ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-70/2022 от 16.03.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2022-000028-18 Дело №3а-70/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2022 года г.Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Костыревой Е.Л.,

при секретаре Варанкиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вдовина Сергея Андреевича к администрации города Свободного Амурской области, министерству финансов Амурской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

Вдовин С.А. обратился в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что он длительное время состоит на жилищном учете по статусу ребенка-сироты и лиц из числа детей-сирот на территории города Свободного Амурской области. Вдовин С.А. обратился в суд с требованиями об обязании администрации города Свободного предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Свободного Амурской области. Решением Свободненского городского суда требования Вдовина С.А. удовлетворены. После чего был получен исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство МОСП по г.Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области. В настоящее время общая продолжительность ожидания исполнения решения суда составляет 20 месяцев. Считает, что указанная продолжительность судопроизводства по делу нарушает его право на судопроизводство в разумный срок. В связи с нарушением права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок Вдовин С.А. постоянно несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания в жилом помещении, не принадлежащем административному истцу. Считает, что сумма компенсации за длительное неисполнение судебного решения должна составить 147 928 рублей, которую просит взыскать с администрации города Свободного и министерства финансов Амурской области, по следующим реквизитам: расчетный счет <номер> Отделение №8636 СБЕРБАНКА РОССИИ г.Благовещенск по <адрес>, ИНН <номер>, БИК <номер>, кор.счет <номер>.

Определением суда от 1 марта 2022 года к участию в деле привлечены в качестве ответчиков муниципальное образование города Свободный и муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление администрации муниципального образования города свободного», в качестве заинтересованных лиц привлечены МОСП по г.Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области, УФССП России по Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области, Правительство Амурской области.

В письменном отзыве на административное исковое заявление Финансовое управление администрации г.Свободного указало, что средства на приобретение (строительство), жилых помещений для детей-сирот должны поступать из областного бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации г.Свободного переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Главным распорядителем бюджетных средств выделяются средства из федерального и областного бюджета, но в связи с увеличением роста численности детей-сирот данных средств не хватает для обеспечения всех детей-сирот жилыми помещениями. У администрации г.Свободного отсутствует реальная возможность исполнения решения суда от 5 марта 2020 года в разумный срок по независящим от них обстоятельствам. Администрацией г.Свободного и главным распорядителем бюджетных средств предпринимаются все необходимые меры для исполнения данного судебного решения. Считает размер компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в сумме 147 928 рублей завышенным, требования истца - не подлежащими удовлетворению.

В письменном отзыве на административное исковое заявление администрация города Свободного с заявленными требованиями не согласилась, указав, что администрация города Свободного не уклоняется от выполнения возложенных обязанностей, однако в настоящее время по объективным причинам вышеуказанное решение Свободненского городского суда не исполнено. Средства на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот должны поступать из областного бюджета. Администрация города не бездействует, ведет переписку с министерством социальной защиты населения Амурской области, министерством финансов Амурской области, правительством Амурской области. Администрацией города направляется информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. На приобретение квартир проводятся аукционы; по установленной стоимости 1 кв.м. жилой площади на вторичном рынке жилья заключено 23 муниципальных контракта. Таким образом исполнены решения Свободненского городского суда, вынесенные в 2014 году, и часть от общего количества решений Свободненского городского суда, вынесенных в 2015 году, на сегодняшний день исполняются решения Свободненского городского суда, вынесенные в 2016 году. 12 марта 2021 года подписан проект Соглашения №5 между министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Свободного о предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету города Свободного на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, также заключены дополнительные соглашения, таким образом размер субвенции составляет 80 292 593,33 рублей. Со стороны администрации города Свободного отсутствуют факты нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, поэтому отсутствуют основания для присуждения компенсации.

