ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-70/2017 от 19.04.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-70/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием административного истца прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М.,

представителей административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Кривченковой Ю.А. и Патракеевой О.А., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Пермского края о признании недействующими нормативных правовых актов,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 677-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.09.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 38, 28.09.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории города Кунгура;

1. постановлением Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 678-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.09.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 38, 28.09.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории города Березники;

2. постановлением Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 679-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.09.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 38, 28.09.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского городского округа;

3. постановлением Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 680-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.09.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 38, 28.09.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Кизеловского муниципального района;

4. постановлением Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 681-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.09.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 38, 28.09.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Губахинского городского округа;

5. постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 739-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 39 часть 2, 05.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Чусовского муниципального района;

6. постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 741-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 39 часть 2, 05.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Гайнского муниципального района;

7. постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 742-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 39 часть 2, 05.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Красновишерского муниципального района;

8. постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 743-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 39 часть 2, 05.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Уинского муниципального района;

9. постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 744-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 39 часть 2, 05.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории городского округа ЗАТО Звездный Пермского края;

10. постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 745-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 39 часть 2, 05.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Бардымского муниципального района;

11. постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 746-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 39 часть 2, 05.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Еловский муниципальный район»;

12. постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 747-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 39 часть 2, 05.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Куединский район»;

13. постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 803-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 40, 12.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Верещагинский муниципальный район»;

14. постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 804-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 40, 12.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Кудымкарского муниципального района;

15. постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 805-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 40, 12.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Большесосновского муниципального района;

16. постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 806-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 40, 12.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Кишертского муниципального района;

17. постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 807-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 40, 12.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Лысьвенского городского округа;

18. постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 808-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 40, 12.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ординского муниципального района;

19. постановлением Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 809-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 40, 12.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Березовского муниципального района;

20. постановлением Правительства Пермского края от 08.10.2015 № 817-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 40, 12.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Частинского муниципального района;

21. постановлением Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 822-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Соликамского городского округа;

22. постановлением Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 823-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Карагайского муниципального района;

23. постановлением Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 824-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Сивинского муниципального района;

24. постановлением Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 825-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Усольского муниципального района;

25. постановлением Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 826-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ильинского муниципального района;

26. постановлением Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 827-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Чернушинского муниципального района;

27. постановлением Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 828-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Соликамского муниципального района;

28. постановлением Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 829-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского муниципального района;

29. постановлением Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 830-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Суксунский муниципальный район»;

30. постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2015 № 841-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории городского округа – города Кудымкара»;

31. постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2015 № 842-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 19.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Оханского муниципального района;

32. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 850-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Осинского муниципального района;

33. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 851-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Кунгурского муниципального района;

34. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 852-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Чердынского муниципального района;

35. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 853-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Краснокамского муниципального района;

36. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 854-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Горнозаводского муниципального района;

37. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 855-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Чайковского муниципального района;

38. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 856-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Нытвенского муниципального района;

39. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 857-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Гремячинского муниципального района;

40. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 858-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Очерского муниципального района;

41. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 859-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Октябрьского муниципального района;

42. постановлением Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 860-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Добрянского муниципального района;

43. постановлением Правительства Пермского края от 22.10.2015 № 878-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.10.2015, в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 42, 26.10.2015, утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Юсьвинского муниципального района.

Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Пермского края о признании недействующим со дня принятия перечисленных выше 44 постановлений Правительства.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что оспариваемые положения постановлений противоречат требованиям федерального законодательства ввиду необоснованного отказа в применении при расчетах нормативов метода аналогов, а также неправильного применения расчетного метода, выразившегося в том, что Правительство установило дифференциацию соответствующих нормативов в зависимости от муниципальных образований, входящих в состав Пермского края, более того исходные данные, использованные в расчетах, документально не подтверждены. Также административный истец ссылается на то, что действие одного из постановлений (постановление Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 680-п) распространено на правоотношения, возникшие до его принятия (с 18.09.2015), чем нарушена статья 6 Жилищного кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что в результате начисления организациями коммунального комплекса платы за отопление по неверно рассчитанным нормативам, нарушены права граждан.

