3а-716/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2023 г. г.Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,
при секретарях Ивлеве Е.П., Лексиковой Е.А., Хамитовой Н.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, ФИО2,
представителей прокуратуры Оренбургской области Филипповской О.Н., Куляева Р.Р.,
представителя Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области ФИО3,
представителя заинтересованного лица администрации г. Оренбурга - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Ореана А», прокуратуры Оренбургской области к Министерству архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ореана А» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области №7-р от 13 апреля 2023 года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной пр.Победы, ул. Маршала Жукова, ул. Аксакова, площадью 9,46 га», мотивируя свои требования тем, что утвержденный Министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области проект планировки и проект межевания не соответствуют фактическому использованию территории, при их утверждении нарушены градостроительные нормативы и правила. Оспариваемое распоряжение нарушает право собственности административного истца на земельные участки, принадлежащие на праве собственности, ограничивая возможность их использования исходя из личных целей. Кроме того, Общество не знало о проведении публичных слушаний и не принимало в них участие, в связи с чем, были лишены возможности представить свои замечания.
Прокуратура Оренбургской области в интересах муниципального образования г. Оренбурга, неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области №7-р от 13 апреля 2023 года.
Административный истец считает, что планируемая территория неверно определена согласно Генерального плату г. Оренбурга. Утвержденный оспариваемым распоряжением проект планировки и проект межевания территории противоречит Генерального плану г. Оренбурга, при применении оспариваемого распоряжения возникает правовая неопределенность, нарушаются права на использование земельных участков.
Определением Оренбургского областного суда от 17 июля 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Оренбурга.
Определением Оренбургского областного суда от 7 августа 2023 г. административные дела по административным исковым заявлениям ООО «Ореана А», прокуратуры Оренбургской области объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением Оренбургского областного суда от 7 августа 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Специализированный застройщик «Ваш дом».
В судебном заседании представители административного истца ООО «Ореана А» ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представители прокуратуры Оренбургской области Филипповская О.Н., Куляев Р.Р. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области ФИО3 возражает против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Оренбурга - ФИО4 в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ)).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (статья 1 ГрК РФ). Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 24 декабря 2020 №2564/720-VI-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципального образования город Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области» подготовка и утверждение документации по планировке территории отнесено к полномочиям органов государственной власти Оренбургской области.
13 апреля 2023 года Министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области издано распоряжение №7-р «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной пр.Победы, ул. Маршала Жукова, ул. Аксакова, площадью 9,46 га».
Проекты планировки и межевания территории утверждены по результатам публичных слушаний, проведенных 27 февраля 2023 года департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга в соответствии с постановлением Главы города Оренбурга от 31 января 2023 года №5-п
Распоряжение № 7-р от 13 апреля 2023 г. размещено на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовано на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru
Проанализировав вышеприведенные положения законов и подзаконных актов, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением требований к форме, порядку его принятия и введения в действие.
Разрешая требования о противоречии оспариваемого Распоряжения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 ГрК РФ).
Как указано в статье 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).
Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя среди прочего перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования (пункт 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ).
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 ГрК РФ).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (часть 17 статьи 45 ГрК РФ).
Судом установлено, что основанием для подготовки проекта планировки и проекта межевания территории явилась реализация намерений ООО «Специализированный застройщик «Ваш дом», собственника земельного участка с кадастровым номером №, по застройке территории, ограниченной пр.Победы, ул. Маршала Жукова, ул. Аксакова, площадью 9,46 га, многоквартирными жилыми домами и зданиями коммерческого назначения.
Проект межевания разработан с целью дальнейшего проведения комплексных кадастровых работ.
В данном случае проект межевания принят с нарушением требований к образуемым (изменяемым) земельным участкам.
В соответствии с приложением №6 к вышеуказанному распоряжению объектами перераспределения в проекте межевания являются 22 земельных участка, в том числе два земельных участка, принадлежащих ООО «ОреанаА».
