ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-70/2023 от 02.10.2023 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-70/2023

УИД 76OS0000-01-2023-000081-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль 02 октября 2023 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

при секретаре Масловой С.В.,

с участием прокурора Салюк В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения,

установил:

Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24.12.2020 № 91 утверждены Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района (далее Правила землепользования и застройки).

Решение опубликовано в издании Ярославский агрокурьер № 66 16.12.2020.

ФИО1 обратилась в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденных решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24.12.2020 № 91, в части.

В административном иске указывает, что распоряжением Управления градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации Ярославского муниципального района от 03.03.2023 № 263 ФИО1 в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10, пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодека Российской Федерации» отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из земель населенных пунктов, в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования», площадью 1172 кв.м, с целью: «для ведения личного подсобного хозяйства» с описанием местоположения: <адрес> по следующему основанию:

- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, а именно: согласно Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения предельные минимальные размеры земельных участков в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования» с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках составляют: минимальная площадь 10 000 кв.м, максимальная площадь 15 000 кв.м (образуемый земельный участок не соответствует установленным минимальным параметрам).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Заволжского сельского поселения в черте населенного пункта <адрес> установлена зона СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования», градостроительным регламентом которой предусмотрен вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», что противоречит статье 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Испрашиваемый земельный участок находится в границах населенного пункта <адрес>, является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером , находящимся в собственности административного истца, по своим характеристикам является приусадебным земельным участком. Нормы предоставления земельных участков 10 000 и 15 000 кв.м определены для полевых земельных участков.

В административном исковом заявлении административный истец просит признать в части территории <адрес>, карты градостроительного зонирования, которой установлена СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования» «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», как приложения к Правилам землепользования и застройки незаконной, отменить, считать отсутствующей карту градостроительного зонирования <адрес> в Правилах землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденных решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24.12.2020 №91 (л.д.4).

В уточненном административном иске заявлены требования о признании недействующей карты градостроительного зонирования, которой установлена СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования» «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» как приложения к Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденных решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24.12.2020 №91, в части земельного участка площадью 1172 кв.м в координатах характерных точек, в соответствии с приложенной схемой расположения на кадастровом плане территории <адрес> (т.1 л.д.132-134).

02.10.2023 поступил уточненный административный иск, в котором содержатся требования о признании недействующими: карты градостроительного зонирования <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, приложение в составе Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского района Ярославской области, утвержденным решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24.12.2020 № 91, которой установлена зона СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования»; части 1 статьи 30 указанных Правил землепользования и застройки «Зона сельскохозяйственного использования» (СХ-1) в части территории земельного участка площадью 1336 кв.м с кадастровым номером , а также в части территории земельного участка площадью 1172 кв.м, в координатах характерных точек в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с описанием местоположения: <адрес>.

Также заявлены требования о возложении на административных ответчиков обязанности внести соответствующие изменения о включении спорных земельных участков в зону ведения личного подсобного хозяйства и садоводства в границах населенных пунктов (Ж-5), принять заменяющий соответствующий нормативный акт.

В уточненном административном исковом заявлении дополнительно указывает, что наличие в черте населенного пункта зоны СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования» противоречит требованиям Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Правилам установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, поскольку сельское хозяйство является одним из основных источников загрязнения, ведение сельскохозяйственной деятельности предполагает установление санитарно-защитных зон. При установлении зоны сельскохозяйственного использования в <адрес> не учтено, что расположенные в данной зоне участки предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства.

