Дело № 3а-717/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 28 августа 2017 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А.,
с участием представителя административного истца Колонтаевой Е.В. – Баркаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колонтаевой Елены Владимировны к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незавершенного строительства в размере равном его рыночной стоимости,
установил:
Колонтаева Е.В. в Ставропольский краевой суд с административным иском к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, администрации Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - незавершенного строительства (фундамента жилого дома), расположенного по адресу : Ставропольский край, Предгорный район, село Винсады, переулок Абрикосовый, 3, с кадастровым номером №, общей площадью 105 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, равной рыночной стоимости указанного объекта недвижимости – незавершенного строительства (фундамента жилого дома); обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости – незавершенного строительства (фундамента жилого дома) расположенного по адресу : <адрес>, в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных исковых требований Колонтаева Е.В. сослалась на то, что на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 3 марта 2016 года № 26-26/035-26/035/211/2016-1772/2 на момент отчетного налогового периода 2016 года владела объектом недвижимости незавершенного строительства (фундамент жилого дома), расположенного по адресу : <адрес> с кадастровым номером №. 13 сентября 2016 года административный истец распорядилась принадлежавшей ей собственностью и продала его по договору купли-продажи. В налоговом периоде 2017 года была подана налоговая декларация от продажи данного объекта недвижимого имущества. Однако, в соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца, как бывшего собственника и, соответственно, налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде, поскольку различие между кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью очень существенно. Сумма налога, которую необходимо выплатить налогоплательщику от продажи объекта недвижимости, несоизмерима и в разы превышает реальную стоимость объекта недвижимости.
Постановлением Правительства Ставропольского края № 376-П от 11 октября 2012 года утверждены результаты оценки кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере - 56104542 рубля 54 копейки. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № на котором расположен спорный объект незавершенного строительства (фундамента жилого дома) составляет – 261924 рубля. Однако действительная рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости составляет – 209500 рублей, что подтверждается отчетом по определению рыночной стоимости объекта незавершенного строительства № 161Ф/Н-17 от 16 июня 2017 года, составленным ООО «Агентство : оценка плюс».
В предварительном судебном заседании 7 августа 2017 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство имущественных отношений Ставропольского края и Управление Росреестра по Ставропольскому краю; в качестве заинтересованных лиц привлечены – МИФНС России № 9 по Ставропольскому краю и Урсу Л.С. – настоящий собственник спорного объекта недвижимости.
В предварительном судебном заседании 24 августа 2017 года из числа заинтересованных лиц исключена МИФНС № 9 в связи с тем, что по сообщению этой налоговой инспекции спорное недвижимое имущество относится к юрисдикции МИФНС России № 10 по Ставропольскому краю, которая привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Колонтаевой Е.В. - Баркалова В.А., поддержала заявленные исковые требования, просила установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером №, площадью 105 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, переулок Абрикосовый, 3, в размере его рыночной стоимости – 209500 рублей, согласно отчету об оценке № 161 Ф/Н - 17 от 16 июня 2017 года.
Административный истец - Колонтаева Е.В., представители : административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, заинтересованных лиц - администрации Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, администрации Предгорного муниципального района Ставропольского края, МИФНС России № 9 по Ставропольскому краю, Урсу Л.С., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
От главы администрации Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края поступило ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя.
От МИФНС России № 10 по Ставропольскому краю поступило ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя инспекции.
При таких обстоятельствах, суд, с учетом мнения участвующего в деле представителя административного истца - Баркаловой В.А., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд находит заявленные в иске требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей Налогового кодекса Российской Федерации обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
В соответствии со статьей 217 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, перечисленные в данной норме закона, в том числе доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, установленные статьей 217.1 настоящего Кодекса (абзац 2 пункт 17.1).
В соответствии со статьей 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце 2 пункта 17.1 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий :
1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.
В случаях, не указанных в пункте 3 данной статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.
Законом субъекта Российской Федерации может быть уменьшен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный и размер понижающего коэффициента.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 9 марта 2016 года № 22-кз «Об установлении на территории Ставропольского края минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества на территории Ставропольского края» в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации установлен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества три года в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период, полученных от продажи объекта недвижимого имущества на территории Ставропольского края.
Указанный Закон Ставропольского края применяется в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 26:29:080206:129 по состоянию на 5 июня 2017 года составляет – 56104542 рубля 54 копейки. Дата определения кадастровой стоимости – 17 декабря 2011 года. Дата утверждения кадастровой стоимости – 11 октября 2012 года, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д. 17).
