Дело № 3а-71/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кызыл 4 октября 2019 года
Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителей Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО2, ФИО3, прокурора Прокуратуры Республики Тыва Ооржак С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению О. к Избирательной комиссии Республики Тыва о признании постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 81/449-7 от 13 сентября 2019 года об утверждении протокола о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу и сводной таблицы об итогах проведенного на территории Республики Тыва 8 сентября 2019 года голосования по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, признании протокола №2 Избирательной комиссии Республики Тыва о результатах выборов по единому республиканскому округу на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва недействительными, признании результатов выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва недействительными,
у с т а н о в и л:
8 сентября 2019 года состоялись выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, назначенные постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 05 июня 2019 года № 2252 ПВХ-2.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 13 сентября 2019 года № 81/450-7 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва» выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по единому республиканскому избирательному округу и по 16 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными, установлено, что избрано 32 депутата: 16 по единому республиканскому избирательному округу и 16 по одномандатным избирательным округам.
ФИО25. обратился в Верховный Суд Республики Тыва с административным иском к Избирательной комиссии Республики Тыва о признании постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 81/449-7 от 13 сентября 2019 года об утверждении протокола о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу и распределении депутатских мандатов между избирательными объединениями и сводной таблицы об итогах проведенного на территории Республики Тыва 8 сентября 2019 года голосования по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, протокола № 2 Избирательной комиссии Республики Тыва о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва и результатов выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, недействительными.
В обоснование иска указал на то, что при подведении общих итогов голосования были необоснованно учтены голоса 872 избирателей, проголосовавших на избирательных участках № 151, 152, 154 досрочно, поскольку административным ответчиком нарушены требования Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года № 1031 ВХ-I «О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва» и Закона Республики Тыва от 27 ноября 1997 года № 916 «О перечне труднодоступных и отдельных местностей на территории Республики Тыва для проведения досрочного голосования». Считает, что число избирателей, проголосовавших досрочно и бесконтрольно со стороны заинтересованных лиц, является большим, бюллетени, использованные при досрочном голосовании, хранились бесконтрольно, ответчик исказил в итоговом протоколе реальные итоги выборов, завысив итоги голосования в пользу правящей партии.
На территории Тоджинского кожууна Республики Тыва участие в голосовании приняли 2848 избирателей, досрочно проголосовали 872, что составляет 30, 62 % от общего числа. Из 784 избирателей в Азасской участковой избирательной комиссии № 151 проголосовали 362 избирателя досрочно, что составляет 46,17%. Из 757 избирателей Ийской избирательной комиссии № 152 досрочно проголосовали 447 избирателей и это 59, 05 %. Из 107 избирателей в Сыстыг-Хемской избирательной комиссии № 154 досрочно проголосовали 63 избирателя и это 58, 87 %.
На территории Овюрского кожууна Республики Тыва участие в голосовании приняли 4894 избирателя, количество проголосовавших досрочно 1540 избирателей 31, 47 % от общего числа проголосовавших избирателей. Из 295 проголосовавших на участке № 103 проголосовали досрочно 21 избирателя и это 41,02%. Из 407 проголосовавших на участке № 104 проголосовали досрочно 169 избирателя и это 41,52 %. Из 361 проголосовавших на участке № 105 проголосовали досрочно 135 избирателя и это 37,40 %. Из 1915 проголосовавших на участке № 106 проголосовали досрочно 652 избирателя и это 34,05 %. Из 614 проголосовавших на участке № 107 проголосовали досрочно 292 избирателя и это 47,56 %. Из 404 проголосовавших на участке № 108 проголосовали досрочно 171 избирателя и это 42,33%.
На территории Бай-Тайгинского кожууна Республики Тыва участие в голосовании приняли 45494 избирателя. Проголосовавшие досрочно 1200 избирателей составляют 21,84 % от общего числа проголосовавших избирателей. Из 305 проголосовавших на избирательном участке № 40 проголосовали досрочно 444 избирателя и это 62,62 %. Из 953 проголосовавших на участке № 44 проголосовали досрочно 346 избирателя это 36,30 %.