Установлено, что административному истцу ООО «Ореана А» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №.
Земельные участки истца расположены в границах территории, в отношении которой распоряжением №7-р утвержден проект планировки и межевания.
Во избежание изломленности границ со смежными территориями предусмотрено изменение границ земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствие с указанным распоряжением земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности ООО «Ореана А», определен под развитие зоны озеленения и включен в перечень земельных участков, подлежащих снятию с кадастрового учета.
Образование земельных участков регламентировано нормами земельного законодательства.
Так, статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков за исключением случаев, перечисленных в названном пункте.
В данном случае вышеназванные земельные участки не подлежат образованию по правилам статей 11.3 - 11.6 ЗК РФ, а также по правилам статьи 11.7 ЗК РФ и главы V.4 ЗК РФ.
Как указано в части 1 статьи 11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков (часть 2 статьи 11.7 ЗК РФ).
Таких соглашений, в частности, с административным истцом ООО «Ореана А» достигнуто не было, соглашений между ООО «Специализированный застройщик «Ваш дом» и ООО «Ореана А» об образовании земельных участков не имеется, напротив, между этими собственниками имеются разногласия, что влечет невозможность реализации проекта межевания.
Согласно разделу 1.2 Положения о характеристиках планируемого развития территории (Приложение №4 к распоряжению №7-р от 13 апреля 2023 г.) на земельном участке с кадастровым номером № предусмотрено строительство жилой застройки, где в качестве основного вида застройки принята жилая застройка средней этажности – два жилых дома (5 и 7 этажей) и два здания коммерческого назначения (3 и 4 этажей) в целях достижения оптимального сочетания существующей и намечаемой застройки по этажности, плотности и характеру жилой среды
Решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 №674 утвержден Генеральный план города Оренбурга, согласно которому проектируемая территория с кадастровым номером № расположена в функциональной зоне – малоэтажная секционная и блокированная застройка до 4 этажей.
При этом Правила землепользования города Оренбурга, утвержденные приказом министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области от 10 августа 2021 №36/70-од, устанавливают следующую территориальную зону для рассматриваемой территории: застройка домами смешанной этажности в зоне выборочной реконструкции (Ж.4) – вдоль пр-та Победы от ул. Аксакова до ул. Маршала Жукова; территория многофункциональных центров обслуживания и общественно-деловой активности ОД.1 – территории вдоль ул.Аксакова (от территории Центрального рынка до пересечения с ул.Маршала Жукова) и вдоль ул.Маршала Жукова.
Указанная в проекте планировки территориальная зона, предусматривающая строительство жилых домов (5 и 7 этажей) и двух зданий коммерческого назначения (3 и 4 этажей), не соответствует территориальной зоне, предусмотренной Генеральным планом, что влечет нарушение требований градостроительного законодательства.
Поскольку согласно Генеральному плану г. Оренбурга проектируемая территория расположена в функциональной зоне – малоэтажная секционная и блокированная застройка до 4 этажей, должен применять градостроительный регламент – зона малоэтажной (до 4 этажей) и блокированной (до 3 этажей) застройки «Ж.2», в основных видах разрешенного использования которого предусмотрена жилая застройка до 4 этажей.
Согласно ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Таким образом, должен быть соблюден принцип соответствия документации по планировке территории генеральному плану.
При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия генеральному плану как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.
Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам (Данная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое распоряжение в обжалуемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято без учета положений действующего генерального плана муниципального образования, и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, то суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области в информационного – телекоммуникационной сети «Интернет.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые заявления общества с ограниченной ответственностью «Ореана А», прокуратуры Оренбургской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия распоряжение Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области №7-р от 13 апреля 2023 года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной пр.Победы, ул. Маршала Жукова, ул. Аксакова, площадью 9,46 га».
Сообщение о решении суда опубликовать на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области в информационного – телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина
В окончательной форме решение изготовлено 8 сентября 2023 г.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина