ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-70/2023 от 29.09.2023 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2023 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Мельничук О.В.,

при секретаре Шемчук М.С.,

с участием прокурора Тульской областной прокуратуры Чебоксаровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-70/2023 по административному исковому заявлению Андрис О.А. и Степыгина С.Н. к Тульской областной Думе о признании недействующими в части закона Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области «О преобразовании муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, установлении границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области», и закона Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО «О присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области».

у с т а н о в и л:

21.10.2008 Тульской областной Думой принят и 24.10.2008 губернатором Тульской области подписан Закон №1102-ЗТО «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области «О преобразовании муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, установлении границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области».

21.10.2008 Тульской областной Думой принят и 24.10.2008 губернатором Тульской области подписан Закон №1103-ЗТО «О присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области».

Данные законы Тульской области были опубликованы в газете «Тульские известия» от 29.10.2008 №219-220.

Согласно ст.1 Закона Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области «О преобразовании муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, установлении границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области», объединены поселения, входящие в состав территории муниципального образования Новомосковский район, - город Сокольники Новомосковского района, Спасское Новомосковского района, Рига-Васильевское Новомосковского района, Гремячевское Новомосковского района с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района; установлено, что со дня вступления в силу настоящего Закона муниципальные образования город Сокольники Новомосковского района, Спасское Новомосковского района, Рига-Васильевское Новомосковского района, Гремячевское Новомосковского района, Новомосковский район утрачивают статус муниципального образования (ст.2).

В соответствии со ст.1 Закона Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО «О присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области» город Сокольники Новомосковского района Тульской области присоединен к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области.

Андрис О.А. и Степыгин С.Н. обратились в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими закона Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области «О преобразовании муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, установлении границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области» (далее по тексту Закон Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО), и закона Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО «О присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области» (далее по тексту Закон Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО) в части не включения (исключения) территории поселка Шахты 35 из территории микрорайона Сокольники г.Новомосковска Тульской области.

В обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются работниками <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно Приказу Минрегиона РФ от 23.03.2005 №32 «Об утверждении границ муниципальных образований Тульской области», поселок Шахты 35 ранее находился в составе и в пределах территории города Сокольники. В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 по состоянию на 01.11.2008 сельский населенный пункт п.Шахты 35 был подчинён городу Сокольники Новомосковского района Тульской области. В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 №1582, действовавшим до 21.10.2015, город Сокольники Тульской области вошел в число населённых пунктов, расположенных на территории с льготным социально-экономическим статусом.

В связи с работой в населенном пункте, расположенном на территории с льготным социально-экономическим статусом, административные истцы получали меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС», однако в 2022 году им было отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в виде предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска и его оплате, поскольку пос.Шахты 35, на территории которого расположено предприятие, не поименован в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 №1074, действующим с 22.10.2015.

Указали, что в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 №1074 входит город Новомосковск Тульской области, пос.Шахты 35 в указанном перечне отсутствует.

По мнению административных истцов, при присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области, которому присвоено наименование «микрорайон Сокольники», к городу Новомосковску, в состав присоединенной территории, именуемой «микрорайон Сокольники», а, следовательно, в состав города Новомосковска Тульской области, не вошел поселок Шахты 35, который ранее являлся частью города Сокольники, в связи с чем Андрис О.А. и Степыгин С.Н. утратили социальные гарантии, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС». Полагают, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушено право административных истцов на получение мер социальной поддержки.

Оспариваемые нормативные правовые акты, по мнению административных истцов, противоречат Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закону РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС».

В судебном заседании административные истцы Андрис О.А. и Степыгин С.Н., а также их представители по доверенности Березкина Н.П. и Соловьев Д.Д. заявленные требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Тульской областной Думы по доверенности Петровичева Л.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, полагая их необоснованными, указав, что оспариваемые административными истцами законы приняты Тульской областной Думой с соблюдением установленной процедуры, в пределах ее компетенции и предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, федеральному законодательству не противоречат и права Андрис О.А. и Степыгина С.Н. не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Представитель заинтересованного лица Губернатора Тульской области по доверенности Архипов А.О. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Тульской областной Думой с соблюдением установленной процедуры, в пределах ее компетенции и предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, федеральному законодательству не противоречат и права административных истцов не нарушают.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования г.Новомосковск по доверенности Ефанов К.В. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в письменных пояснениях, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Представитель заинтересованного лица отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд, руководствуясь требованиями ст.ст.150, 152, ч.5 ст.213 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника судопроизводства.