Указывает, что исходя из совокупности и взаимосвязи известных фактов и обстоятельств того, что членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса при подведении итогов голосования не были представлены для обзора соответствующие списки проголосовавших досрочно избирателей и соответствующие заявления граждан о желании проголосовать досрочно, заинтересованные лица не смогли осмотреть переносные ящики для голосования до момента их вскрытия, следует вывод, что при подведении общих итогов голосования административным ответчиком были необоснованно учтены сведения 3575 бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования. Обнародованные административным ответчиком результаты досрочного голосования не могут быть признаны достоверными без проведения повторного подсчета голосов. Считает, что допущенное административным ответчиком нарушение избирательного права, совершенные им действия стали для истца непреодолимым препятствием при реализации им законного права знать реальные, а не сфальсифицированные итоги голосования при проведении итогов выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва. Произвольно изменив итоги голосования, ответчик воспрепятствовал административному истцу знать действительную волю проголосовавших избирателей, тогда как никто не вправе произвольно искажать итоги волеизъявления граждан, действительную волю проголосовавших избирателей, кроме суда.
В возражении на административный иск административный ответчик просит в удовлетворении административных исковых требований отказать полностью, указывая, что административный истец ФИО4 является избранным депутатом и его пассивное право реализовано. В первичном исковом заявлении до оставления иска без движения административный истец в качестве основания для подачи искового заявления указал нарушение порядка проведения досрочного голосования на территории Тоджинского кожууна, в уточненном иске указываются иные обстоятельства, изменено основание и предмет административного иска, что недопустимо.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал требования административного иска.
Представители Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО2, ФИО3 просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ооржак С.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Порядок проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), а также Законом Республики Тыва от 28.11.2011 № 1031 ВХ-1"О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" (далее - Закон Республики Тыва от 28.11.2011 N 1031 ВХ-1).
Согласно положениям части 9 статьи 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными: в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума; по решению суда.
В соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными. После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Обстоятельства, при наличии которых суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, перечислены в пункте 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ, суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Согласно ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.11.2011 N 1031 ВХ-1 "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" в соответствии с Конституцией Республики Тыва в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва (далее - Верховный Хурал) избирается 32 депутата. 16 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе средней нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Республики Тыва и зарегистрированных в Республике Тыва на общее число одномандатных избирательных округов. 16 депутатов избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.
В соответствии с п.1 ст.70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 08 июня 2019 года № 55/278-7 полномочия окружных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва возложены на территориальные избирательные комиссии.
Согласно протоколам № 1 окружных избирательных комиссий от 08 сентября 2019 года по мажоритарной системе выборов по одномандатным избирательным округам, образуемых на основе средней нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва третьего созыва избраны следующие кандидаты в депутаты:
По Правобережному одномандатному избирательному округу избрана ФИО5;
По Автодорожному одномандатному избирательному округу № 2 избрана ФИО6;
По Центральному одномандатному избирательному округу № 3 - ФИО7;
По Первомайскому одномандатному избирательному округу № 4 - ФИО8-О.П.;
По Ленинградскому одномандатному избирательному округу № 5 - ФИО9;
По Восточному одномандатному избирательному округу № 6 - ФИО10;
По Барун-Хемчикскому одномандатному избирательному округу № 7 - ФИО11;
По Бай-Тайгинскому одномандатному избирательному округу № 8 - ФИО12;
По Дзун-Хемчикскому одномандатному избирательному округу № 9 - ФИО13;
По Сут-Хольскому одномандатному избирательному округу № 10 - ФИО14;
По Чаа-Хольскому одномандатному избирательному округу № 11 - ФИО15;
По Улуг-Хемскому одномандатному избирательному округу № 12 - ФИО16;
По Кызылскому одномандатному избирательному округу № 13 - ФИО17;
По Пий-Хемскому одномандатному избирательному округу № 14 - ФИО18;
По Каа-Хемскому одномандатному избирательному округу № 15 - ФИО19;
По Эрзинскому одномандатному избирательному округу № 16 - ФИО20
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 13 сентября 2019 года № 81/449-7 утвержден протокол №2 о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу и распределении депутатских мандатов между избирательными объединениями и сводной таблицы об итогах голосования на территории Республики Тыва по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва.