Правительства Амурской области в письменном отзыве на административное исковое заявление указывает, что учитывая период неисполнения требований с момента поступления исполнительного листа на исполнение и до момента предъявления иска о присуждении компенсации, а также меры, предпринятые администрацией г.Свободного по исполнению судебного решения, необходимость соблюдения ряда процедур, полагает, что срок исполнения судебного акта отвечает критерию разумности. Доказательств в обоснование заявленной суммы истцом не представлено. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представители Финансового управления администрации города Свободного и администрации города Свободного в судебное заседание не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный истец Вдовин С.А., представитель министерства финансов Амурской области, МОСП по г.Свободный и Свободненскому району Амурской области, УФССП Росси по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со ст.150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела №2-426/2020, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 4 ноября 1950 года) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

Европейский суд по правам человека рассматривает стадию исполнения судебного решения как неотъемлемую часть судопроизводства, которое, по его мнению, завершается только в момент полного исполнения решения суда надлежащим образом в отношении надлежащего лица без каких-либо изъятий, в особенности, когда должником является государство или финансируемые им органы, иные публичные образования (постановления «Вассерман против Российской Федерации», «Плотниковы против Российской Федерации», «Рябых против Российской Федерации», Гиззатова против Российской Федерации и другие).

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 КАС РФ.

Согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Как следует из материалов дела решением Свободненского городского суда Амурской области от 5 марта 2020 года удовлетворены исковые требования Вдовина С.А. к администрации города Свободного Амурской области. На администрацию города Свободного Амурской области возложена обязанность предоставить Вдовину С.А., <дата> года рождения, уроженцу <адрес>, в городе Свободном Амурской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Согласно п.55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Материалы гражданского дела №2-426/2020 не содержат какого-либо ходатайства (просьбы) Вдовина С.А. о направлении исполнительного листа в службу судебных приставов.

15 мая 2020 года исполнительный лист ФС <номер> Свободненским городским судом Амурской области направлен Вдовину С.А.

4 июня 2020 года Вдовин С.А. обратился в МОСП по городу Свободному и Свободненскому району с заявлением о принятии исполнительного листа для исполнения.

5 июня 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <номер> в отношении должника администрации города Свободного Амурской области.

Исполнительное производство до настоящего времени не окончено.

Настоящее административное исковое заявление Вдовина С.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок поступило в Амурский областной суд 25 февраля 2022 года.

Таким образом общая продолжительность исполнения решения суда от 5 марта 2020 года, исчисляемая со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (4 июня 2020 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (25 февраля 2022 года), составила 1 год 8 месяцев 22 дня, а на день рассмотрения дела судом (16 марта 2022 года) – 1 год 9 месяцев 13 дней. Период с момента вступления решения суда в законную силу (с 11 апреля 2020 года) на день поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (25 февраля 2022 года), составил 1 год 10 месяцев 15 дней, а на день рассмотрения дела судом (16 марта 2022 года) – 1 год 11 месяцев 6 дней.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Из материалов дела усматривается, что службой судебных приставов предпринимались предусмотренные законом меры для исполнения решения суда.

Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.

Особенность предмета исполнительного производства предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, которым в установленный срок решение суда исполнено не было, не исполнено оно и до настоящего времени.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п.«ж» ч.1).

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2).

В частности, данный Федеральный закон в статье 8 предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) (ст.5).

Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из абзаца 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подп.«ж» п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст.12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.71-73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 1 статьи 19 указанного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления (ст.5).

Согласно части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов области из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Таким образом в силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 6 статьи 140 Бюджетного кодекса, частью 2 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2008 года №113 утвержден Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункта 2 указанного Порядка министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - главный распорядитель) на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, представленных по форме, установленной главным распорядителем, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление органам местного самоуправления на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области №40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего органа местного самоуправления.

В силу пункта 4 этого же Порядка органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пункту 7 настоящего Порядка главный распорядитель ежемесячно, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство финансов Амурской области сводные сведения о расходовании субвенции, полученной из областного бюджета; средства субвенции носят целевой характер и не могут быть направлены на иные цели (п.8).

Постановлением правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления указанной категории детей благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 17 которого органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно ч.2 ст.67, ч.1 ст.70 Устава муниципального образования города Свободного, утвержденного решением Свободненского городского Совета народных депутатов от 8 июля 2010 года №50, расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Управление средствами местного бюджета, а также осуществление иных полномочий в соответствии с бюджетным законодательством осуществляются финансовым органом администрации города Свободный.

На основании Положения о финансовом управлении администрации города Свободного, утвержденного постановлением администрации города Свободного от 28 июля 2016 года №1151, финансовое управление администрации города Свободного является органом администрации города Свободного, проводящим финансовую политику администрации города и осуществляющим бюджетный процесс в городе (п.1.1). К основным задачам Управления относится обеспечение реализации единой финансовой и бюджетной политики в муниципальном образовании «город Свободный» (п.2).

Учитывая изложенное, а также решение Свободненского городского суда от 5 марта 2020 года, суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются администрация города Свободный, как главный распорядитель бюджетных средств муниципального образования, и Финансовое управление администрации города Свободного, как финансовый орган муниципального образования города Свободный.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований Вдовина С.А. к министерству финансов Амурской области надлежит отказать.

Как следует из представленных материалов дела министерством социальной защиты населения Амурской области, как главным распорядителем денежных средств, предпринимались все возможные меры, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Положением о финансовом управлении администрации города Свободного направление средств городского бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам не предусмотрено.

Между тем Законом о компенсации закреплено, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3 статьи 1).

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) (часть 2 статьи 1).

Как отмечал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок, исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. При этом Европейский суд также установил, что если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Копнин и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кравченко и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кукса против Российской Федерации» от 15 июня 2006 года и другие).

Судом учитывается, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Таким образом исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.

Судом принимается во внимание то обстоятельство, что администрацией города Свободного предпринимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, вместе с тем реализация указанных мероприятий в течение более одного года не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению жилого помещения Вдовину С.А., до настоящего времени решение суда от 5 марта 2020 года не исполнено, жилое помещение административному истцу не предоставлено, поэтому такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными в смысле, придаваемом судебной практикой, в том числе Европейского суда по правам человека, доказательств этому суду не представлено.

При этом материалы дела свидетельствуют о том, что объективные причины задержки исполнения судебного акта отсутствовали, и административный истец за данную задержку исполнения решения ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Вдовин С.А. имеет право на компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу административного истца, суд приходит к следующему.

Административным истцом заявлена сумма компенсации в размере 147 928 рублей.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению в пользу Вдовина С.А., с учетом указанных требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая требования административного истца, того, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, общую продолжительность исполнения указанного выше решения, существенную значимость и последствия для административного истца, который в результате длительного неисполнения решения суда лишен гарантированного ему законом и установленного судебным актом права на жилище, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца и полагает необходимым присудить в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 рублей.

Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать установленный судом факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

В остальной части заявленной суммы требования административного истца удовлетворению не подлежат.

В силу положений пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, части 3.1 статьи 353 КАС РФ, Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о присуждении компенсации подлежит исполнению соответствующим финансовым органом, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает Финансовое управление администрации города Свободного.

Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ в связи с удовлетворением административного иска за счет средств бюджета муниципального образования город Свободный в пользу Вдовина С.А. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче настоящего административного искового заявления в размере 300 рублей (чек по операции Сбербанк онлайн от 27 января 2022 года).

Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Вдовина Сергея Андреевича удовлетворить в части.

Взыскать с муниципального образования города Свободный Амурской области в лице Финансового управления администрации города Свободного за счет средств бюджета муниципального образования города Свободный в пользу Вдовина Сергея Андреевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, перечислив платеж получателю Вдовину Сергею Андреевичу по следующим реквизитам: счет <номер>, открытый на имя Вдовина Сергея Андреевича, Банк получателя: Отделение №8636 СБЕРБАНКА РОССИИ г.Благовещенск, корреспондентский счет <номер>, ИНН <номер>, БИК <номер>.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Вдовину С.А. отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Вдовина С.А. к министерству финансов Амурской области отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Л. Костырева

Решение в окончательной форме изготовлено 29 марта 2022 года.

Председательствующий Е.Л. Костырева

УИД 28OS0000-01-2022-000028-18 Дело №3а-70/2022