Прокурор в суде на удовлетворении административного искового заявления настаивает.

Представители административного ответчика и привлеченного к участию в деле заинтересованного лица возражали против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив в качестве свидетеля Фадееву Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила № 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Пермского края обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях по отоплению на основании постановления Правительства Пермского края от 02.08.2012 № 605-п «Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг» возложена на Правительство Пермского края.

Порядок принятия постановлений Правительства края определен постановлением Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-п «Об утверждении регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, председателя Правительства Пермского края».

Как следует из представленных к оспариваемым постановлениям документов: листов согласования, опросных листов, пояснительных записок, постановления приняты Правительством Пермского края в рабочем порядке путем голосования в соответствии с Регламентом Правительства Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 03.06.2013 № 595-п, с соблюдением требований Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края и Председателя Правительства Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-п.

Таким образом, постановления Правительства края, о признании недействующими которых заявлено прокурором Пермского края, приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых Правительством края актов согласно статьи 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК. Порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен, данные акты подписаны с соблюдением установленной процедуры.

Оспариваемые постановления Правительства Пермского края официально опубликованы в официальном печатном издании и на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, в соответствии с требованиями пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений Председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».

Правомочность органа, принявшего оспариваемые постановления, соблюдение установленной процедуры их принятия, правил введения в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Постановлениями Правительства Пермского края, о признании недействующими которых заявлено прокурором края, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению в жилых помещениях для муниципальных образований Пермского края, они действуют в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, от 01.11.2016 № 994-п.

Проверяя оспариваемые 44 постановления на соответствие их требованиям федерального законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с применением формул согласно приложению № 1 к Правилам № 306.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил № 306).

В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Таким образом, при определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

Как следует из пункта 3 Постановлений Правительства края, указанные нормативы потребления коммунальных услуг определены с применением расчетного метода.

Возражая против удовлетворения заявленного требования, представители административного ответчика и заинтересованного лица ссылались на то, что установление нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов исходя из представленных данных было невозможно в связи тем, что фактическое количество жилых домов, оснащенных приборами учета, не достигает объема выборки, необходимого для проведения соответствующих измерений.

Между тем, порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в разделе V Правил № 306.

Согласно пункту 31 Правил № 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.

В силу пункта 32 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.

В соответствии с пунктом 33 Правил № 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.

Пунктом 34 Правил № 306 предусмотрено, что количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Правилам № 306. Согласно формуле 2 приложения № 1 к Правилам № 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.

Положениями пункта 36 Правил № 306 установлено, что после формирования объема выборки многоквартирных домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета. Показания приборов учета снимаются в отношении отопления – первого и последнего числа отопительного периода (пункт 37 Правил № 306).

Судом установлено, что в целях организации работы в рамках исполнения поручения губернатора Пермского края от 24.12.2014 по реализации абзаца «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1380 о принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта, уполномоченным органом Правительства Пермского края был направлен запрос в органы местного самоуправления Пермского края от 13.01.2015 № СЭД-35-05-42-1, в котором был затребован комплект документов на основании приказа от 07.09.2012 № СЭД-38-01-03-17 «Об утверждении Перечня и содержания документов, представляемых для установления нормативов потребления коммунальных услуг в случае, если установление нормативов производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций». В случае не уведомления Министерства строительства и ЖКХ о принятом решении, действующие нормативы будут считаться согласованными.

Также 10.02.2015 Министерством строительства и ЖКХ Пермского края от ФГБУ «Пермский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» была затребована информация в соответствии с пунктом 44 раздела VI Правил № 306 о среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период за предыдущие 5 отопительных периодов подряд (с 2009 по 2014 год).

03.09.2015 от руководителей ресурсоснабжающих организаций, а также 07.09.2015 от руководителей органов местного самоуправления с целью установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях с применением метода аналогов была затребована информация о жилищном фонде по прилагаемой форме, предусматривающей информацию о годе постройки, материалу стен, оборудовании домов приборами учета тепловой энергии по группам, площадь всех жилых и нежилых помещений в доме, также от ресурсонабжающих организаций была затребована информация о продолжительности отопительного периода, суммарном расходе тепловой энергии за отопительный период за период с 2012 по 2014 годы с представлением показаний приборов учета на начало отопительного периода 2015 года, при недостаточности выборки многоквартирных домов (жилых домов) предложено представить данные для определения нормативов с применением расчетного метода.

Как следует из пояснений представителей административного ответчика, при расчете нормативов потребления коммунальной услуги Правительство Пермского края с учетом представленных ответов органов местного самоуправления и заключений (письменных обоснований) ресурсоснабжающих организаций, был сделан вывод о невозможности произвести расчет норматива методом аналогов, поскольку по муниципальным районам отсутствовало необходимое количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов по каждой группе с установленными в них приборами учета, что было недостаточно для представительности выборки. В результате Правительством края нормативы потребления коммунальных услуг были установлены с применением расчетного метода.

Из представленных в период с 07.09.2015 по 19.01.2016 ответов ПАО «Т-Плюс» (г. Пермь, г. Краснокамск, г. Губаха, г. Березники, г. Чайковский), МУП ЖКХ ЗАТО Звездный «Гарант» (ЗАТО Звездный), УМТП «Куединские тепловые сети», МУП «Старо-Шагиртское ЖКХ», МУП «Большегондырское ЖКХ» (Куединский район), Кишертское МУП «Теплоэнерго» (Кишертский муниципальный район), МУУП «Теплоэнергоремонт» (Лысьвенский городской округ), МП «Теплоплюс» (Ординский муниципальный район), ООО «Теплоэнерго-Комфорт» (Гремячинский муниципальный район), Пермская ГРЭС (по Добрянскому городскому поселению, входящему в состав Добрянского муниципального района) следует, что ресурсоснабжающими организациями представлены сведения о количестве многоквартирных жилых домов (жилых домов), оснащенных прибором учета на услугу отопление по группам жилых домов в зависимости от этажности. При этом Пермской ГРЭС представлена информация в виде письма, без приложения каких-либо подтверждающих сведений и расчетов, которые позволили бы прийти к выводу о невозможности установления нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов.

Заявление ООО «Теплосети» от 25.02.2015 (Красновишерское городское поселение, входящее в состав Красновишерского муниципального района) об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для потребителей, с применением расчетного метода, и представленные с данным заявлением сведения, а также информация ООО «Сервисный центр «Контакт» (Оханское городское поселение в составе Оханского муниципального района) содержат сведения о количестве многоквартирных домов, оборудованных приборами учета, с указанием характеристик домов и их площади.

По Соликамскому городскому округу ресурсоснабжающей организацией МУП «Тепроэнерго» была представлена экспертиза расчетов нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, а также заявление от 02.04.2015 об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению. Данное заключение было подготовлено с использованием расчетного метода, со ссылкой на то, что применение метода аналогов невозможно по причине недостаточности объема сведений о результатах измерения количества потребления коммунальных услуг приборами учета, а также отсутствия установленных приборов учета в домах города Соликамска малоэтажной застройки.

Административный ответчик полагает, что представленные ресурсоснабжающими организациями вместе с заявлениями об установлении нормативов потребления коммунальных услуг обосновывающие документы невозможности применения метода аналогов и необходимости применения расчетного метода, являлись достаточными для принятия оспариваемых нормативных правовых актов. Однако, с данным утверждением согласиться нельзя в силу следующего.

В соответствии с Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 07.09.2012 № СЭД-38-01-03-17 установлен перечень и содержание документов, представляемых для установления нормативов потребления коммунальных услуг в случае, если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсосберегающих организаций. Согласно пункту 6.2 Перечня к заявлению об установлении нормативов потребления коммунальных услуг должны быть приложены акты снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета, зафиксированные и представленные по форме 4. А именно, в отношении отопления показания снимаются первого и последнего числа отопительного периода.

Вместе с тем, представленные ресурсоснабжающими организациями сведения соответствующую информацию не содержат, установленным требованиям не соответствуют. В ней отсутствует информация о показаниях приборов учета на первое и последнее число отопительного периода, времени и дате снятия показаний приборов, сведения об общей площади жилых и нежилых помещений дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества жилого дома (многоквартирного дома), сведения о количестве квартир.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении административным ответчиком требований пункта 9 Правил № 306, согласно которому уполномоченный орган проводит анализ представленных документов, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.

Представленные в материалы дела ответы органов местного самоуправления по 38 муниципальным районам, за исключением территорий: г. Кунгур, Бардымский муниципальный район, Верещагинский муниципальный район, Березовский муниципальный район, Чернушинский муниципальный район, Чердынский муниципальный район, по которым информация органами местного самоуправления не представлена, требуемую в порядке положений пунктов 32-38 Правил № 306 информацию для установления норматива потребления не восполняют и не раскрывают механизм определения поэтапного объема выборки конкретных домов в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Правилам № 306 во исполнение пункта 34 данных Правил.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Правительство Пермского края не принято необходимых мер для установления факта отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений; не осуществлены в полном объеме и установленной последовательности действия, предусмотренные разделом V Правил № 306.

Так, не было принято всех мер для получения (сбора) необходимых сведений (в частности, данных по показаниям приборов учета) в целях определения нормативов методом аналогов; Министерство строительства и ЖКХ, которому было поручено собрать требуемую информацию, ограничилось направлением запросов в органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации, не запросив необходимую информацию у управляющих организаций.

На заседаниях рабочей группы по установлению нормативов потребления коммунальных услуг 07.09.2015, 11.09.2015 и 14.09.2015, о чем представлены протоколы, заслушивалась информация о поступивших от ресурсоснабжающих организаций сведений о невозможности применения для расчета норматива потребления коммунальной услуги метода аналогов. Прослушав данную информацию, рабочая группа определила, что необходимо провести анализ информации от ресурсоснабжающих организаций и глав муниципальных образований по возможности применения метода аналогов для расчета нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, назначив новый срок рассмотрения 02.10.2015. Вместе с тем, назначив новый срок для сбора информации до 08.09.2015 и проведения анализа поступившей информации в срок до 02.10.2015 по таким территориям как г. Пермь, г. Березники, г. Кунгур, г. Губаха, Кизеловский муниципальный район, Правительством Пермского края постановлениями от 23.09.2015 для данных территорий были утверждены нормативы потребления.

Однако, как видно из указанных протоколов заседания рабочей группы, возможность использования метода аналогов фактически не исследовалась, на заседание рабочей группы не представлялись и рабочей группой не анализировались поступившие сведения из администраций муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций, не рассматривались данные о выборке домов, расчеты объема выборки, вывод рабочей группы о невозможности сформировать репрезентативную выборку ничем не подтвержден.

Как следует из показаний свидетеля Ф., участвовавшей в период ее работы консультантом отдела коммунальной инфраструктуры Министерства строительства и ЖКХ, в разработке и обсуждении на рабочих группах постановлений об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, на рабочих группах обсуждались письма русурсоснабжающих организаций, на некоторых совещаниях присутствовали представители муниципалитета и ресурсоснабжающей организации, при этом какие–либо документы, кроме писем не обсуждались, расчеты не исследовались. Свидетель указала, что она фактически занималась процедурными вопросами: направляла запросы в органы по истребованию информации от органом местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций, а также оформляла документы по соблюдению порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Таким образом, для определения нормативов методом аналогов Правительством Пермского края и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не произведен предварительный отбор многоквартирных домов и жилых домов, не рассчитан и не сформирован объем выборки многоквартирных домов и жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, не составлен план проведения измерений и снятия показаний приборов учета, и доказательств обратного суду не представлено.

Ссылка административного ответчика на экспертное заключение от 2012 года к договору № **, подготовленное на основании обращения филиала ОАО «ТГК-9» Пермский (ПАО «Т-Плюс»), о величине заявленных к утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе отопления, предоставляемых от теплоснабжающих организаций, управляемых ТГК-9, не свидетельствует о соблюдении порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов, изложенного в разделе V Правил № 306. Кроме того, данное заключение было получено при утверждении нормативов потребления коммунальных услуг постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 № 624-п, и не могло быть использовано при утверждении новых нормативов, после признания указанного выше постановления утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Пермского края от 04.09.2015 № 590-п.

При таких обстоятельствах, когда административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что при выборе метода установления нормативов было проведено соответствующее исследование, в результате которого и было установлено отсутствие или недостаточность данных приборного учета и соответственно невозможность применения метода аналогов, установление норматива, определенного расчетным методом, противоречит пунктам 19, 21, 22 Правил № 306.

При использовании расчетного метода установления оспариваемых нормативов также были нарушены требования федерального законодательства.

Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода установлен в разделе VI Правил № 306. Пункты 43 - 51 Правил № 306 устанавливают условия определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением расчетного метода в многоквартирных домах или жилых домах. В связи с чем, суд приходит к выводу, что расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.

Приложение к указанным Правилам (пункты 18, 19) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления.

В силу пункта 44 названных Правил температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений принимается к расчету согласно значениям, установленным правилами предоставления коммунальных услуг.

Среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, представляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие 5 отопительных периодов подряд как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

Расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления для конкретного населенного пункта определяется исходя из климатических параметров средней температуры наиболее холодного периода в течение 5 дней подряд, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

При отсутствии таких данных климатические параметры принимаются равными параметрам ближайшего населенного пункта, в отношении которого такие параметры имеются.

В рассматриваемом случае Правительство края не представило достоверных доказательств направления органу гидрометеорологической службы запроса от 10.02.2015 № СЭД-35-05-10-16 о направлении сведений о среднесуточной температуре наружного воздуха в отопительный период за предыдущие 5 отопительных периодов. При расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению административный ответчик использовал показатель, установленный Сводом правил 131.13330.2012 "Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*".

Изучив представленные сведения по электронному документообороту, запрос от 10.02.2015 № СЭД-35-05-10-16, Указ губернатора Пермского края от 10.04.2009 № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота», суд приходит к выводу, что объективных доказательств направления данного запроса гидрометеорологической службе о представлении соответствующей информации по среднесуточной температуре, как того требует пункт 44 Правил № 306, в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для многоквартирных жилых домов и жилых домов регулирующий орган необоснованно применил расчетный метод, не доказав невозможность применения метода аналогов и совершения последовательных действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, с учетом дифференцированного подхода.

Относительно довода административного истца о необоснованном распространении действия постановления Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 680-п, вступившего в силу 06.10.2015, на правоотношения, возникшие с 18.09.2015, следует отметить, что статья 6 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (части 1, 2, 3 и 4).

Как следует из пункта 4 Постановления края от 23.09.2015 № 680-п (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п) настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 18.09.2015.

В данном случае следует исходить из того, что ответчик придал обратную силу нормативу, постановление об утверждении которого данным решением суда признано недействующим. Соответственно, норма, содержащая указание на дату, с которой указанный норматив начинает действовать (18.09.2015) также должна быть признана недействующей (пункт 4 оспариваемого постановления), в части, касающейся применения оспариваемого норматива.

Кроме того, по мнению суда, в данном случае следует исходить из недопустимости ухудшения положения участников жилищных правоотношений задним числом, в частности, путем придания обратной силы нормативным правовым актам, влекущим увеличение размера платежей за предоставляемые коммунальные услуги. До 18.09.2015 на территории Кизеловского муниципального района действовали иные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, которые для многоквартирных домов (жилых домов) были меньше, чем установлено оспариваемым нормативом. Соответственно, размер платежей за предоставляемые коммунальные услуги был менее оспариваемого норматива. Таким образом, в результате утверждения оспариваемого норматива и придания ему обратной силы положение большей части потребителей ухудшилось, поскольку на территории Кизеловского муниципального района и Кизеловского городского поселения количество домов после 1999 года постройки составляет 4 дома из 38.

Учитывая все указанные выше обстоятельства, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт, в указанной части, противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Абзацем 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые прокурором положения постановлений Правительства Пермского края на момент рассмотрения заявленных требований применяются и служат основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, то суд признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, следует учитывать, что согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.

