Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2017 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре Усенко А.О.,
с участием:
прокурора Устиновой Т.А.,
представителей административного истца - ФИО3, ФИО4,
представителя административного ответчика Дума г.о. Самара – ФИО5,
представителя заинтересованного лица – Департамента градостроительства г.о. Самара – ФИО6,
представителя заинтересованных лиц Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара– Храновского С. Г.,
представителя заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-70/2017 по административному исковому заявлению ФИО9 о признании недействующим в части решения Думы г.о. Самара от 07.02.2012 г. №181 «О внесении изменений в решение Думы г.о. Самара от 20.03.2008 г. №539 «Об утверждении Генерального плана г.о. Самара» со дня вступления его в силу,
у с т а н о в и л:
ФИО9 обратился в Самарский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему принадлежат на праве собственности земельные участки б/н, расположенные по адресу: АДРЕС с кадастровыми номерами: №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно указанным свидетельствам, сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельные участки относятся к категории земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование земельных участков – «для индивидуального жилищного строительства». Вид разрешенного использования земельных участков установлен в 2004 г. – 2005 г., с даты выдачи свидетельств о государственной регистрации права.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России №540 от 01.09.2014 г. на земельных участках с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» правомерно размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных гаражей; выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений).
Согласно Генеральному плану г.о. Самара, утвержденному решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 г. №539 земельные участки находились в зоне жилой застройки, что подтверждается письмом Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГ. и не входили в территорию памятников природы (леса/озера), территории охраняемого природного ландшафта, территории ценного природного ландшафта. Данный факт также подтверждается выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара.
Правилами застройки и землепользования, утвержденными Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГ.№ земельные участки отнесены к следующим территориальным зонам: к зоне жилой застройки (Ж-1) земельные участки с кадастровыми номерами №; одновременно к двум зонам: Ж-1 и зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4) – земельный участок с кадастровым номером №; к зоне Р-4 (зоне особо охраняемых природных территорий) - земельные участки с кадастровыми номерами: №.Таким образом, с момента приобретения ФИО9 земельных участков и до вступления в силу решения Думы г.о. Самара № 181 от 07.02.2012 г. «О внесении изменений в решение Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 г. №539 «Об утверждении Генерального плана г.о. Самара» Правила землепользования и застройки не соответствовали генеральному плану г.о. Самара в отношении 22-х земельных участка.
Вместе с тем, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ (ст. ст. 31,33-34) Правила застройки и землепользования, утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от ДД.ММ.ГГ.№ подлежали приведению в соответствие с Генеральным планом г.о. Самара.
Однако, вместо этого в 2012 г. Думой г.о. Самара принято решение №181 «О внесении изменений в решение Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 г. №539 «Об утверждении Генерального плана г.о. Самара», а именно в Схему №1 «Основной чертеж. Проектное решение» в части отнесения всех земельных участков, принадлежащих административному истцу к ландшафтно-рекреационной функциональной зоне.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования от ДД.ММ.ГГ. предусмотрен вид разрешенного использования – «рекреация», который не предоставляет права собственнику земельных участков осуществить на них индивидуальную жилую застройку.
Таким образом, решение Думы г.о. Самара № 181 от 07.02.2012 г., в части изменения функциональной зоны земельных участков на ландшафтно-рекреационную, лишает административного истца использовать земельные участки по назначению.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, ФИО9 просит суд признать решение Думы г.о. Самара № 181 от 07.02.2012 г. «О внесении изменений в решение Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 г. №539 «Об утверждении Генерального плана г.о. Самара» недействующим со дня вступления в силу в части устанавливающей ландшафтно-рекреационную зону в отношении принадлежащих ему земельных участков, обязать Думу г.о. Самара восстановить его нарушенное право путем восстановления жилой функциональной зоны «территория существующей малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами с приусадебными участками» в отношении указанных земельных участков и приведения в соответствие с судебным актом по настоящему делу Правил землепользования и застройки, утвержденных Постановлением Самарской Губернской Думы №61 от 26.04.2001 г.
В судебном заседании представители административного истца - ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Думы г.о. Самара – ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции, в соответствующей форме, с соблюдением установленного порядка, права административного истца решением не нарушены.
Представитель заинтересованных лиц Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара – ФИО10, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию административного ответчика Думы г.о. Самара.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара - ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители заинтересованных лиц – ФФГУП «ФКП Росреестра по Самарской области» и Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление ФИО9 удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
На основании ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 12 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В силу п. 15 ст.24 ГрК РФ, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Городской округ Самара в соответствии с Законом Самарской области от 30 марта 2015 года N 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области" наделен статусом городского округа с внутригородским делением, в котором органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области (статья 2 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г. N 294).
Согласно статье 22 п.1 п.п. а Устава, Дума городского округа Самара является представительным органом муниципального образования и к ее полномочиям относится утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.
Судом установлено, что решением Думы г.о. Самара от 07.02.2012 г. №181 «О внесении изменений в решение Думы г.о. Самара от 20.03.2008 г. № 539 «Об утверждении Генерального плана г.о. Самара»» в указанный нормативный муниципальный правовой акт внесены изменения, которые опубликованы в газете «Самарская газета» от 18.02.2012 г., №29(4806).
Из материалов дела усматривается, что ФИО9 принадлежат на праве собственности 27 земельных участка б/н с кадастровыми номерами: № расположенных по адресу: АДРЕС, приобретенных им ДД.ММ.ГГ., ДД.ММ.ГГ. и ДД.ММ.ГГ. по договорам купли-продажи, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 65-91 Т.1). Данные земельные участки относятся к землям населенных пунктов и имеют, согласно документам кадастрового учета и государственной регистрации прав, один вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается Выписками из государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГ. (л.д. 182-234 Т.2).
Вышеуказанные земельные участки образованы из земельного участка, ранее принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, площадью ** *** кв.м., расположенного по адресу: АДРЕС, который на основании распоряжения Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ. был переведен из лесных земель в нелесные для использования его в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства (л.д.209 Т.1).
ДД.ММ.ГГ. земельный участок, площадью ** *** кв.м. передан Фондом имущества Самарской области на основании договора купли-продажи № ООО «<данные изъяты>» (л.д. 237-240 Т.2).
Право собственности ООО «<данные изъяты>» на земельный участок для жилищного строительства с условным номером №, расположенный по адресу: АДРЕС зарегистрировано в Самарской областной регистрационной палате, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГ. г. (л.д. 241 Т.2).
ООО «<данные изъяты>» земельный участок был размежеван на участки, площадью по *** и * ***,** кв.м. (л.д. 245-250 Т.2, 1-4 Т.3), которые в ДД.ММ.ГГ. проданы данным Обществом физическим лицам, а впоследствии в период с 25.11.2004 г. по 28.01.2005 г. приобретены ФИО9 (л.д. 7-17 Т.3).
Решением Думы г.о. Самара от 07.02.2012 г. №181 изменена принадлежность указанных земельных участков к зонам, нанесенным на схему №1 Генерального плана г.о. Самара. В соответствии с первоначальной редакцией Генерального плана, принятого Думой г.о. Самара 20.03.2008 г., земельные участки находились в зоне индивидуального жилищного строительства. Данным решением соответствующая территория включена в зону существующего ценного природного ландшафта.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).
Судом установлено, что этапы процедуры подготовки проекта вносимых изменений в Генеральный план и их утверждения соблюдены, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний по проектам, при этом все необходимые согласования получены.
Оспариваемый Генеральный план содержит всю необходимую информацию, предусмотренную статьями 23, 30 ГрК РФ, в том числе картографический материал. Данный муниципальный правовой акт опубликован в установленном законом порядке
Таким образом, оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам нарушения порядка его приятия либо отсутствия полномочий у Думы г.о. Самара на его принятие.