Выслушав объяснения административных истцов Андрис О.А. и Степыгина С.Н., а также их представителей по доверенности Березкиной Н.П. и Соловьева Д.Д., представителя административного ответчика Тульской областной Думы по доверенности Петровичевой Л.М., представителя заинтересованного лица Губернатора Тульской области по доверенности Архипова А.О., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования г.Новомосковск по доверенности Ефанова К.В., исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 1, 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов).

В силу статьи 2 данного Федерального закона под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельским поселением является один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся: правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

Преобразование муниципальных образований представляет собой, в том числе, объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума (части 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

На основании подпункта «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст.16, 20 Устава (Основного Закона) Тульской области постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области является областная Дума. Областная Дума принимает Устав области, законы области и постановления.

Проект Закона Тульской области «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области «О преобразовании муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области» был внесен в Тульскую областную Думу Собранием депутатов города Новомосковска Новомосковского района на основании решения от 16.10.2008 №2-1, принятого данным представительным органом местного самоуправления.

Внесению законопроекта предшествовало принятие Собранием депутатов муниципального образования город Сокольники Новомосковского района решения от 13.10.2008 №54-3 «Об объединении муниципального образования город Сокольники Новомосковского района с городским округом город Новомосковск Новомосковского района», Собранием депутатов муниципального образования Спасское Новомосковского района решения от 13.10.2008 №43-1 «Об объединении сельского поселения Спасское с городским округом город Новомосковск Новомосковского района», Собранием депутатов муниципального образования Рига-Васильевское Новомосковского района решения от 13.10.2008 №42-1 «Об объединении сельского поселения Рига-Васильевское с городским округом город Новомосковск Новомосковского района»; Собранием депутатов муниципального образования Гремячевское Новомосковского района решения от 13 октября 2008 года №43-1 «Об объединении сельского поселения Гремячевское Новомосковского района с городским округом город Новомосковск Новомосковского района»; Собранием представителей муниципального образования Новомосковский район решения от 13.10.2008 №73-1 «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с городским округом город Новомосковск Новомосковского район, с городским округом город Новомосковск Новомосковского района», Собранием депутатов города Новомосковска Новомосковского района решения от 14.10.2008 №1-5 «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с городским округом город Новомосковск Новомосковского район».

Согласно абз.1 п.3.1 ст.13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Судом установлено, что с инициативой об объединении муниципальных образований город Сокольники Новомосковского района, Спасское Новомосковского районе, Рига-Васильевское Новомосковского района, Гремячевское Новомосковского района с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, которому должно было предшествовать изменение статуса городского поселения город Новомосковск Новомосковского район путем преобразования в городской округ город Новомосковск, выступила администрация муниципального образования Новомосковский район, инициатива оформлена постановлением главы администрации муниципального образования Новомосковский район от 30.04.2008 №690.

Мнение населения к объединению муниципальных образований выражено указанными выше решениями представительных органов - Собрания депутатов муниципального образования город Сокольники Новомосковского района, Собрания депутатов муниципального образования Спасское Новомосковского района, Собрания депутатов муниципального образования Рига-Васильевское Новомосковского района, Собрания депутатов муниципального образования Гремячевское Новомосковского района, Собрания представителей муниципального образования Новомосковский, Собранием депутатов города Новомосковска Новомосковского района. Таким образом, процедура учета мнения населения была соблюдена.

Проект Закона Тульской области «О присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску Тульской области» был внесен в Тульскую областную Думу Собранием депутатов города Новомосковска Новомосковского района.

