ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-71/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2019 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Борковской А.Б.,
с участием:
представителей административного истца акционерного общества «Тепловодоканал» Стромилова И.Н., Ильина Я.С., Клоковой Н.Ю.,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Кубыштовой У.Н.,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» о признании недействующим приложения № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 719-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы»,
установил:
приложением № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 20 декабря 2018 года № 719-НПА установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципального образования городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы.
Данный нормативный правовой акт опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф ) 21 декабря 2018 года.
Акционерное общество «Тепловодоканал» (далее - АО «Тепловодоканал») посредством представителя по доверенности Клоковой Н.Ю. обратилось в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь с учетом дополнений, на то, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением пунктов 29, 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 года № 406. По мнению административного истца, при установлении оспариваемых тарифов административный ответчик, определяя расходы на оплату труда работников АО «Тепловодоканал», не применил межразрядные коэффициенты, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 года, утвержденным 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее – Отраслевое тарифное соглашение), сославшись на неподлежащее применению постановление Правительства РФ от 6 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Названные обстоятельства повлекли существенное занижение расходов на оплату труда работников, учитываемых в составе необходимой валовой выручки.
Руководитель РСТ Забайкальского края Батуева Е.В. в представленных письменных пояснениях с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что оспариваемый приказ принят во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы России от 5 октября 2018 года, которым РСТ Забайкальского края, определившая размер ставки первого разряда ниже установленного Отраслевым тарифным соглашением, признана нарушившей пункт 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. При формировании тарифов на услугу водоснабжения для АО «Тепловодоканал», осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район», на 2019-2023 годы расходы на оплату труда были рассчитаны исходя из ставки первого разряда, определенной в размере <данные изъяты> рубля в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением с ростом к предшествующему периоду тарифного регулирования на 4 848,39 рублей или 188,88%. В соответствии с пунктом 10.7 Отраслевого тарифного соглашения органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов вправе требовать от предприятия предоставление официального подтверждения о членстве в Общероссийском отраслевом объединении работодателей сферы жизнеобеспечения жилищно-коммунального хозяйства (далее ОООР ЖКХ). Поскольку официального подтверждения о членстве АО «Тепловодоканал» в ООР ЖКХ в адрес РСТ Забайкальского края не поступало, регулирующий орган счел невозможным применение межразрядных тарифных коэффициентов, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением. Межразрядные тарифные коэффициенты были приняты регулятором согласно постановлению Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583, что соответствует подпункту 2.2.1 пункта 2 Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных приказом Госстроя России от 31 марта 1999 года № 81, которым допускается применение межразрядных тарифных коэффициентов работников бюджетной сферы, для организаций жилищно-коммунального хозяйства независимо от организационно-правовой формы.
В судебном заседании представители АО «Тепловодоканал» Стромилов И.Н., Ильин Я.С., Клокова Н.Ю., позицию административного истца поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель РСТ Забайкальского края Кубыштова У.Н. просила административное исковое заявление оставить без удовлетворения, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что при утверждении тарифов на услугу водоснабжения для АО «Тепловодоканал» на 2019-2023 годы в составе необходимой валовой выручки были учтены расходы на оплату труда, рассчитанные исходя из ставки первого разряда в размере <данные изъяты> рубля в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, при этом орган регулирования счел невозможным применить в расчетах размеры тарифных коэффициентов, установленных в названном соглашении, по причине отсутствия информации о членстве общества в ОООР ЖКХ, и применил тарифные разряды, установленные постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 256. Фактические размеры тарифных коэффициентов, применяемые на предприятии, не оценивались, расчет величины средневзвешенного межразрядного коэффициента не производился.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 указанного закона установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 1 части 2 статьи 31 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.21 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий РСТ Забайкальского края издало приказ 20 декабря 2018 года № 719-НПА, которым утвердила производственные программы и установила тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды и водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городское поселение «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы.
В названный нормативный правовой акт Приказом РСТ Забайкальского края от 15 февраля 2019 года № 58-НПА внесены изменения, направленные на устранение технических ошибок, не связанных с определением размеров тарифов.
Приказы РСТ Забайкальского края от 20 февраля 2018 года № 719-НПА, от 15 февраля 2019 года № 58-НПА были приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (приказы от 21 марта 2017 года № 81, 24 сентября 2018 года № 194, выписки из протоколов заседания Правления РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 96, от 15 февраля 2019 года № 7), с учетом экспертного заключения по установлению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Теполводоканал» (т. 2 л.д. 1-17), официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф ) 21 декабря 2018 года, 18 февраля 2019 года.
Оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.
В оспариваемом административном истцом приложении № 3 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 719-НПА установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для АО «Тепловодоканал», осуществляющего на территории муниципального образования городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, для населения и прочих потребителей на 2019-2023 годы.
Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из приведенных методов, в том числе методом индексации. В этом случае расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (часть 1).
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 32).
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных тарифов не менее чем три года либо на срок до окончания действия договора аренды, концессионного соглашения или соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, если такой срок составляет менее чем пять лет) долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 32).
В целях реализации положений Закона о водоснабжении и водоотведении в части регулирования деятельности по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования цен (тарифов)).
