ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-710/2023 от 05.07.2023 Московского областного суда (Московская область)

УИД: <данные изъяты>

Дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<данные изъяты> г. Красногорск

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора Луниной Е.А.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «МФЦ Новорижский» к Комитету по ценам и тарифам <данные изъяты> о признании недействующим распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год» в части неустановления тарифа за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно; об обязании внести изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год» в установленный тариф в части периода; о взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год» установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год согласно приложению к настоящему распоряжению.

Данный акт опубликован на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> в Интернет-портале <данные изъяты> (http://ktc.mosreg.ru/) <данные изъяты>, где находится в свободном доступе.

ООО «МФЦ Новорижский» обратился в Московский областной суд с указанным административным исковым заявлением с учетом уточнений к Комитету по ценам и тарифам <данные изъяты> и просил признать недействующим распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год» в части неустановления для ООО «МФЦ Новорижский» тарифа за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно, а также обязать внести изменения в оспариваемое распоряжение в установленный тариф в части периода. Кроме того, истец заявляет требования о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского округа <данные изъяты>. Организация оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению жителей городского округа <данные изъяты>, в связи с чем обязана использовать в расчетах с населением установленный органом регулирования тариф на водоотведение и тариф на питьевую воду. Тариф на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения утвержден оспариваемым распоряжением Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), при этом период действия тарифа установлен с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

По мнению административного истца, при установлении периода действия тарифа на водоснабжение и водоотведение административным ответчиком необоснованно не включен период действия тарифа с момента приобретения истцом в собственность скважины и оборудования очистных сооружений, то есть с <данные изъяты>, что привело к экономическим потерям истца при оказании услуг населению по водоснабжению и водоотведению.

Истец считает, что в части не включения указанного периода ответчиком нарушен пункт 32 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, согласно которому период действия тарифов, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее 1 года.

Представитель административного истца по доверенности Рыков К.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования с учетом уточненных требований, полагая, что не установление тарифа за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно является необоснованным и нарушающим его права в сфере экономической деятельности.

Представитель административного ответчика Комитета по тарифам и ценам <данные изъяты> по доверенности Усова М.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены своевременно и надлежащим образом.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заключение прокурора Луниной Е.А., полагавшей, что отсутствуют основания для признания нормативного правового акта противоречащим законодательству в сфере регулирования водоснабжения и водоотведения, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив в соответствии с частями 7, 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение Комитетом по ценам и тарифам <данные изъяты> компетенции и полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.

Согласно статье 31 Федерального закона от <данные изъяты> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности относится холодное водоснабжение и водоотведение.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от <данные изъяты> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от <данные изъяты> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Комитете по ценам и тарифам <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 1321/46, центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты>, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности, является Комитет по ценам и тарифам <данные изъяты>.

Комитетом по ценам и тарифам <данные изъяты><данные изъяты> принято распоряжение <данные изъяты>-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год» (далее распоряжение).

Указанным распоряжением установлен тариф на водоотведение и питьевую воду для ООО «Многофункциональный центр Новорижский» на 2022 год на территории городского округа <данные изъяты>, на период действия тарифа с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

Распоряжение опубликовано на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> в Интернет-портале <данные изъяты> (http://ktc.mosreg.ru/) <данные изъяты>, вступило в законную силу <данные изъяты>.

Таким образом, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в пределах имеющихся у него полномочий и компетенции, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, а также порядку введения его в действие.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются, в том числе, Федеральным законом от <данные изъяты> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

В целях реализации положений Закона о водоснабжении Правительством Российской Федерации <данные изъяты> принято Постановление <данные изъяты>, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от <данные изъяты><данные изъяты>-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

К числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относится: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (статья 3 Закона о водоснабжении).

Согласно пункта 1 части 1, части 2 статьи 32 указанного Федерального закона расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов, в том числе методом экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности (часть 5 статьи 32 Закона о водоснабжении).

Период действия тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов, составляет не менее одного года, если иное не предусмотрено федеральными законами или Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 32 Закона о водоснабжении), что согласуется с пунктом 32 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.

Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования.

Пунктом 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года, за исключением, в том числе, решений органов регулирования тарифов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «МФЦ Новорижский» впервые обратилось в Комитет по ценам и тарифам с заявлением об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение <данные изъяты>: тарифная заявка на установление тарифа на водоснабжение № Р<данные изъяты>61718684, тарифная заявка на установление тарифа на водоотведение № Р<данные изъяты>61719439.

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р для ООО «МФЦ Новорижский» были установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение с применением периода действия тарифа с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 3 статьи <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О системе исполнительных органов государственной власти <данные изъяты>» (действовал на момент принятия оспариваемого распоряжения) распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти <данные изъяты> по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня первого официального опубликования их полных текстов в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» или размещения (опубликования) на Интернет-портале <данные изъяты>.

Распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты><данные изъяты>-Р опубликовано на официальном сайте Комитета в Интернет-портале <данные изъяты><данные изъяты> и вступило в силу <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.

Следовательно, устанавливаемые Комитетом по ценам и тарифам <данные изъяты> тарифы не распространяются на период, предшествующий дате вступления соответствующего распоряжения в законную силу.

Вышеприведенные нормы действующего законодательства применяются Комитетом по ценам и тарифам <данные изъяты> в отношении всех регулируемых организаций.

Таким образом, решение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «МФЦ Новорижский» законно. Тарифы, утвержденные Распоряжением <данные изъяты>-Р, подлежали применению с даты вступления распоряжения в законную силу - <данные изъяты> до истечения установленного периода регулирования - <данные изъяты>.

Доводы административного истца относительно нарушения пункта 32 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты> являются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое Распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> об установлении тарифа в отношении административного истца является обоснованным, в связи с чем требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Поскольку требования об обязании внести изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год» в установленный тариф в части периода, о взыскании судебных расходов, являются производными от основного требования, в удовлетворении которого истцу отказано, суд отказал в удовлетворении иска в данной части.

В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «МФЦ Новорижский» к Комитету по ценам и тарифам <данные изъяты> о признании недействующим распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год» в части неустановления тарифа за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно; об обязании внести изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2022 год» в установленный тариф в части периода; о взыскании судебных расходов - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

дата изготовления мотивированного решения – 17.07.2023