Закон Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО и Закон Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО приняты по результатам рассмотрения законопроектов в трех чтениях на 68-м (экстренном) заседании Тульской областной Думы 4-го созыва 21.10.2008 большинством голосов от установленного числа депутатов (выписка из протокола 68-го (экстренного) заседания Тульской областной Думы 4-го созыва от 21.10.2008).

24.10.2008 указанные законы Тульской области подписаны Губернатором Тульской области и зарегистрированы в Реестре законов области под реестровыми номерами №1102-ЗТО и №1103-ЗТО; официально опубликованы в газете «Тульские известия» 29.10.2008 № 219-220 и вступили в силу 09.11.2008.

Изложенное свидетельствует о том, что Закон Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО и Закон Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО приняты законодательным органом Тульской области в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых ими нормативных правовых актов, процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования законов субъекта РФ, установленных статьями 16, 18, 20, 21, 22 Устава (Основного Закона) Тульской области от 12.11.2001 № 265-ЗТО, статьями 5, 10, 17, 18, 20-22 Закона Тульской области от 14.12.1994 № 4-ЗТО «О законах области», статьями 7, 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов).

Проверяя содержание оспариваемых административными истцами законов в части не включения (исключения) территории поселка Шахты 35 из территории микрорайона Сокольники г.Новомосковска Тульской области на предмет соответствия их федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, представители административных истцов указали, что оспариваемые нормативные правовое акты, по их мнению, противоречат ст.ст. 11-13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.ст.7,11 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

По мнению административных истцов, при присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску, в состав присоединенной территории не вошел пос.Шахты 35, который ранее являлся частью города Сокольники, в связи с чем Андрис О.А. и Степыгин С.Н. утратили социальные гарантии, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС».

Основным документом, определяющим нахождение населенных пунктов в зонах радиоактивного загрязнения, является перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящий время действует Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

Согласно пояснениям ОСФР по Тульской области от 22.08.2023, вышеуказанный населенный пункт (поселок Шахты 35) не поименован в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.

Кроме этого, п. Шахты 35 Новомосковского района Тульской области не был включен в ранее действующие Перечни, утвержденные распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582.

В целях уточнения информации 21.03.2022 был направлен запрос в администрацию муниципального образования город Новомосковск о предоставлении информации об отнесении населенных пунктов пос. Шахта 35 Новомосковский район, пос.Шахта 38 Новомосковский район, пос. Мирный Новомосковский район к территории зоны радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

04.04.2022 получен ответ, согласно которому данные населенные пункты входят в состав территории муниципального образования город Новомосковск, но не относятся к населенному пункту город Новомосковск и не включены в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Следовательно, ОСФР по Тульской области не имеет правовых оснований для установления проживающим в населенном пункте Шахта 35 гражданам мер социальной поддержки, в том числе сотрудникам ОАО «Новомосковский машиностроительный завод», в силу отсутствия факта работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Судом установлено, что Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23.03.2005 №32 «Об утверждении границ муниципальных образований Тульской области», утверждены, помимо прочих, границы муниципального образования, создаваемого в пределах территории города Сокольники, в том числе поселка Мирный, поселка шахты 35, поселка шахты 38, установленные уставом существующего муниципального образования «Город Новомосковск и Новомосковский район» Тульской области, в виде картографического описания (Приложение № 3).

Законом Тульской области от 27.05.2005 №578-ЗТО «О переименовании муниципального образования - город Новомосковск и Новомосковский район Тульской области, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Новомосковского района Тульской области» муниципальное образование - город Новомосковск и Новомосковский район Тульской области переименовано в муниципальное образование Новомосковский район (ст.1); установлена граница муниципального образования Новомосковский район согласно описанию границы (приложение 1), карте-схеме (приложение 2) и наделено статусом муниципального района (ст.2); установлена граница и наделено статусом городского поселения муниципальное образование город Сокольники Новомосковского района согласно описанию границы (приложение 3), карте-схеме (приложение 2) (ст.3).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Таким образом, в состав территории (в границы), образованного в 2005 году муниципального образования город Сокольники Новомосковского района были включены: административно-территориальная единица Тульской области - город Сокольники Новомосковского района; поселок Шахты №35, поселок Шахты №38, поселок Мирный (не являющиеся муниципальными образованиями, но в качестве поселков городского типа, являющиеся административно-территориальными единицами Тульской области в составе Новомосковского района) в качестве территорий, наиболее близко расположенных к городскому поселению город Сокольники Новомосковского района и предполагаемых к использованию для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Описание границы муниципального образования город Сокольники Новомосковского района содержится в Приложение 3 к Закону Тульской области от 27 мая 2005 года № 578-ЗТО «О переименовании муниципального образования - город Новомосковск и Новомосковский район Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Новомосковского района Тульской области». Анализ указанных выше норм права позволяет сделать вывод о том, что пос.Шахты №35, являясь самостоятельной административно-территориальной единицей, входил в территорию муниципального образования город Сокольники Новомосковского района, а не находился в пределах города Сокольники.

В приложениях №1 и №2 к Закону Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО закреплено описание границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, имеется карта-схема границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района.

Как пояснил ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования г.Новомосковск по доверенности Ефанов К.В., описываемое и картографическим способом отображаемое местоположение границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района повторяло контуры границы муниципального образования город Новомосковск и Новомосковский район, существовавшие до переименования в 2005 году данного муниципального образования в муниципальное образование Новомосковский район в соответствии с Законом Тульской области от 27.05.2005 №578-ЗТО «О переименовании муниципального образования - город Новомосковск и Новомосковский район Тульской области, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Новомосковского района Тульской области».

Также указал, что альтернативой включению поселка шахты №35 в границы, образуемого в 2005 году муниципального образования город Сокольники Новомосковского район являлась возможность включения указанного поселка в состав, образуемых в это же время, муниципального образования город Спасское Новомосковского района или муниципального образования Гремячевское Новомосковского района. Изменение административно-территориального устройства Тульской области, посредством ликвидации поселков, как административно-территориальных единиц Тульской области, и отнесение их территории к межселенной территории, характеризуется низкой плотностью населения. Кроме того, в пос.Шахты №35 уже никто к тому времени не проживал.

Таким образом, суд приходит к выводу, что утверждение административных истцов о том, что в связи с изменением границ города Новомосковска Новомосковского района, вызванных принятием оспариваемых ими законов Тульской области, территория города Сокольники была присоединена к городу Новомосковску, в то время как территория пос.Шахты №35 не вошла в его состав, является ошибочным.

В ходе рассмотрения дела представители административных истцов сослались на то, что в соответствии с общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК-019-95 (ОКАТО), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 года № 413, по состоянию на 01.11.2008 сельский населенный пункт пос.Шахты №35 был подчинен городу Сокольники Новомосковского района Тульской области.

Из ответа Федеральной службы государственной статистики от 25.08.2023 №01-06/432-РВ следует, что Законом Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО город Сокольники был присоединен к городу Новомосковску Новомосковского района и включен в черту Новомосковска, а также аннулирован из ОКАТО с кодом 70234504. При этом населенным пунктам, ранее относившимся к городу Сокольники, включая поселок Шахты № 35, были присвоены новые коды ОКАТО на основании Закона Тульской области № 1332-3TO от 07.10.2009 (в редакции законов от 07.05.2011 № 1563-3TO, от 30.11.2017 №88-ЗТО).

Учитывая вышеизложенное, поселок Шахты № 35 вошел в состав городского округа Новомосковск и был позднее отражен в ОКАТО с кодом 70234000002 в составе Новомосковского района Тульской области.

Согласно Реестру административно-территориальных единиц Тульской области, размещенном в настоящее время на официальном сайте Министерства внутренней политики и развития местного самоуправления Тульской области поселок Шахты № 35 входит в состав Новомосковского района.

Принимая во внимание, что город Сокольники прекратил свое существование с ноября 2008 года, считают возможным сделать вывод, что указанный поселок не относился к городу Сокольники.

Учитывая изложенное, доводы представителей административных истцов в указанной части ошибочны, основаны на неверном толковании норм права.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу, что оспариваемый Закон Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО в части не включения (исключения) территории поселка Шахты 35 из территории микрорайона Сокольники г.Новомосковска Тульской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, а доводы административных истцов о принятии данного акта в указанной части с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, опровергаются установленными по делу обстоятельствами.

Согласно абз.2 п.3.1 ст.13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром.

В соответствии с Законом Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО город Сокольники Новомосковского района Тульской области присоединён к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области.

Указанный закон регулирует правоотношения в сфере административно-территориального устройства.

Вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации не отнесены ни к ведению Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.72 Конституции РФ).

В соответствии со ст.2 Закона Тульской области от 27 декабря 2007 года № 954-ЗТО «Об административно-территориальном устройстве Тульской области» административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, имеющая наименование и соответствующий статус; административно-территориальное устройство области - деление с учетом исторических и иных местных традиций территории области на части (административно-территориальные единицы), являющееся основой для осуществления функций государственного управления; город - административно-территориальная единица, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющая промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения; граница административно-территориальной единицы - установленная в предусмотренном законодательством порядке непрерывная замкнутая линия, определяющая территориальные пределы административно-территориальной единицы; поселок городского типа (рабочий поселок) - административно-территориальная единица, большинство населения которой занято в промышленном производстве; сельский населенный пункт - административно-территориальная единица (село, деревня, сельский поселок и др.), большинство населения которой занято деятельностью в сфере сельского хозяйства; статус административно-территориальной единицы - определенный в установленном порядке вид административно-территориальной единицы, характеризующий ее в соответствии с положениями настоящего Закона.

В силу ч.1 ст.11 Закона Тульской области от 27 декабря 2007 года № 954-ЗТО «Об административно-территориальном устройстве Тульской области» образованием административно-территориальной единицы признается создание на территории области новой административно-территориальной единицы. Вновь образованная административно-территориальная единица наделяется соответствующим статусом. Образование административно-территориальной единицы может быть следствием реорганизации административно-территориальных единиц.

Реорганизация административно-территориальных единиц может быть осуществлена в форме объединения, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация административно-территориальных единиц в форме присоединения представляет собой территориальное присоединение одной или нескольких административно-территориальных единиц к другой, в результате которого сохраняется статус административно-территориальной единицы, к которой произошло присоединение, а существование присоединяемых административно-территориальных единиц прекращается (ч.ч.1,3 ст.12 указанного закона Тульской области).

Проанализировав оспариваемый Закон Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО в части не включения (исключения) территории поселка Шахты 35 из территории микрорайона Сокольники г.Новомосковска Тульской области, суд приходит к выводу, что он не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административных истцов не нарушает.

Учитывая изложенное, доводы административных истцов на допущенные нарушения не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются установленными по делу обстоятельствами.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, поскольку оспариваемые Андрис О.А. и Степыгиным С.Н. Закон Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО и Закон Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО федеральному законодательству не противоречат, права административных истцов не нарушают, правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований о признании указанных нормативных правовых актов недействующими в части не включения (исключения) территории поселка Шахты 35 из территории микрорайона Сокольники г.Новомосковска Тульской области, не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, на основании статьи 111 КАС РФ, суд оставляет понесенные Андрис О.А. и Степыгиным С.Н. по делу судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины за счет административных истцов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Андрис О.А. и Степыгина С.Н. к Тульской областной Думе о признании недействующими в части закона Тульской области от 24.10.2008 №1102-ЗТО «Об объединении поселений, входящих в состав территории муниципального образования Новомосковский район, с муниципальным образованием город Новомосковск Новомосковского района, о внесении изменений в Закон Тульской области «О преобразовании муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района, установлении границы муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Тульской области», и закона Тульской области от 24.10.2008 №1103-ЗТО «О присоединении города Сокольники Новомосковского района Тульской области к городу Новомосковску Новомосковского района Тульской области», отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в газете «Тульские известия» и (или) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.ru.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий