о его удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области – Кондрашова О.В. в судебном заседании по существу рассматриваемых требований полагалась на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области – Третьякова В.Н., в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя данного административного ответчика, одновременно указав, что по существу рассматриваемых требований полагается на усмотрение суда.
Представители административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, заинтересованных лиц: администрации Верховского района Орловской области и администрации Галиченского сельского поселения Верховского района Орловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела данные участники процесса извещены судом надлежаще, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них в суд не поступало.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (далее Федеральный закон №135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
При рассмотрении дела установлено, что Муратова З.А. принадлежат <...> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, общей <...>. метров, расположенный по адресу: <адрес>, <...>»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, что подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права серия <адрес> от 7<...>., кадастровым паспортом земельного участка (Т.1 л.д.87).
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была определена на основании постановления Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», которым по состоянию на 1 мая 2014 года была утверждена кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 10 марта 2016 года № 73 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области» в связи с уточнением результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения были внесены изменения в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения изменилась в меньшую сторону. При принятии данного постановления новая кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения области не проводилась, соответственно дата, на которую остановлена их кадастровая стоимость, осталась прежней – 1.05.2014г.
В связи с внесенными изменениями в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере <...> по состоянию на 1.05.2014г.
При обращении в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости Муратова З.А. в подтверждение своих доводов был представлен отчёт об оценки рыночной стоимости земельных участков, выполненный оценщиком Закрытого акционерного общества «Эксперт» от 13 мая 2016 года №161-16, согласно которому по состоянию на 1 мая 2014 года рыночная стоимость принадлежащего административному истцу на праве общей долевой собственности земельного участка составила <...> копеек.
Соответствие указанного отчёта об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Некоммерческого партнерства «Саморегурируемая организация «Свободный оценочный департамент» от 10 июня 2016 года № 1550/С-16.
Данное экспертное заключение в силу положений, содержащихся в части 3 статьи 17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является положительным и подтверждает рыночную стоимость земельного участка, определённую оценщиком.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.
Суд, исследовав указанные выше отчёт об оценке и положительное экспертное заключение, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, полагает, что данные доказательства, представленные административным истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ей на праве общей долевой собственности земельного участка, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Муратова З.А. подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Муратовой Зои Алексеевны к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с/<...>»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, равной его рыночной стоимости в размере <...> по состоянию на 1 мая 2014 года.
Датой подачи заявления Муратова З.А. Зои Алексеевны о пересмотре кадастровой стоимости считать 7 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья С.А. Склярук