ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-70/2021
УИД 75OS0000-01-2020-000068-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2021 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
при секретаре судебного заседания Шевчук Г.А.,
с участием:
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» ФИО1,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО2,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» о признании недействующими со дня принятия строк 2020 пункта 1 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район», строк 2020 пункта 1 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 ноября 2020 года № 347-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края»,
установил:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – РСТ Забайкальского края) от 13 декабря 2018 года № 632-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ресурсоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район», на 2019-2023 годы.
Пунктом 1 таблицы приложения № 1 к данному приказу установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» (далее также – ООО «Тепловик»).
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф ) 17 декабря 2018 года.
Приказом РСТ Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА в вышеназванный приказ внесены изменения, в соответствии с которыми таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции.
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф ) 28 ноября 2019 года.
Приказом РСТ Забайкальского края от 18 ноября 2020 года № 347-НПА в вышеназванный приказ внесены изменения, в соответствии с которыми таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции.
Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф ) 23 ноября 2020 года.
25 февраля 2021 года ООО «Тепловик» в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом для ООО «Тепловик» тариф на тепловую энергию экономически не обоснован. При утверждении оспариваемых тарифов на 2020 год органом регулирования по городскому поселению «Карымское» была принята стоимость угля 2 176,54 рублей за тонну, в том числе стоимость доставки 827,40 рублей за тонну. В рамках тарифной заявки ООО «Тепловик» представляло в Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края документы, подтверждающие стоимость угля в размере 2 800 рублей за тонну, однако РСТ Забайкальского края определила объем затрат на приобретение топлива исходя из среднестатистических цен на бурый уголь, а не из цены из действующего договора поставки. Кроме того, административный истец не был надлежащим образом уведомлен о времени проведения заседания Правления Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края по установлению тарифов, тем самым был лишен возможности подготовить обоснование своей позиции в части определения расходов на топливо.
В связи с вышеизложенным, просило суд признать недействующим пункт 1 приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» в части определения стоимости угля (л.д. 8-13 т. 1).
Определением Забайкальского краевого суда от 29 апреля 2021 года приняты уточнения административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» о признании недействующими со дня принятия строк 2020 пункта 1 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район», строк 2020 пункта 1 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 ноября 2020 года № 347-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края» (л.д. 30-36 т.2).
Руководитель РСТ Забайкальского края ФИО3 представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что РСТ Забайкальского края законно установила тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поскольку при формировании необходимой валовой выручки по статье «Уголь» руководствовалась предварительным заключением Федеральной антимонопольной службы и применила подпункт «г» пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». Кроме того, РСТ Забайкальского края указывает, что заседание Правления было назначено на 25 ноября 2019 года и в назначенное время представители административного истца присутствовали, но выразили свое несогласие по ряду статей, в том числе по статье затрат «Уголь». (л.д. 105-110 т. 1).
В судебном заседании представитель ООО «Тепловик» ФИО1 уточненные административные требования поддержал по основаниям изложенным в административном иске, дополнительно просил возвратить обществу излишне уплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 4 500 рублей.
Представитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО4 полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее также – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее также – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее также – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 указанного Закона о теплоснабжении установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 8 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий, РСТ Забайкальского края издала приказ от 13 декабря 2018 года № 632-НПА которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район», на 2019-2023 годы (л.д. 174-180 т. 1).
Приказом РСТ Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» в приказ РСТ Забайкальского края от 13 декабря 2018 года № 632-НПА внесены изменения, таблица приложения № 1, таблица приложения № 2 изложены в новой редакции (л.д. 169-173 т. 1).
Приказом РСТ Забайкальского края от 18 ноября 2020 года № 347-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края» (с учетом изменений, внесенных приказом РСТ Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА) внесены изменения, приложение № 1, приложение № 2 к приказу изложены в новой редакции.
Приказы РСТ Забайкальского края от 13 декабря 2018 года № 632-НПА, от 25 ноября 2019 года № 426-НПА, от 18 ноября 2020 года № 347-НПА были приняты на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписки из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 13 декабря 2018 года № 91, от 25 ноября 2019 года № 75, от 18 ноября 2020 года № 75 (л.д. 46-58 т. 2, л.д. 201-208 т. 1, л.д. 105-113 т. 2), с учетом экспертных заключений по установлению тарифов (л.д. 59-97 т. 2, л.д. 219-256 т. 1, л.д. 114-152 т. 2); приказы официально опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 17 декабря 2018 года (л.д. 98 т. 2), 28 ноября 2019 года (л.д. 173 т. 1), и 23 ноября 2020 года (л.д. 153 т. 2).
Доводы ООО «Тепловик» о неизвещении Общества о заседании Правления по вопросу установления тарифов на тепловую энергию (мощность) для ООО «Тепловик», осуществляющего на территориях муниципальных образований городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» деятельность в сфере теплоснабжения и водоотведения, суд находит несостоятельными.
Из отзыва административного ответчика и материалов дела усматривается, что ООО «Тепловик» РСТ Забайкальского края направлялось извещение о заседании Правления, на 28 октября 2019 года. 25 октября 2019 года заседание Правления было перенесено и было назначено на 25 ноября 2019 года (л.д. 165-167 т.1).
Кроме того, из выписки из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 75 следует, что на заседании присутствовали представители ООО «Тепловик» (л.д. 201-208 т. 1).
Таким образом, оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.
Оценив содержание нормативных правовых актов в оспариваемых частях, суд приходит к следующим выводам.
В оспариваемом административным истцом приложении к приказу РСТ Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА скорректированы тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район», в том числе на 2020 год, которые составили:
Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 1 января по 30 июня 2020 года 3 249,87 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2020 года 3 249,87 руб./Гкал;
Для населения с 1 января по 30 июня 2020 года 2 399,70 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2020 года 2 502,89 руб./Гкал.
В приложении к приказу РСТ Забайкальского края от 18 ноября 2020 года № 347-НПА скорректированы тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» на 2021 год, при этом показатели на 2020 год составили:
Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 1 января по 30 июня 2020 года 3 249,87 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2020 года 3 249,87 руб./Гкал;
Для населения с 1 января по 30 июня 2020 года 2 399,70 руб./Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2020 года 2 502,89 руб./Гкал.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется следующим методами: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; 4) метод сравнения аналогов.
До 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов). Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 19 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта. Порядок учета предложения регулируемой организации о выборе метода регулирования устанавливается Правилами регулирования цен (тарифов). В отношении регулируемых организаций, для которых тариф устанавливается впервые, используется метод регулирования, определяемый органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации.
В соответствии с пунктами 18, 72 Основ ценообразования долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов. При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.
В случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) и в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, применяется метод экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 17 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
1 мая 2019 года ООО «Тепловик» с целью корректировки необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов представило в регулирующий орган заявление с приложением подтверждающих документов. Предложение об установлении тарифов регулируемой организацией было предоставлено без нарушений с приложением исчерпывающего пакета документов, необходимого для открытия дела по инициативе регулируемой организации (л.д. 121 т. 1).
Приказом РСТ Забайкальского края от 14 мая 2019 года № 114 открыто дело по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Тепловик» на территории муниципальных образований городское поселение «Карымское» и сельское поселение «Урульгинское» муниципального района «Карымский район» и проведена корректировка необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов на очередной расчетный период регулирования методом индексации (л.д. 122-128 т. 1).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.
В силу пунктов 61 и 73 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, по формуле, указанной в настоящем пункте, предусматривающей, в том числе скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 50 настоящих Методических указаний.
При корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития (пункт 50 названных Методических указаний).
При этом плановая (расчетная) цена на топливо в силу пункта 37 Основ ценообразования определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, согласно подпунктам «а», «б», «в» которого используются источники информации о ценах (тарифах) и расходах, в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.
В связи с отсутствием государственного регулирования цен на уголь подпункт «а» пункта 28 Основ ценообразования в данном случае не применяется.
Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 4 указанной статьи торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Исходя из анализа действующего законодательства торги представляют собой способ заключения договора, содержащий правовой механизм, обеспечивающий определенный порядок в действиях организатора и конкуренцию среди участников торгов с целью выявления победителя, предложение которого может быть признано лучшим среди других.
В этой связи положения Гражданского кодекса, регулирующие проведение торгов, могут применяться к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.
Учитывая изложенное, торгами, исходя из норм гражданского законодательства, могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от наименования.
Согласно пункту 3.1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) конкурентные закупки осуществляются следующими способами: 1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
В соответствии с пунктом 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством запрос предложений является формой торгов.
В силу пункта 33 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Как следует из экспертного заключения по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Тепловик» на территории муниципальных образований городское поселение «Карымское» и сельское поселение «Урульгинское» муниципального района «Карымский район», на 2020 год, органом регулирования учтены в расчете необходимой валовой выручки расходы на приобретение угля составила 25 099 273 руб. Расчет произведен исходя из нормативного объема угля необходимого для организации бесперебойного процесса теплоснабжения в размере 11 531,74 тнт и стоимости 2 176,54 руб./тнт. Цена топлива принята по данным о фактически сложившейся отпускной цене угля Татауровского месторождения в 2019 году, представленным ООО «Разрез Восточный» в адрес РСТ Забайкальского края в размере 1296 руб. (с НДС) с учетом индекса на 2020 год (л.д. 219-256 т. 1).
1 мая 2019 года с заявлением о корректировке тарифа на 2020 год ООО «Тепловик» представило РСТ Забайкальского края договор на поставку угля от 8 октября 2019 года, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью «Техно Инн», договор был заключен по результатам закупочной процедуры запроса котировок № 31908351447, подтверждающий приобретение угля по цене 2 800 рублей за тонну (л.д. 155-160 т. 1).
Органом регулирования при корректировке необходимой валовой выручки учтены расходы на приобретение угля, сумма составила 25 099 273 руб., исходя из нормативного объема угля, необходимого для организации бесперебойного процесса теплоснабжения, в размере 11 531,74 тнт и стоимости 2 176,54 руб./тнт.
При этом в нарушение требований пунктов 29, 32 Правил регулирования тарифов ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания правления органа регулирования каких-либо мотивированных оснований отклонения предложения организации не приведено.
Из пояснений представителя РСТ Забайкальского края следует, что цена угля определена в соответствии с подпунктом «г» пункта 29 Основ ценообразования, предусматривающего в качестве источника информации о ценах (тарифах) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
Между тем в пункте 29 Основ ценообразования перечислены источники информации о ценах (тарифах), которые использует орган регулирования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен). В то время как при корректировке тарифов для ООО «Тепловик» на 2020 год органом регулирования определялась плановая (расчетная) цена на приобретение угля, а не фактические значения расходов для общества. В связи с чем ссылка представителя РСТ Забайкальского края на положения пункта 29 Основ ценообразования является необоснованной.
Органом регулирования в качестве источника информации о среднерыночной цене угля по Забайкальскому краю учтены сведения о цене топлива, предоставленные по запросу РСТ Забайкальского края ООО «Разрез Восточный» в ноябре 2019 года (л.д. 164 т.1).
Вместе с тем, оснований для непринятия РСТ Забайкальского края договора на поставку угля от 8 октября 2019 года ввиду нарушения ООО «Тепловик» при проведении торгов статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» судом при рассмотрении настоящего административного дела не усмотрено.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в рамках рассмотрения тарифного дела представленная конкурсная документация ООО «Тепловик» была направлена РСТ Забайкальского края в УФАС по Забайкальскому краю на предмет проверки соблюдения антимонопольного законодательства. В ответе от 21 ноября 2019 года № 03-05-5743 УФАС по Забайкальскому краю сообщило, что, так как по результатам котировок, заключен договор на поставку угля с единственным участником ООО «Техно Инн», следовательно при рассмотрении дела об утверждении тарифов на тепловую энергию, необходимо обратить внимание на сопоставимые рыночные цены. Если цена, работ, услуг в сопоставимых условиях, то в тарифе необходимо учитывать цену на уголь, не превышающую размер аналогичной цены в сопоставимых условиях (л.д. 162 т.1).
Каких-либо сведений о том, что в установленном законом порядке указанный договор на поставку угля признан недействительным или незаключенным, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах отказ органа регулирования от применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования является необоснованным.
Кроме того, следует отметить, что в случае отказа РСТ Забайкальского края от применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования плановые значения расходов подлежали определению в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования, то есть с учетом прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Между тем в нарушение вышеприведенных требований при определении плановых значений расходов на приобретение угля РСТ Забайкальского края руководствовалась подпунктом «г» пункта 29 Основ ценообразования.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что установленные для ООО «Тепловик» РСТ Забайкальского края тарифы на теплоснабжение нельзя признать экономически обоснованными в связи с нарушением при корректировке расходов на приобретение энергетических ресурсов, включаемых в скорректированную необходимую валовую выручку, пунктов 28, 47 Основ ценообразования.
При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом тарифы на 2020 год на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Тепловик» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район», установленные исходя из неверно скорректированного планового размера необходимой валовой выручки (строки 2020 пункта 1 таблицы приложения № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА, строки 2020 пункта 1 приложения № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 18 ноября 2020 года № 347-НПА), подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
Принятие нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применялись и на их основании ООО «Тепловик» принимал оплату за оказываемые услуги по теплоснабжению по утвержденным тарифам, признанным судом экономически необоснованными, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца в период действия оспариваемых нормативных правовых актов, производство по настоящему делу не может быть прекращено в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
В связи с удовлетворением требований о признании частей оспариваемых нормативных правовых актов недействующими суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Излишне уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 4 500 (9 000 – 4 500) рублей на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату административному истцу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия строки 2020 пункта 1 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепловик» на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» потребителям на 2020 год.
Признать не действующими со дня принятия строки 2020 пункта 1 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 ноября 2020 года № 347-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепловик» на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» потребителям на 2020 год.
Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий строки 2020 пункта 1 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 25 ноября 2019 года № 426-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» и строки 2020 пункта 1 таблицы приложения № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 18 ноября 2020 года № 347-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Тепловик» на территории муниципального образования городское поселение «Карымское» муниципального района «Карымский район» потребителям на 2020 год.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тепловик» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Тепловик» излишне уплаченную при подаче административного искового заявления государственную пошлину в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей по платежному поручению № 542599 от 25 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья М.Н. Бурак
Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2021 года.