Кроме того, как следует из материалов дела вопрос о соблюдении процедуры подготовки и утверждения Генерального плана г.о. Самара ранее уже являлся предметом судебного разбирательства в Ленинском районном суде г. Самара по заявлению ФИО11, мотивировавшего свое обращение в суд нарушением его прав, в том числе и со ссылкой на то, что по Генеральному плану принадлежащие ему земельные участки незаконно отнесены к функциональной зоне Р-1 (зоне существующего ценного природного ландшафта). Решением Ленинского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГ.., вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления ФИО1 о признании решения Думы г.о. Самара от 07.02.2012 г. «О внесении изменений в Генеральный план г.о. Самара, утвержденный решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539», недействующим полностью – отказано.
Этим судебным актом установлено, что проект изменений в Генеральный план г.о. Самара разработан по решению Главы г.о. Самара, оформленному постановлением от 10.02.2010 г. №126. Подготовленный проект опубликован в газете «Самарская газета» от 17.09.2011 г. №174(4693). Постановлением Администрации г.о. Самара от 30.11.2011 г. №1682, назначено проведение публичных слушаний по опубликованному проекту изменений в генеральный план городского округа, утвержден график этих слушаний. Постановлением Самарской городской Думы от 27.10.2005 г. №176 утверждено Положение о публичных слушаниях в г.о. Самаре, содержащее положения регламентного характера. Публичные слушания проведены в соответствии с утвержденным графиком, 11.01.2011 г., что подтверждается протоколами публичных слушаний. Заключение по результатам публичных слушаний, утвержденное 16.01.2012 г. Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, опубликовано в газете «Самарская газета» от 17.01.2012 г. №5(4782). Из протокола №4 публичных слушаний в Красноглинском районе и листов регистрации участников усматривается, что в качестве участников публичных слушаний зарегистрировалось 52 человека, ещё 10 лиц зарегистрировались для выступления, в том числе, представитель заявителя. Один из участников был зарегистрирован дважды. Один из явившихся не расписался в листе регистрации, в связи с чем, не был учтен как участник публичных слушаний. Установлено, что в голосовании приняло участие 47 лиц, в поддержку проекта проголосовали 24, против - 21, воздержались - 2. Критические выступления участников публичных слушаний по проекту изменений в генеральный план отражены в протоколе публичных слушаний, письменные предложения и обращения, в том числе, и исходящее от заявителя, приобщены к материалам публичных слушаний. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что публичные слушания по проекту генерального плана проведены в соответствии со ст.28 ГрК РФ и Положением о публичных слушаниях в г.о. Самара, существенных процедурных нарушений, ставящих под сомнение заключение по результатам слушаний, допущено не было.
С учетом заключения по результатам публичных слушаний постановлением Главы г.о. Самара от 19.01.2012 г. №24 проект внесения изменений в генеральный план г.о. Самара был отклонен и направлен на доработку в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с целью учета заключения по результатам публичных слушаний. Постановлением Главы г.о. Самара от 6.02.2012 г. №79 проект генерального плана г.о. Самара, доработанный Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, вынесен на рассмотрение Думы г.о. Самара.
Решение от 07.02.2012 г. №181 принято на 21-м очередном заседании Думы г.о. Самара пятого созыва. Учитывая, что из представленного протокола заседания, следует, что из 34 лиц, входивших в указанный момент в состав Думы, на заседании присутствовало 30, за принятие решения по вопросу о внесении изменений в генеральный план г.о. Самара проголосовало 30 лиц, проголосовавших против и воздержавшихся не имелось, то суд пришел к выводу о правомерности принятого решения. Принятый муниципальный правовой акт подписан Главой г.о. Самара в порядке, установленном п. 13 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учетом приведенной нормы, суд полагает необходимым принять во внимание вступившее в законную силу после апелляционного обжалования решение Ленинского районного суда г. Самара от ДД,ММ.ГГ., в котором суд пришел к выводу о соблюдении требований законодательства при проведении процедуры подготовки и утверждения внесения изменений в Генеральный план г.о. Самара.