Таким образом, исходя из оснований административного иска, в том числе с учетом его уточнения, заявленные административным истцом требования, по существу, сводятся, к признанию не действующими Правил землепользования и застройки в части отнесения земельного участка и испрашиваемого административным истцом земельного участка к территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования», а также градостроительного регламента данной зоны в части вида разрешенного использования земельных участков «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», установленного в том числе и в отношении земельных участков, расположенных в границах населенного пункта.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на несоответствие Правил землепользования и застройки в оспариваемой части положениям Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Правилам установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, и указывает, что в силу приведенных Федеральных законов и Правил в данном случае отсутствует возможность включения в границы населенного пункта зоны СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования»; вид разрешенного использования земельных участков «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» может быть установлен только в отношении земельных участков, находящихся за границами населенного пункта.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 требования поддержал. Дополнительно пояснил, что сельскохозяйственная деятельность сопряжена с загрязнением окружающей среды, следовательно, исходя из требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», а также Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, зона сельскохозяйственного использования не может включаться в границы населенного пункта, поэтому не могут быть предусмотрены Правилами и соответствующие виды разрешенного использования земельных участков; включение данной зоны в границы населенного пункта противоречит статье 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», которой предусмотрено, что в границах населенного пункта могут находиться приусадебные земельные участки, а не земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Ранее в судебных заседаниях пояснял, что ФИО1 на основании договора купли-продажи является собственником земельного участка с кадастровым номером , земельный участок находится в границах населенного пункта <адрес>, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. ФИО1 обратилась с заявлением в Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации Ярославского муниципального района о предоставлении в аренду смежного земельного участка площадью 1172 кв.м, границы и координаты которого отображены на схеме расположения земельного участка, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне СХ-1, для которой предусмотрен вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках, минимальный размер которых 10 000 кв.м. Вместе с тем, включение земельного участка с кадастровым номером и испрашиваемого земельного участка в зону СХ-1 противоречит статье 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», зона СХ-1 с учетом требований указанной нормы не может находиться в границах населенного пункта. Иные земельные участки, расположенные в <адрес> в зоне СХ-1 также имеют вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

Представитель административных ответчиков Муниципального Совета Ярославского муниципального района и администрации Ярославского муниципального района по доверенности ФИО3 требования, в том числе с учетом их уточнения не признала. В судебных заседаниях давала пояснения, соответствующие позиции, изложенной в письменном отзыве на иск (т.1 л.д.24-28), в котором указано, что Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядка принятия и введения в действие, что подтверждается, в том числе вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 25.06.2021 (дело № 3а-420/2021) и от 11.05.2022 (дело № 3а-171/2022). В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе Правил землепользования и застройки утверждена карта градостроительного зонирования, в том числе, карта в отношении <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, установлены градостроительные регламенты в отношении каждой территориальной зоны. Требования к порядку определения территориальных зон при утверждении Правил в оспариваемой административным истцом части не нарушен. Согласно действующему генеральному плану территория, на которой испрашивается земельный участок, входит в границы населенного пункта <адрес>, функциональные зоны в границах данного населенного пункта органом местного самоуправления в соответствии со статьей 6 Закона Ярославской области «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области» не установлены. В соответствии с Правилами землепользования и застройки данная территория отнесена к территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования». Установление зоны СХ-1 в границах населенного пункта требованиям статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации соответствует. Зона сельскохозяйственного использования СХ-1 может устанавливаться как в границах населенного пункта, так и за границами населенных пунктов, соответственно в Правилах землепользования и застройки предусмотрен единый регламент для данной зоны без разбивки на зону СХ-1 в границах населенного пункта и зону СХ-1 за границами населенного пункта. Наличие в перечне видов разрешенного использования территориальной зоны СХ-1 такого вида разрешенного использования как «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» действующему законодательству не противоречит, так как в силу Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» полевой земельный участок находится за границами населенного пункта, соответственно, при выборе видов разрешенного использования земельного участка, находящегося в границах населенного пункта, такой вид разрешенного использования как «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» не может быть выбран в силу вышеуказанного закона. Кроме того, Правилами в оспариваемой части установлено территориальное зонирование, которое соответствует сложившейся планировке и существующему землепользованию. В соответствии с Альбомом карт Ярославского муниципального района от 2010 года, в котором представлен итоговый графический учет по состоянию на 01.01.2007, данная территория относилась к огородам и лугам, на данной территории никогда не было жилой застройки. В свою очередь, Альбом карт Ярославского муниципального района создавался департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области в рамках государственного контракта от 11.08.2005 №1. Исходными материалами являлись: векторный планово-картографический материал по районам Ярославской области, данные, предоставленные Управлением Роснедвижимости по Ярославской области, в том числе дежурные карты районов, материалы по уточнению земель, находящихся в ведении сельских администраций Ярославской области, проекты перераспределения земель, перечень земельных участков, которые необходимо нанести по материалам межевания, материалы межевания этих участков, данные статистического отчета об использовании земель по состоянию на 2007, данные Единого государственного реестра земель в электронном виде, карты (планы) ограничений и обременений в использовании земельных участков, данные о кадастровом делении территории района. Согласно схеме градостроительного зонирования <адрес> в составе предыдущих Правил землепользования и застройки, переданных Заволжским сельским поселением при передаче полномочий, данная территория была отнесена к территориальной зоне П2 – территории размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли и их границы. Данная территория не является организованной, на настоящий момент не представляется возможным ее использование для жилой застройки, так как отсутствует организация улично-дорожной сети, разворотных площадок, пожарных водоемов, предельные минимальные размеры земельных участков, а также их площадь не соответствуют регламентам, соответственно, до приведения их в соответствие строительство на них невозможно. В судебном заседании от 26.09.2023 дополнительно указывала, что предоставление земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в границах населенного пункта возможно в иных территориальных зонах, в том числе Ж3, Ж5; не оспаривала, что административный истец обращался также с заявлением о предоставлении ему смежного земельного участка под сенокос, данное заявление будет рассмотрено после повторного рассмотрения заявления административного истца о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства, в настоящее время, отказ администрации по заявлению ФИО1 от 26.01.2023 признан судом незаконным.

В судебном заседании от 26.09.2023 представитель заинтересованного лица администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района по доверенности ФИО4 заявленные требования не признала, поддержала позицию представителя административных ответчиков.

Административный ответчик Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации Ярославского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направил, письменных возражений по делу не представил, об отложении дела не ходатайствовал. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Прокурором в судебном заседании дано заключение о частичном удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 20 части 1, пунктами 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Таким образом, принятие и утверждение оспариваемых правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области Муниципальным Советом Ярославского муниципального района Ярославской области осуществлено данным органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Порядок принятия, соблюдение формы принятия, требования к публикации, введения их в действие органом местного самоуправления соблюдены, что установлено, в том числе вступившим в законную силу решением Ярославского областного суда от 25.06.2021 по административному делу № 3а-420/2021 по административному исковому заявлению ФИО7 о признании недействующими в части правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденных решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24.12.2020 № 91, и возложении обязанности принять заменяющий нормативный акт.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. На указанном земельном участке расположен жилой дом (кадастровый номер ).

26.01.2023 ФИО1 обратилась в Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации Ярославского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов) площадью 1172 кв.м в аренду, с описанием местоположения: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение испрашиваемого земельного участка отображено на схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером .

Распоряжением начальника Управления градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации Ярославского муниципального района от 03.03.2023 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, из земель населенных пунктов, в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования», поскольку предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами, а именно: согласно Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения предельные минимальные размеры земельных участков в территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» составляют: минимальная площадь 10 000 кв.м, максимальная площадь 15 000 кв.м (образуемый земельный участок не соответствует установленным параметрам).

Земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий административному истцу на праве собственности, а также испрашиваемый административным истцом земельный участок отнесены согласно Правилам землепользования и застройки к территориальной зоне СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования». Положения Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения применены в отношении ФИО1

При этом положения градостроительного регламента зоны СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования» применены в отношении административного истца только в части вида разрешенного использования земельных участков «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках» и установленных для данных участков предельных размеров.

Проверяя соответствие Правил в оспариваемой части законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1).

Частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

В соответствии с положениями статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе Правил землепользования и застройки Заволжского сельского поселения утверждена карта градостроительного зонирования, в том числе карта в отношении <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, установлены градостроительные регламенты в отношении каждой территориальной зоны.

Оспариваемыми в настоящем деле Правилами землепользования и застройки установлен градостроительный регламент зоны СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования» (статья 30 Правил землепользования и застройки). Данная зона выделяется в границах населенных пунктов и за границами населенных пунктов в целях сохранения и развития земель сельскохозяйственного использования, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям. В отношении сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительный регламент не установлен. Для указанной зоны установлены основные виды разрешенного использования земельных участков: выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство, выращивание льна и конопли; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; питомники; животноводство; скотоводство; сенокошение; выпас сельскохозяйственных животных; рыболовство; пчеловодство. Вспомогательные и условно разрешенные виды использования не установлены.

