ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-70/2022 от 27.05.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

№ 3а-70/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2022 года город Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего судьи Туникене М.В.,

при секретаре Морозовой А.В.,

с участием прокурора Серенковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «720 ремонтный завод средств обеспечения полетов» о признании недействующим пункта 4324 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № 1615 «Об определении на 2020 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»;

установил:

20 декабря 2019 г. приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области № 1615 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на 2020 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказ опубликован на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области. В пункт 4324 перечня объектов на 2020 год включен объект (здание наружной мойки машин), с кадастровым номером , расположенный по адресу: Смоленская область, г.Рославль, ...

Открытое акционерное общество «720 ремонтный завод средств обеспечения полетов» (далее также – Общество, ОАО «720 РЗ СОП») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4324 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № 1615 «Об определении на 2020 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований Общество указало, что ему на праве собственности принадлежит здание наружной мойка машин с кадастровым номером . Данное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в перечень на 2020 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

Указанное здание не является объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку ни предназначение здания, ни его фактическое использование, ни вид разрешенного использования земельного участка, не свидетельствуют о том, что данный объект соответствует критериям, установленным ст.378.2 НК РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Михайлова Т.М. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Зюмочкин С.М. административные исковые требования не признал. Пояснил, что процедура включения в Перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Здание наружной мойки автомашин было включено в Перечень как объект, относящийся к бытовым услугам.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.

В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В отношении налога на имущество организаций согласно пункту 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 г. № 86 (далее Положение о Департаменте), Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 3.21.5 раздела 3).

В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.

В силу пункта 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 30июня 2020 г. № ЕД-7-21/409@, признан утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 28 ноября 2014г. №ММВ-7-11/604@ и в приложении 1 данного приказа утвержден состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формата представления и порядка направления указанных сведений в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, содержащий аналогичные нормы.

Оспариваемый Перечень по своей структуре и содержанию соответствует предусмотренному пунктом 8 статьи 378.2 НК РФ составу сведений.

Подпунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определены срок направления перечня в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и форма направления перечня. Указанной нормой установлено, что перечень в электронной форме подлежит направлению в налоговый орган по субъекту Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

В соответствии с указанными выше положениями закона Департаментом письмом от 20 декабря 2019 г. № 2822/6 в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области направлен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, согласно приложению.

Таким образом, срок и форма направления перечня в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области Департаментом соблюдены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленной форме и размещен на официальном сайте уполномоченного органа в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

На территории Смоленской области в соответствии с пунктами 1, 2 статьи1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 г. № 83-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Общество осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для обеспечения обороноспособности Российской Федерации, а также для удовлетворения потребностей национальной экономики и получения прибыли (п.4.1 Устава Общества л.д.67-72 т.1).

Ему на праве собственности принадлежит, в том числе, здание наружной мойки машин, общей площадью 125,5 кв.м, этажность:1, по адресу: Смоленская область, Рославльский район, г.Рославль, ... (л.д.64 т.1).

Из материалов дела усматривается, что здание наружной мойки машин включено в оспариваемый Перечень в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ как здание, предназначенное для использования в целях размещения объектов бытового обслуживания.

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).

Нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания ( подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).

В целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ).

Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 НК РФ).

Аналогичная норма содержится в законе Смоленской области от 27ноября 2003 г. № 83-з «О налоге на имущество организаций».

В то же время судом установлено, что в соответствии с выпиской изЕГРН и техническим паспортом здания с кадастровым номером - «здание наружной мойки машин», входит в состав имущества ОАО «720 ремонтный завод средств обеспечения полетов», расположено на огороженной охраняемой территории и используются для производственной деятельности административного истца.

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющим вид разрешенного использования «производственная территория» (л.д.119-122 т.2).

В целях выполнения государственного оборонного заказа Обществом ежегодно заключаются контракты на капитальный ремонт средств наземного обслуживания и общего применения (л.д.140-260 т.1).

Приказом генерального директора ОАО «720 РЗ СОП» от 19 февраля 2021 г. № 18-ОС утверждено и действует Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме, требования которой являются обязательным для всех работников Общества.

Пропуск (проход) работников на территорию объекта осуществляется через КПП-1, оборудованный СКУД. Таким образом, свободный доступ к спорному объекту недвижимости ограничен.

Принадлежащее ОАО «720 РЗ СОП» здание с кадастровым номером - «здание наружной мойки машин»,расположенное по адресу: Смоленская область, Рославльский район, г.Рославль, ... нельзя отнести ни к административно-деловому, ни к торговому центрам (комплексам), ни к объекту, относящегося к бытовым услугам, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены здания, - «производственная зона», ни фактическое использование здания, не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

Данное здание используются исключительно для производственной деятельности Общества и не является объектом бытового обслуживания.

При таких данных, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером , ни предназначение здания исходя из технической документации, ни его фактическое использование, не позволяют признать указанное здание объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должны быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывая, что административный истец является налогоплательщиком за 2020 г., при этом признание оспариваемых норм с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт 4324 Перечня объектов недвижимого имущества, определенного приказом Департамента от 20 декабря 2019 г. №1615 недействующим со дня его принятия.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу п. 6 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации: для организаций - 4 500 рублей;

При подаче административного искового заявления ОАО «720 РЗ СОП» уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей согласно платежному поручению от 17 декабря 2021 г. №3942 (л.д.9), между тем, в возмещение расходов по уплате госпошлины подлежит взысканию сумма в размере 4 500 руб.

Данные судебные расходы подлежат взысканию с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Открытого акционерного общества «720 ремонтный завод средств обеспечения полетов» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления приказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № 1615 в силу, пункт 4324 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 20 декабря 2019 года № 1615 «Об определении на 2020 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области, а также размещению на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу Открытого акционерного общества «720 ремонтный завод средств обеспечения полетов» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2022 г.

Судья М.В. Туникене