Из свидетельства о государственной регистрации права видно, что административный истец являлась собственником незавершенного строительством объекта – жилой дом, назначение : нежилое здание, кадастровый номер № степень готовности – 18%, общая площадь 105 кв.м., количество этажей : 1, степень готовности объекта – 18% на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 17 февраля 2016 года. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 3 марта 2016 (л.д. 18).
Из представленного административным истцом кадастрового паспорта следует, что указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером № местоположение : <адрес> площадь 600 кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Административным истцом представлен в суд кадастровый паспорт на здание от 13 марта 2009 года, наименование – незавершенное строительство – жилой дом, номер дома 3 по переулку <адрес> площадь застройки 105 кв.м., готовность 18%, назначение – жилое, предыдущий кадастровый номер объекта недвижимого имущества – №, инвентарный номер : №
По договору купли-продажи от 30 сентября 2017 года Колонтаева Е.В. произвела отчуждение принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества – незавершенный строительством объект – жилой дом, назначение : нежилое здание, степень готовности 18%, общая площадь 105 кв.м., этажность 1, кадастровый номер № и земельного участка, расположенных по адресу : <адрес>. Переход права собственности на незавершенный строительством объект – жилой дом на имя Урсу Л.С. зарегистрирован в установленном законом порядке 5 октября 2016 года (л.д. 19-20).
Изложенные обстоятельства, подтвержденные надлежащими письменными доказательствами, свидетельствуют о том, что доходы административного истца от продажи принадлежащего ей недвижимого имущества не подлежат освобождению от налогообложения, и, соответственно, у нее возникает обязанность исчислить и уплатить НДФЛ (подпункт 2 пункта 1, пункт 2 статьи 228 Налогового Кодекса Российской Федерации). Эта обязанность подтверждена требованием № 12314 МИФНС № 9 по Ставропольскому краю, в котором налоговым органом предложено административному истцу представить пояснения по налоговой декларации за 2016 год, связанные с продажей спорного недвижимого имущества.
Сумма дохода от продажи определяется в соответствии с договором купли-продажи. При этом, если продается объект недвижимости, приобретенный после 1 января 2016 года, и сумма дохода от его продажи меньше, чем его кадастровая стоимость на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности на продаваемый объект, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то доход от продажи составит величину указанной кадастровой стоимости, умноженной на 0,7. Понижающий коэффициент может быть уменьшен законом субъекта РФ (подпункты 5, 6 статьи 217.1 Налогового Кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 4 Закона № 392-ФЗ).
В пункте 6 постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатом определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (статья 400 Налогового Кодекса Российской Федерации), в том числе бывший собственник объекта недвижимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 11, 12, 24.15, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24,18 Закона об оценочной деятельности).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 11 октября 2012 года № 376-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края по состоянию на 17 декабря 2011 года.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости – незавершенного строительством жилого дома, административный истец представила суду отчет № 161 Ф/Н-17 по определению рыночной стоимости объекта незавершенного строительства (фундамент жилого дома), кадастровый номер № общей площадью S=105 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу : <адрес> Согласно выводам независимого оценщика рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости составила 209500 рублей.
В ходе рассмотрения дела от административных ответчиков, заинтересованных лиц возражения на заявленные административные исковые требования, на отчет, представленный административным истцом, не поступило.
При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Проанализировав данный отчет об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости является иной, чем отражено в отчете об оценке, как и доказательств недостоверности размера рыночной стоимости объекта недвижимости, определенного отчетом об оценке № 161 Ф/Н-17 от 16 июня 20 июня 2017 года сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец предоставил надлежащие доказательства в обоснование своих требований.
Поскольку противоречия в выводах оценщика или заинтересованность оценщика в исходе рассматриваемого спора отсутствует, оснований не доверять отчету об оценке не имеется.
С учетом изложенного административные исковые требования Колонтаевой Е.В. подлежат удовлетворению на основании выводов отчета об оценке № 161 Ф/Н-17 от 16 июня 2017 года.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости заявленного в иске объекта недвижимого имущества.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статьи 55 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым периодом является период времени, по окончании которого определяется налоговая база, исчисляется сумма налога к уплате и представляется по нему налоговая декларация. Поскольку приобретение и отчуждение имущества, переход права собственности на него осуществлены административным истцом в 2016 году, то обязанность уплаты соответствующих налоговых платежей возникла у Колонтаевой Е.В. в 2017 году. В силу изложенного кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит установлению на период : с 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
административный иск Колонтаевой Елены Владимировны к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости незавершенного строительства в размере равном его рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства (фундамент), с кадастровым номером № площадью 105 кв.м., <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 209500 рублей, по состоянию на 11 октября 2012 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №
Административное исковое заявление поступило в суд 20 июля 2017 года.
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства (фундамент), с кадастровым номером № применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Задорнева Н.П.