Согласно части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом муниципального округа, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Суд считает, что приведенные требования к порядку определения территориальных зон при утверждении Правил землепользования и застройки не нарушены. Согласно генеральному плану Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, утвержденному решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 22.10.2020 № 68, территория, на которой расположены земельные участки, входит в границы населенного пункта <адрес>, функциональные зоны в границах данного населенного пункта органом местного самоуправления не установлены. Как указывается административным ответчиком, при отнесении данной территории к территориальной зоне СХ-1 учитывались сложившиеся планировка и землепользование, в подтверждение данных доводов представлен Альбом карт Ярославского муниципального района от 2010 года. Утверждения административного ответчика в указанной части не опровергнуты.

Вопреки мнению представителя административного истца, то обстоятельство, что земельный участок административного истца с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», в непосредственной близости от данного участка также расположены земельные участки с аналогичным видом разрешенного использования, на которых расположены объекты недвижимости, не свидетельствует о том, что территориальная зона СХ-1 определена административным ответчиком произвольно и без учета требований статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Напротив, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412, такой вид разрешенного использования земельного участка, как «для ведения личного подсобного хозяйства» (код 1.16) предполагает, в том числе производство сельскохозяйственной продукции.

Доводы, изложенные в административном иске и в уточненном административном иске, и поддержанные представителем административного истца в судебном заседании о том, что территориальная зона СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования» не может быть включена в границы населенного пункта, судом отклоняются.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

Согласно части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с частью 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, приведенные нормы в их взаимосвязи прямо указывают, что определение в границах населенного пункта в результате градостроительного зонирования зоны сельскохозяйственного использования могут быть установлены в границах населенных пунктов. Соответственно, установленное в отношении земельного участка административного истца и испрашиваемого земельного участка градостроительное зонирование не противоречит действующему градостроительному и земельному законодательству.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее Правила установления санитарно-защитных зон), не содержат запрета на включение в состав земель населенных пунктов земельных участков для сельскохозяйственного использования, а также каких-либо ограничений связанных с конкретными видами разрешенного использования таких земельных участков. Таким образом, вопреки доводам уточненного административного иска требованиям данного Федерального закона и Правилам установления санитарно-защитных зон Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не противоречат.

Вместе с тем, суд считает, что имеются основания для частичного удовлетворения заявленных требований.

Оспариваемыми в настоящем деле Правилами землепользования и застройки установлен градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного использования СХ-1, которая выделяется в границах населенных пунктов и за границами населенных пунктов в целях сохранения и развития земель сельскохозяйственного использования, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям. К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесено ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве»).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (пункт 1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2).

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» определено, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Таким образом, федеральным законодателем определен различный правовой режим в отношении земельных участков в зависимости от их расположения в границах населенного пункта либо за границами населенного пункта.

В нарушение приведенных норм Правилами землепользования и застройки в градостроительном регламенте зоны сельскохозяйственного использования СХ-1 к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесено ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, не предусматривающий возведение объектов капитального строительства, в том числе и для земельных участков, включенных в границы населенных пунктов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в указанной части Правила землепользования и застройки противоречат градостроительному и земельному законодательству. Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения подлежат признанию недействующими в той мере, в какой в градостроительном регламенте территориальной зоны СХ-1 «Зона сельскохозяйственного использования» установлен основной вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» - для земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов.

Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», и, учитывая, что оспариваемый в настоящем административном деле нормативный акт неоднократно применялся, он подлежит признанию недействующим в соответствующей части с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

С учетом положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает, что основания для удовлетворения требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющий нормативный акт отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки Заволжского сельского поселения, утвержденные решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2020 года № 91, в той мере, в какой в градостроительном регламенте территориальной зоны сельскохозяйственного использования СХ-1 установлен основной вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках – для земельных участков, расположенных в границах населенного пункта.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 – отказать.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда О.И.Бисерова

Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2023 года