Из постановлений Правительства Пермского края (с внесенными в них изменениями) следует, что оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы в правовом источнике "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", а также размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Следовательно, решение суда по настоящему делу также подлежит опубликованию (размещению) в указанных средствах массовой информации.

Доводы административного истца о том, что Правительство края в нарушение пункта 11 Правил № 306 установило дифференциацию соответствующих нормативов в зависимости от муниципальных образований, входящих в состав Пермского края, не могут являться самостоятельным основанием к признанию оспариваемых постановлений недействующими.

Пунктом 11 Правил № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам № 306.

Вопрос же о целесообразности принятия данных нормативов отдельно по каждому муниципальному району в силу положений статьи 10 Конституции Российской Федерации не входит в компетенцию органов судебной власти и не может служить предметом судебного разбирательства.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» также разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (подпункт "а" пункта 18).

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

1. Постановление Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 677-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Города Кунгур»;

2. Постановление Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 678-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Города Березники»;

3. Постановление Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 679-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского городского округа»;

4. Постановление Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 680-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Кизеловского муниципального района»;

5. Постановление Правительства Пермского края от 23.09.2015 № 681-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Губахинского городского округа»;

6. Постановление Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 739-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Чусовского муниципального района Пермского края»;

7. Постановление Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 741-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Гайнского муниципального района»;

8. Постановление Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 742-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Красновишерского муниципального района»;

9. Постановление Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 743-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Уинского муниципального района»;

10. Постановление Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 744-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории городского округа ЗАТО Звездный Пермского края»;

11. Постановление Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 745-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Бардымского муниципального района»;

12. Постановление Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 746-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Еловский муниципальный район»;

13. Постановление Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 747-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Куединский район»;

14. Постановление Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 803-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Верещагинский муниципальный район Пермского края»;

15. Постановление Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 804-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Кудымкарского муниципального района»;

16. Постановление Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 805-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Большесосновского муниципального района»;

17. Постановление Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 806-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Кишертского муниципального района»;

18. Постановление Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 807-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Лысьвенского городского округа»;

19. Постановления Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 808-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ординского муниципального района Пермского края»;

20. Постановление Правительства Пермского края от 07.10.2015 № 809-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Березовского муниципального района»;

21. Постановление Правительства Пермского края от 08.10.2015 № 817-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Частинского муниципального района Пермского края»;

22. Постановление Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 822-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Соликамского городского округа»;

23. Постановление Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 823-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Карагайского муниципального района»;

24. Постановление Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 824-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Сивинского муниципального района Пермского края»;

25. Постановление Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 825-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Усольского муниципального района Пермского края»;

26. Постановление Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 826-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Ильинского муниципального района»;

27. Постановление Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 827-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Чернушинского муниципального района»;

28. Постановление Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 828-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Соликамского муниципального района Пермского края»;

29. Постановление Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 829-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского муниципального района»;

30. Постановление Правительства Пермского края от 12.10.2015 № 830-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории муниципального образования «Суксунский муниципальный район»;

31. Постановление Правительства Пермского края от 15.10.2015 № 841-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории городского округа – Город Кудымкар»;

32. Постановление Правительства Пермского края от 15.10.2015 № 842-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Оханского муниципального района»;

33. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 850-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Осинского муниципального района»;

34. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 851-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Кунгурского муниципального района»;

35. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 852-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Чердынского муниципального района Пермского края»;

36. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 853-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Краснокамского муниципального района»;

37. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 854-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Горнозаводского муниципального района Пермского края»;

38. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 855-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Чайковского муниципального района»;

39. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 856-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Нытвенского муниципального района»;

40. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 857-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Гремячинского муниципального района»;

41. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 858-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Очерского муниципального района»;

42. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 859-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Октябрьского муниципального района Пермского края»;

43. Постановление Правительства Пермского края от 19.10.2015 № 860-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Добрянского муниципального района»;

44. Постановление Правительства Пермского края от 22.10.2015 № 878-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Юсьвинского муниципального района».

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», а также разместить на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке и на него может быть принесено представление прокурором в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24 апреля 2017 года.

Судья (подпись)