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. В силу пунктов 76, 58, 61 Основ ценообразования в число текущих расходов входят расходы на оплату труда.
В связи с поэтапным повышением минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» орган регулирования отказался от применения метода индексации для расчета расходов на оплату труда и произвел необходимые расчеты методом экономически обоснованных затрат, что, по мнению суда, является допустимым.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении названным методом расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э, предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к названным Методическим указаниям. При этом установлено, что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
АО «Тепловодоканал» не является членом Отраслевого тарифного соглашения, однако на него в силу частей 7, 8, 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ, письма Министра труда и социальной защиты РФ от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 года, утвержденного 8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей в сфере жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, как организации, не подавшей в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению мотивированный письменный отказ от присоединения к нему.
В связи с этим РСТ Забайкальского края обоснованно применила нормы названного соглашения при расчете расходов на оплату труда в части размера ставки первого разряда в размере <данные изъяты> рубля, который закреплен в пункте 2 приложения № 1 к Отраслевому тарифному соглашению.
Вместе с тем, регулятор немотивированно не принял во внимание положения Отраслевого тарифного соглашения, касающиеся размеров тарифных коэффициентов, применяемых для расчета тарифных ставок.
Так, в приложении № 3 к Отраслевому тарифному соглашению установлены рекомендуемые размеры тарифных коэффициентов для организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ. Одновременно в примечании к приложению отмечено, что в организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала; внутренние диапазоны коэффициентов могут определяться работодателем самостоятельно.
Из пояснений сторон, пункта 1.2 Коллективного договора АО «Тепловодоканал», пункта 3.2 Положения об оплате труда работников АО «Тепловодоканал» следует, что для организации оплаты труда всех категорий работников (производственный, ремонтный, административный персонал) организацией используется 18-разрядная Единая тарифная сетка.
В составе тарифной заявки АО «Тепловодоканал» представил в РСТ Забайкальского края штатное расписание организации, в котором определены размеры тарифных коэффициентов, используемых для расчета размеров тарифных ставок по каждому из разрядов исходя из ставки первого разряда.
Поданные организацией документы были признаны органом регулирования достаточными, дополнительных документов на основании пункта 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения у регулируемой организации не запрашивалось.
В силу пунктов 26, 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена. При этом экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно представленному в материалы дела экспертному заключению по установлению тарифов размеры тарифных коэффициентов, использованных органом регулирования в расчетах расходов на оплату труда, существенно ниже тарифных коэффициентов, как установленных в штатном расписании организации, так и приведенным в Отраслевом тарифном соглашении. При этом каких-либо мотивов, оснований отклонения предложения организации, неприменения положений соглашения, анализ экономической обоснованности предложения предприятия в части установления размеров тарифных ставок, в том числе с учетом данных об организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, расчет обоснованных тарифных коэффициентов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента в экспертном заключении не приведено.
Названные сведения и выводы отсутствуют и в протоколе заседания Правления РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года №.
В приложении № 5 к экспертному заключению регулятором определено штатное расписание АО «Тепловодоканал» на 2019 год, в котором размеры тарифных коэффициентов указаны некорректно.
В ходе рассмотрения дела представители РСТ Забайкальского края Кубыштова У.Н., Каржаубаева В.С. пояснили, что фактически в расчетах плановых затрат на оплату труда органом регулирования использовались тарифные коэффициенты, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», который Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 216 признан утратившим силу.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования рассчитанных РСТ Забайкальского края расходов на оплату труда, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки организации, поскольку регулирующим органом применен недействующий нормативный правовой акт, немотивированно отклонено предложение организации по размеру тарифных коэффициентов для всех категорий работников (производственный, ремонтный, административный персонал), не осуществлен расчет и обоснование применения тарифных коэффициентов в отношении каждого из разрядов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента.
Суд находит несостоятельными доводы административного ответчика о невозможности применения в отношении организации положений Отраслевого тарифного соглашения относительно определения размеров тарифных коэффициентов по причине отсутствия у организации членства в ОООР ЖКХ, поскольку согласно пунктам 10.3-10.7 названного соглашения, части 7-9 статьи 48 Трудового кодекса РФ, письма Министра труда и социальной защиты РФ от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 Отраслевое тарифное соглашение подлежит применению не только в отношении организаций - членов соглашения, но и в отношении иных организаций – участников, на которых распространяется его действие. Кроме того, факт применения органом регулирования при расчете расходов на оплату труда одних положений Отраслевого тарифного соглашения указывает на необоснованность ссылок о невозможности применения в расчетах других положений этого же соглашения.
При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, установленные исходя из неверно определенного размера необходимой валовой выручки (приложение № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 февраля 2018 года № 719-НПА), подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.
В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает необходимым взыскать в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Тепловодоканал» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия в законную силу приложение № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 719-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы».
Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложение № 3 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года № 719-НПА «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городского поселения «Оловяннинское» муниципального района «Оловяннинский район» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы».
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Азия-Экспресс» и на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф ).
Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу акционерного общества «Тепловодоканал» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Т.И. Васильева
Решение в окончательной форме изготовлено 05.08.2019.