Названным протоколом установлено, что за политическую партию ЛДПР – Либерально-демократическую партию России проголосовало 7, 75 % избирателей, за политическую партию КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ - 2,30 % избирателей, за политическую партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 4, 56 % избирателей, за Всероссийскую политическую партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 80, 13 % избирателей, за политическую партию «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - 3, 63 % избирателей.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 13 сентября 2019 года № 81/450-7 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва» выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по единому республиканскому избирательному округу и по 16 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными, установлено, что избрано 32 депутата: 16 по единому республиканскому избирательному округу и 16 по одномандатным избирательным округам.
При этом, как следует из материалов дела, по заявлению кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по Центральному одномандатному избирательному округу 3 ФИО21 о нарушениях на избирательном участке № 11 г. Кызыла решением Избирательной комиссии Республики Тыва от 09 сентября 2019 года № 91/529-4 отменены итоги голосования по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва на избирательном участке № 11 г. Кызыла по Центральному одномандатному избирательному округу № 3.
Между тем судом установлено, что отмена итогов голосования на избирательном участке № 11 г. Кызыла не повлияла на общие результаты выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. Доказательств обратному суду не представлено.
Таким образом, постановление Избирательной комиссии Республики Тыва от 13 сентября 2019 года № 81/450-7 «Об установлении общих результатов выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва» принято избирательной комиссией в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением порядка, установленного статьей 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, на основания протокола и сводной таблицы о результатах выборов, сомнений в правильности составления которых не возникает, при отсутствии предусмотренных законом оснований для признания выборов несостоявшимися, а их результатов - недействительными.
Доводы административного истца о нарушении порядка досрочного голосования, признаются судом несостоятельными, поскольку они какими-либо объективными доказательствами не подтверждены, каких-либо решений районных судов, которыми были бы установлены факты нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, в материалы дела не представлено.
Доводы административного истца фактически сводятся к оспариванию действий (бездействия) участковых избирательных комиссий Тоджинского, Овюрского и Бай-Тайгинских кожуунов, вместе с тем административный истец протоколы об итогах голосования названных участковых избирательных комиссий и их вышестоящих территориальных избирательных комиссий по мотиву нарушения порядка досрочного голосования не обжаловал, а оценка действий участковых избирательных комиссий вышеуказанных кожуунов по проведению голосования предметом проверки в рамках настоящего дела не является.
Таким образом, оснований для признания выборов несостоявшимися, а их результатов - недействительными у избирательной комиссии Республики Тыва в данном случае не имелось и судом не установлено, поскольку допустимых доказательств нарушений избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание результатов выборов недействительными, суду не представлено.
Поскольку обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными результатов выборов, отмены постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 81/449-7 от 13 сентября 2019 года об утверждении протокола о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу и сводной таблицы об итогах проведенного на территории Республики Тыва 8 сентября 2019 года голосования по единому республиканскому избирательному округу.
Кроме того, следует отметить, что согласно ч.15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности.
Как следует из материалов дела, административный истец ФИО26. постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 19 июля 2019 года № 67/368-7 о регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, выдвинутого Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, был зарегистрирован в составе республиканского списка кандидатов, выдвинутых Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России.
Решением Территориальной избирательной комиссии г. Кызыла Республики Тыва от 29 июля 2019 года № 74/456-4 ФИО27 выдвинутый Тывинским региональным отделением политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по Восточному одномандатному избирательному округу № 6.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в определении от 25 октября 2016 года № 2209-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Д. на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части 1 статьи 129, частями 10 и 14 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (статья 47, часть 1), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством; иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П и др.); при этом право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами (Постановление от 22 апреля 2013 года N 8-П; Определения от 17 ноября 2009 года N 1427-О-О, от 23 марта 2010 года N 388-О-О, от 22 марта 2012 года N 555-О-О и др.).
Положения статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 75 и 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяют исчерпывающий перечень лиц, которые имеют право обращаться с заявлениями об отмене решений избирательных комиссий (части 15 и 16). Тем самым, действующее правовое регулирование дифференцирует порядок обращения в суд в части определения участников избирательных правоотношений, правомочных обращаться в суд с соответствующими заявлениями, с учетом характера их субъективных прав, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П, согласно которой федеральный законодатель обладает определенной свободой усмотрения при создании конкретных процессуальных механизмов судебной защиты избирательных прав (включая установление форм ее реализации, круга субъектов и оснований для обращения в суд и т.п.).
Как было указано выше, ст.3 Закона Республики Тыва от 28.11.2011 N 1031 ВХ-1 "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" предусмотрены выборы половины численного состава депутатов Верховного хурала (парламента) Республики Тыва, при которой избиратели отдают голоса за весь список кандидатов от избирательного объединения, а распределение депутатских мандатов происходит пропорционально голосам, поданным за тот или иной список кандидатов.
Следовательно, основными субъектами избирательного процесса при пропорциональной системе выборов являются избирательные объединения, а не кандидаты, входящие в список кандидатов от избирательного объединения.
Административный истец ФИО28., согласно постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва от 19 июля 2019 года № 67/368-7 о регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, выдвинутого Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, был зарегистрирован в составе республиканского списка кандидатов, выдвинутых Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России.
Следовательно, административный истец ФИО29. являлся зарегистрированным кандидатом в составе единого списка кандидатов, выдвинутого Тывинским региональным отделением политической партии ЛДПР.
При таких обстоятельствах ФИО30., являясь кандидатом в составе единого списка кандидатов, выдвинутого Тывинским региональным отделением политической партии ЛДПР, не является субъектом избирательного процесса при пропорциональной системе выборов (по единому избирательному округу).
Кроме того, из постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 13 сентября 2019 года № 81-450/7 об установлении общих результатов голосования выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва следует, что Тывинское региональное отделение политической партии ЛДПР получило 2 мандата и в список избранных депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва вошли из Тывинского регионального отделения ЛДПР - Либерально-демократической партии России ФИО22 и ФИО23
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 17 сентября 2019 года № 82/453-7 в связи с отказом зарегистрированного кандидата в депутаты ФИО22 от получения депутатского мандата, мандат ФИО22 передан ФИО4, следовательно, в настоящее время он является депутатом Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, поэтому доводы о нарушении пассивного избирательного права административного истца несостоятельны.
Также несостоятельны доводы о том, что имеет место нарушение активного избирательного права административного истца.
Согласно ч.16 ст. 239 КАС РФ, избиратель вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения участковой избирательной комиссии, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором он принимал участие в соответствующих выборах.
В соответствии с п. 18 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 67-ФЗ, активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, административный истец ФИО31. зарегистрирован по адресу: **
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в определении от 23 июня 2016 года № 1411-О следует, что в соответствии с частями 15 и 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано гражданином, зарегистрированным в установленном порядке и участвовавшим в выборах в качестве кандидата, избирательным объединением, участвовавшим в выборах и выдвинувшим кандидата или список кандидатов на выборные должности, прокурором, а также избирателем, принимавшим участие в выборах, - применительно к решению участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором он принимал участие в соответствующих выборах.
При изложенных выше обстоятельствах следует признать, что факт нарушения активного избирательного права административного истца также не установлен, поскольку административным истцом оспариваются общие результаты выборов, а не итоги голосования на избирательном участке, на котором он принимал участие в выборах.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании недействительными постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 81/449-7 от 13 сентября 2019 года об утверждении протокола о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу и сводной таблицы об итогах проведенного на территории Республики Тыва 8 сентября 2019 года голосования по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, протокола № 2 Избирательной комиссии Республики Тыва о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва и результатов выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО32 к Избирательной комиссии Республики Тыва о признании постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 81/449-7 от 13 сентября 2019 года об утверждении протокола о результатах выборов по единому республиканскому избирательному округу и сводной таблицы об итогах проведенного на территории Республики Тыва 8 сентября 2019 года голосования по единому республиканскому избирательному округу на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, признании протокола №2 Избирательной комиссии Республики Тыва о результатах выборов по единому республиканскому округу на выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва недействительными, признании результатов выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва недействительными отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия решения.
Решение суда в окончательной форме принято 6 октября 2019 года.
Судья Т.В. Кунгаа