Проверяя доводы административного истца о том, что принадлежащие ему земельные участки неправомерно отнесены в соответствии с Генеральным планом к территориальной зоне Р-4 - зоне особо охраняемых природных территорий, суд находит данные доводы несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 85 Земельного кодекса, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право землепользователя по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством Правилами землепользования и застройки.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГ. Самарским лесхозом составлен акт технического обследования земельных участков, испрашиваемых ТОО «<данные изъяты>» к отводу из состава государственного лесного фонда. В результате обследования установлено, что участок расположен в лесах первой группы в квартале 12 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, его площадь составляет *,* га из них: непокрытый лесом - *,* га (прогалина) (Литер -1), демонтированный ЛЭП – *,* га (Литер -57). Обследованный участок находится в зеленой зоне г. Самары. Цель отвода – под жилищное строительство. Условия передачи испрашиваемого участка – постоянно с правом передачи в собственность без права рубки леса. Самарский лесхоз пришел к выводу о возможности согласовать отвод земельного участка испрашиваемой площадью в постоянное пользование с исключением из ГЛФ и правом передачи в собственность (л.д. 184-186 Т.3).
ДД.ММ.ГГ. комиссией был составлен акт выбора участка под жилищное строительство ТОО «<данные изъяты>» в 12 квартале Пригородного лесничества на площади *,* га (л.д.183 Т.3).
Постановлением Главы города Самары № от ДД.ММ.ГГ. согласовано место размещения и товариществу с ограниченной ответственностью по строительству и эксплуатации магистральных линий связи и телевидения «<данные изъяты>» разрешено проектирование жилой застройки на земельном участке площадью *,* га в районе Студеного оврага Пригородного лесничества Кировского района, согласно прилагаемой схеме, с последующим изъятием указанной территории площадью *,* га из земель Гослесфонда (л.д. 177 Т.3).
ДД.ММ.ГГ. Самарским управлением лесами дано согласие на перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях не связанных с ведением лесного хозяйства с последующим изъятием и предоставлением их на площади *,* га ТОО «<данные изъяты>» для жилищного строительства (л.д. 192 Т.3).
ДД.ММ.ГГ. Главой города Самары постановлено просить администрацию Самарской области разрешить перевод земельного участка площадью *,* га в кв. 12 Пригородного лесничества Самарского лесхоза (леса 1-ой группы) из лесных земель в нелесные с последующим предоставлением их ТОО «<данные изъяты>» для жилищного строительства в собственность. Городскому комитету по земельным ресурсам и землеустройству после получения распоряжения Правительства РФ выдать ТОО «<данные изъяты>» свидетельство на право собственности на землю после заключения договора купли-продажи между ТОО «<данные изъяты>» и Городским фондом имущества. Совместно с Управлением главного архитектора вынести в натуру границы данного земельного участка с выдачей акта отвода. Внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию. ТОО «Магистраль» получить в городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству свидетельство о праве собственности на землю после заключения договора купли-продажи с Городским фондом имущества (л.д. 178-179 Т.3).
ДД.ММ.ГГ. первым заместителем Губернатора Самарской области издано постановление №, в котором он просит Правительство РФ разрешить перевод земель площадью *,* га в квартале 12 Пригородного лесничества Самарской области в нелесные с последующим предоставлением их ТОО «<данные изъяты>» для жилищного строительства без права рубки леса (л.д. 206 Т.1).
ДД.ММ.ГГ. экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, с учетом положительных заключений и согласований соответствующих государственных органов надзора и контроля, дано заключение об обоснованности перевода лесных земель в нелесные в лесах первой группы Пригородного лесничества Самарского лесхоза (Самарская область) на площади *,* га для предоставления их ТОО «<данные изъяты>» под индивидуальное жилищное строительство с исключением из лесного фонда. Рабочий проект на строительство предоставить на государственную экологическую экспертизу в Государственный комитет по охране окружающей среды (л.д. 235-237 Т.3).
Распоряжением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГ. разрешен перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы в том числе в Самарской области площадью *,* га (л.д. 209 Т.1).
ДД.ММ.ГГ. между продавцом - Фондом имущества Самарской области и покупателем - ООО «<данные изъяты>» заключен договор купли-продажи земельного участка №, в соответствии с которым продавец продал покупателю земельный участок, занятый предприятием ООО «<данные изъяты>», площадью ** *** кв.м., расположенный: АДРЕС, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации в границах, указанных на прилагаемом к договору плане земельного участка (Приложение №1) (л.д. 237-239 Т.2). ДД.ММ.ГГ. данный земельный участок был передан Фондом имущества Самарской области ООО «<данные изъяты>», что подтверждается актом приема-передачи (л.д. 240 Т.2).
Право собственности ООО «<данные изъяты>» на земельный участок, как было указано выше, зарегистрировано в установленном законом порядке.
Из свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГ. следует, вид разрешенного использования принадлежащего ООО «<данные изъяты>» земельного участка – «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 241 Т.2).
ООО «<данные изъяты>» не разработав проект на строительство и не начав его, размежевало вышеуказанный земельный участок и в июле 2003 года продало образовавшиеся участки разным лицам, которыми они также застроены не были.
Впоследствии, в период с 25.11.2004 г. по 28.01.2005 г. указанные земельные участки приобретены ФИО9
До настоящего времени жилищное строительство на участках не ведется.
Из сообщения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГ. следует, что Генеральный план г. Куйбышева был разработан институтом «Гипрогор» и утвержден Постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987 №226. В виду ветхого состояния имеющегося в спецчасти Департамента основанного чертежа Генерального плана г. Куйбышева нельзя достоверно определить к какой именно функциональной зоне была отнесена территория, ныне занимаемая участками ФИО9 Однако из экспликации к чертежу ясно, что данная территория не была отнесена к зонам жилой застройки и входила в границы одной из ландшафтно-рекреационных зон (предположительно «зеленые насаждения общего пользования»). Решением Самарской городской Думы от 01.02.1996 г. №70 была утверждена откорректированная редакция Генерального плана г. Куйбышева. Однако, никаких материалов данной редакции Генерального плана Куйбышева в архиве спецчасти Департамента не сохранилось (л.д. 165-166 Т.3).
Постановлением Самарской городской Думы № от ДД.ММ.ГГ. утверждены «Правила застройки и землепользования в городе Самаре».
Согласно Выписок из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Департамента градостроительства г.о. Самара (по Карте правового зонирования действующих Правил от 26.04.2001 г.) земельные участки, принадлежащие ФИО9 отнесены к следующим территориальным зонам: земельные участки с кадастровыми номерами № - к зоне жилой застройки (Ж-1); земельный участок с кадастровым номером № - одновременно к двум зонам: Ж-1 и зоне особо охраняемых природных территорий (Р-4); земельные участки с кадастровыми номерами: № - к зоне Р-4 (зоне особо охраняемых природных территорий).
Из изложенного следует, что на момент приобретения ФИО9 земельных участков с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в соответствии с действующим Генеральным планом они находились в ландшафтно-рекреационной зоне и, ему должно было быть об этом известно.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы N 61 от 26.04.2001 г. 21 из 27 земельных участков, принадлежащих административному истцу, также находились в территориальной зоне Р-4 (зоне особо охраняемых природных территорий).
11.05.2004 г. в связи с истечением срока действия Генерального плана г. Куйбышева Главой города Самары принято постановление №1051 «Об утверждении мероприятий по разработке Генерального плана муниципального образования город Самара на 2006-2016 гг».
Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 г. №539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара» утверждена схема №1 «Основной чертеж» Проектное решение», которая представляет собой карту функциональных зон городского округа Самара. Схемой №1 «Основной чертеж. Проектное решение» в редакции вышеуказанного решения Думы г.о. Самара участки, принадлежащие ФИО9 были отнесены к функциональной зоне «территории существующей малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами с приусадебными участками».
В 2010 году была проведена работа по комплексной корректировке и актуализации Генерального плана городского округа Самара. Решением Думы г.о. Самара от 07.02.2012 №181 утверждена откорректированная Схема №1 «Основной чертеж. Проектное решение», в соответствии с которой участки ФИО9 отнесены к ландшафтно-рекреационной функциональной зоне «зоны существующего естественного ландшафта».
Статьей 98 ЗК РФ установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Таким образом, рекреационная "предназначенность" означает наличие необходимых экологических, пространственных, культурологических и прочих свойств земельного участка, позволяющих использовать его для рекреационных нужд. Поэтому рекреационное назначение имеют также рекреационные зоны в составе земель населенных пунктов, включающие в себя земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемыми для отдыха граждан и туризма (ч. 11 ст. 35 ГрК РФ).
ДД.ММ.ГГ. ФИО9 обратился к Главе Администрации г.о. Самара с заявлением о внесении изменений в «Правила застройки и землепользования в городе Самаре», ссылаясь на то, что он лишен возможности использовать принадлежащие ему земельные участки по назначению.
Указанное заявление было рассмотрено ДД.ММ.ГГ. на заседании Комиссии по застройке и землепользованию и Главе Администрации г.о. Самара рекомендовано отказать в рассмотрении на публичных слушаниях заявления ФИО9 в связи с несоответствием Генеральному плану г.о. Самара.
Постановлением Администрации г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГ. ФИО12 отказано в рассмотрении на публичных слушаниях заявления о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре.
ДД.ММ.ГГ. ФИО9 обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о внесении изменений в генеральный план г.о. Самара в части касающейся изменения зонирования принадлежащих ему земельных участков с зоны Р-4 на зону Ж-1.
В процессе работы по данному заявлению Департаментом градостроительства г.о. Самара был направлен запрос в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГ.
Как следует из сообщения Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГ. в 1994 году при подготовке документов для перевода лесных земель в нелесные, был составлен акт технического обследования земельного участка с приложением схемы на основании материалов лесоустройства, проведенного в 1985 году. После проведения очередного лесоустройства Самарского лесхоза в 1995 году границы 12 квартала Пригородного лесничества были изменены и испрашиваемый земельный участок находится в 8 квартале Пригородного лесничества. В соответствии с Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГ. и Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГ. лесные участки, расположенные в Самарском лесничестве, министерством исключены в государственном лесном реестре, из состава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, по состоянию на 01.01.2011 г. отражены как лесные участки иных категорий. После вступления в силу указанного постановления разделы по лесным участкам Самарского лесничества прекращены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно Положению о министерстве, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 №528, распоряжение лесными участками не входит в полномочия Министерства. Вместе с тем, Министерство обратило внимание на то, что конфигурация отведенного земельного участка в соответствии с землеотводным делом не совпадает с фактически занимаемым ООО «<данные изъяты>» земельным участком на местности (л.д. 222-224 Т.1).
Из сообщения Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГ. направленного в адрес ФИО9 следует, что изменение функционального зонирования с ландшафтно-рекреационной функциональной зоны существующего естественного ландшафта на жилую функциональную застройку позволяющую использование данных земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не может быть осуществлено.
Действующей схемой №1 «Основной чертеж. Проектное решение» в редакции решения Думы г.о. Самара от 20.09.2016 №124 участки ФИО9 отнесены к ландшафтно-рекреационной функциональной зоне «зоны существующего естественного ландшафта».
Таким образом, судом установлено, что земельные участки, принадлежащие на праве собственности ФИО9 имеющие в соответствии с правоустанавливающими документами адрес: АДРЕС находятся не в 12, а в 8 квартале Пригородного лесничества. Данный факт сторонами не оспаривается.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГ., имеющего преюдициальное значение для разрешения данного спора установлено, что спорные лесные участки (в том числе квартал 8 Самарского участкового лесничества) входящие в состав Самарского лесничества, расположены в границах муниципального образования "Городской округ Самара" (городские леса), то есть на землях иных категорий, что позволяет в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ отнести их к землям населенных пунктов. Спорные земельные участки входят в состав земель населенного пункта "Город Самара" и разграничение прав собственности на них не произведено.
Городские леса в соответствии со ст. 23, 102 Лесного кодекса РФ, п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов, используются и предназначаются для отдыха граждан, туризма, занятий физической культурой и спортом.
С учетом изложенного, установленное Генеральным планом функциональное назначение указанной административным истцом зоны как ландшафтно-рекреационная функциональная зона «зона существующего естественного ландшафта» не предполагающая развитие жилой застройки, не противоречит Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу Российской Федерации и Лесному кодексу РФ и не нарушает охраняемые законом интересы административного истца, поскольку связанное с этим ограничение его правомочий как собственника земельных участков объективно обусловлено спецификой земельных участков как особого объекта гражданского оборота, основано на нормах земельного и градостроительного законодательства, и не носит дискриминационного по отношению к истцу характера, продиктовано необходимостью соблюдения баланса частного и публичного интересов.
Действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения, а направлен на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
При этом, целесообразность внесения изменений в зонирование территории, не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу, поскольку осуществление территориального планирования городского округа отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Представительный орган г.о. Самара, действуя в рамках своей компетенции, имеет право определять основные направления градостроительного развития территории муниципального образования, устанавливать с этой целью границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Кроме того, судом достоверно установлено, что в соответствии с Генеральным планом г. Куйбышева, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 01.06.1987 г. №226, территория на которой находятся принадлежащие административному истцу земельные участки относилась к зоне зеленых насаждений общего пользования. Оспариваемым решением данная территория, включена в зону существующего ценного природного ландшафта, т.е., по существу, ей возвращено природоохранное и рекреационное назначение, которое она имела в соответствии с Генеральным планом 1987 г.
Факт того, что в настоящее время 5 земельных участков, принадлежащих административному истцу, в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы N 61 от 26 апреля 2001 г. находятся в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1), а 1 участок в двух территориальных зонах - Ж-1 и Р-4 не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку в соответствии с п.п.1 ч.2 ст. 33 ГрК РФ несоответствие Правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа, возникшее в результате внесения изменений в такие генеральные планы является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в ПЗЗ.
Представитель административного ответчика – Думы г.о. Самара в судебном заседании пояснил, что работа по подготовке внесения изменений в ПЗЗ ведется.
Административным истцом в опровержение доводов Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представлено заключение кадастрового инженера ГУП СО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ.ФИО2 из которого следует, что территория земельных участков, принадлежащих ФИО12 по площади, местоположению и конфигурации границ совпадает с границами земельного участка, приведенного на «Плане установления границ земельного участка, предоставленного ООО «<данные изъяты> для жилищного строительства», выполненного ЗАО фирма «<данные изъяты>» и совпадает с территорией не занятой лесной растительностью (л.д. 217-221 Т.1).
Однако, суд полагает, что указанное заключение кадастрового инженера не может быть принято во внимание, поскольку оно составлено без выезда на местность – камерально, кроме того, оно не подтверждает, что ООО «<данные изъяты>» фактически на местности заняло отведенный земельный участок. При приобретении ООО «<данные изъяты>» земельного участка площадью ** *** кв.м. ни данным Обществом ни Фондом имущества Самарской области его межевание не осуществлялось, установление границ участка на местности не проводилось, данный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему условного номера - №.
Факт того, что административным истцом потрачены денежные средства на получение технических условий на присоединение к сетям и энергоисточникам, телефонизацию, водоснабжение, наружное благоустройство и т.п., не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме того, административным истцом не представлено суду доказательств наличия на принадлежащих ему земельных участках возведенных строений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем, оснований для удовлетворения его исковых требований о признании решения Думы г.о. Самара № 181 от 07.02.2012 г. «О внесении изменений в решение Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 г. №539 «Об утверждении Генерального плана г.о. Самара» недействующим со дня вступления в силу в части устанавливающей ландшафтно-рекреационную зону в отношении принадлежащих ему земельных участков, не имеется.
Суд также полагает, что не имеется оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании Думы г.о. Самара восстановить его нарушенное право путем восстановления жилой функциональной зоны «территория существующей малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами с приусадебными участками» в отношении указанных земельных участков и приведения в соответствие с судебным актом по настоящему делу Правил землепользования и застройки, утвержденных Постановлением Самарской Губернской Думы №61 от 26.04.2001 г., поскольку указанные требования являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО9 о признании недействующим в части решения Думы г.о. Самара от 07.02.2012 г. №181 «О внесении изменений в решение Думы г.о. Самара от 20.03.2008 г. №539 «Об утверждении Генерального плана г.о. Самара» со дня вступления его в силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2017 г.
Судья: С.Н. Ласковская