Дело № 3а-70/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гусевой А.В.,
при секретаре Комлевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 5 марта 2018 г. административное дело по административному иску Родина Павла Александровича к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об определении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Родин П.А. через своего представителя по доверенности Романова А.В. 13 февраля 2018 г. обратился в Курганский областной суд с административным иском к Правительству Курганской области, Администрации г. Кургана, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об определении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указано, что на основании договора № аренды земельного участка от 29 октября 2014 г. является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 920 кв.м., с кадастровым номером №, назначение – для размещения временной автомобильной круглосуточной стоянки, расположенного по адресу: <адрес>.
Отмечал, что земельный участок принадлежит муниципальному образованию г. Курган, права не зарегистрированы.
Обращал внимание, что постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области, кадастровая стоимость указанного земельного участка, утвержденная 1 марта 2012 г., составила 1533 870 руб.
При этом, согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка № от 31 января 2018 г., выполненному обществом с ограниченной ответственностью «ДЛЛ» (далее – ООО «ДЛЛ»), рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 марта 2012 г. составила 526 300 руб.
Поскольку арендная плата исчисляется из размера кадастровой стоимости земельного участка, которая превышает его рыночную стоимость, считал свои права, как арендатора земельного участка, нарушенными ввиду необоснованного увеличения размера арендной платы за земельный участок. Настаивал, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена неверно.
Ссылаясь на нормы права, регулирующие спорные правоотношения, в том числе, на положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), просил определить кадастровую стоимость арендуемого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В судебное заседание административный истец Родин П.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще, что подтверждается уведомлением о вручении судебного извещения, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного истца по доверенности Романов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще, что подтверждается телефонограммой, просил рассмотреть дело без его участия и участия его доверителя Родина П.А., на заявленных требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще, представил отзыв, в котором не оспаривал размер рыночной стоимости спорного земельного участка, определенный ООО «ДЛЛ», иных доказательств представлять не намеревался. Полагал возможным оставить разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель административного ответчика Администрации г. Кургана в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще, представил отзыв, в котором указывал, что кадастровая стоимость арендуемого земельного участка является основным показателем в расчетной формуле по определению размера арендной платы. Считал, что изменение кадастровой стоимости арендуемого земельного участка может существенно повлиять на поступление денежных средств в бюджет города, что приведет к нарушению права муниципального образования г. Курган в лице Администрации г. Кургана. Обращал внимание на значительное расхождение в размере кадастровой стоимости земельного участка, установленной кадастровой оценкой земель, и его рыночной стоимостью, определенной на основании подготовленного ООО «ДЛЛ» отчета № от 31 января 2018 г. Просил рассмотреть дело без его участия. Ходатайствовал об исключении Администрации г. Кургана из числа ответчиков. Данное ходатайство судом удовлетворено, определен процессуальный статус Администрации г. Кургана в качестве заинтересованного лица.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще. В письменном отзыве на иск указал на некорректное изложение заявленного административным истцом требования об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной ее рыночной стоимости, тогда как фактически речь идет об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной ее рыночной стоимости. Обратил внимание на отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца со стороны Управления. Рассмотрение заявленных требований оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежаще, представил отзыв, в котором административный иск не оспаривал, указал, что решение суда будет являться основанием для внесения сведений об измененной кадастровой стоимости в ЕГРН. Просил рассмотреть дело без участия представителя филиала, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Из материалов дела усматривается, что между арендодателем Администрацией г. Кургана и арендатором Родиным П.А. заключен договор № аренды земельного участка от 29 октября 2014 г., согласно которому, на основании постановления Администрации г. Кургана № от 20 октября 2014 г. арендодатель предоставил, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 920 кв.м., расположенный у дома № по <адрес>, предоставленный для размещения временной автомобильной круглосуточной стоянки. Договор заключен сроком до 16 сентября 2017 г.
По условиям договора № аренды земельного участка от 29 октября 2014 г. он считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя (п. 5.3).
Из отзыва Администрации г. Кургана следует, что Родин П.А. продолжает пользоваться арендуемым земельным участком, задолженности по арендным платежам не имеет, и, в соответствии с п. 5.3 договора № аренды земельного участка от 29 октября 2014 г., по истечении срока, указанного в п. 1.4, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 22 января 2018 г. составляет 1533 870 руб., датой утверждения кадастровой стоимости является 1 марта 2012 г., что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 января 2018 г.
Согласно подготовленному ООО «ДЛЛ» отчету об определении рыночной стоимости земельного участка № от 31 января 2018 г., рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 марта 2012 г. составляет 526300 руб.
13 февраля 2018 г. Родин П.А. через своего представителя по доверенности Романова А.В. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением, указывая на нарушение его прав, как арендатора указанного земельного участка, поскольку арендная плата рассчитывается из его кадастровой стоимости, не соответствующей его рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из п. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу п.п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости.
Согласно п. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспорить физическими лицами результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ч. 2 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, датой внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № является 1 марта 2012 г. Таким образом, именно на эту дату в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка, что согласуется с положением п. 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд, с учетом довода отзыва Администрации г. Кургана о значительном расхождении в размере кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, оценив представленный административным истцом отчет, при разрешении исковых требований руководствуется выводами оценщика, поскольку отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством. В отчете приведены источники информации, использованные оценщиком. Определение рыночной стоимости арендуемого земельного участка является мотивированным.
Поскольку иными лицами в установленном законом порядке не оспорены представленные административным истцом результаты оценки по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы участниками процесса не заявлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения по делу судебной экспертизы, поскольку отчет об определении рыночной стоимости земельного участка № от 31 января 2018 г., подготовленный ООО «ДЛЛ», отвечает требованиям закона и является допустимым доказательством по делу.
Следует отметить, что требование административного истца об определении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, заявлено некорректно, поскольку, в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Родиным П.А. административных исковых требований и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 526300 руб. по состоянию на 1 марта 2012 г., определенной отчетом № от 31 января 2018 г., подготовленным ООО «ДЛЛ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Родина Павла Александровича к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об определении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 920 кв.м., расположенного у дома № по <адрес>, предоставленного для размещения временной автомобильной круглосуточной стоянки, равной его рыночной стоимости в размере 526300 руб. по состоянию на 1 марта 2012 г.
Датой обращения Родина Павла Александровича с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости является 13 февраля 2018 г.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья А.В. Гусева