ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-71/20 от 09.02.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а-9/2021 (3а-71/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 09 февраля 2021 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Дьяконовой З.С.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием прокурора Рязанской А.Д.,

истца Стручкова С.В., его представителя Зуева А.В., представителя административного ответчика поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) пятого созыва, главы МО «Поселок Чокурдах» Шагабеева Р.Н., представителя заинтересованного лица ликвидационной комиссии администрации МО «Поселок Чокурдах» Белозерова А.А., представителя заинтересованного лица Департамента по местному самоуправлению Администрации Главы и Правительства РС(Я) Дмитриева Я.Д., представителя заинтересованного лица Управления Министерства юстиции РФ по РС(Я) Николаевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Стручкова С.В. к поселковому Совету депутатов МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решение поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2020 года № 388 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах»,

УСТАНОВИЛ:

Стручков С.В. обратился в суд с иском о защите избирательных прав и права на референдум и признании незаконным решение поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2020 года № 388 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах».

Иск мотивирован следующим. Подпунктом 1.3 пункта 1 оспариваемого решения внесено изменение в ч. 1 статьи 21 Устава муниципального образования «Поселок Чокурдах», а именно указано, что структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют:

-поселковый Совет депутатов - представительный орган городского поселения;

- глава поселка - высшее должностное лицо городского поселения.

Истец, со ссылкой на абзац 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления и Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), указывает, что в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. В связи с этим считает, что структура органов местного самоуправления поселения должна состоять только из представительного органа поселения. Глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. Считает, что включение в структуру органов местного самоуправления городского поселения главы поселка, как отдельного высшего должностного лица городского поселения, исключает возможность его выбора поселковым Советом депутатов из своего состава. В связи с указанным, полагает, что приведенное положение Устава муниципального образования вступает в противоречие с приведенной выше нормой федерального законодательства.

Противоречие оспариваемого решения федеральному законодательству истец усматривает также в том, что при внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования мнение и позиция населения, в том числе его, не были учтены, тем самым нарушены конституционные права граждан. Указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В связи с этим мнение населения по указанному вопросу обязательно и является окончательным. Изменения структуры муниципальных органов должны осуществляться при широкой гласности и общественной поддержке.

Истец также оспаривает решение поселкового Совета депутатов на том основании, что оспариваемым решением упразднена администрация поселения, тогда как на законодательном уровне не урегулирован вопрос передачи бюджетных полномочий поселения. Считает, что исполнение бюджетных полномочий поселковой администрации не может быть возложено на районную администрацию муниципального района «Аллаиховский улус (район)» РС(Я), так как это противоречит законодательству Российской Федерации. Так, указывает истец, в соответствии с ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131- ФЗ установление, изменение и отмена местных налогов и сборов находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Между тем, непроработанность вопросов о правопреемстве бюджетных прав ликвидируемой местной администрации, препятствует реализации таких первостепенных полномочий, как установление и корректировка системы местных налогов и сборов, что противоречит самой сущности местного самоуправления.

В обоснование требований истец также ссылается на ч. 8 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ, которым предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В данном случае поселковый Совет депутатов МО «Поселок Чокурдах» четвертого созыва принял решение о самороспуске, то есть, по мнению истца, срок его полномочий не истёк, и, как следствие, изменения в Устав, касающиеся структуры органов местного самоуправления, не могут вступить в силу.

Пунктами 9 и 13 части 1 статьи 31 Устава МО «Поселок Чокурдах» предусмотрены такие основания для досрочного прекращения полномочий главы поселка, как отзыв избирателями и увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом. По мнению истца, предусмотренное пунктом 1.4 и пунктом 1.10 оспариваемого решения положения, предусматривающие, что глава поселения избирается из числа депутатов и исполняет полномочия председателя поселкового Совета депутатов на постоянной основе, вступают в противоречие с приведенными положениями пункта 9 и 13 части 1 статьи 31 Устава. Истец усматривает в этом несоответствие правилам юридической техники и возможность неоднозначного толкования Устава.

Истец оспаривает решение представительного органа местного самоуправления также по тому основанию, что это решение подписано и.о. главы администрации МО «Поселок Чокурдах» А., которая не является выборным главой, и, как следствие, не обладает равными правами с избранным главой поселения. В дополнительно представленных к иску обращениях в суд Стручков С.В. также указывает на то, что на момент принятия оспариваемого решения А. находилась в отпуске.

Оспаривая решение поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чокурдах» истец ссылается на нарушение порядка его опубликования и обнародования. Указывает также, что пунктом 1.30 оспариваемого решения статья 45 Устава дополнена частью 5 следующего содержания: «Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов также используется портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (регистрация в качестве сетевого издания: Эл № ... от 05.03.2018).

Истец указывает, что введение оспариваемыми нормами в качестве единственного, безальтернативного источника официального опубликования нормативных актов, принимаемых представительным органом местного самоуправления, опубликование на сайте муниципального органа путем размещения данных актов в электронном виде на соответствующем интернет-портале, в ситуации, когда на территории муниципального образования отсутствуют условия, обеспечивающие доступность подключения неограниченному кругу лиц к сети "Интернет", противоречит федеральному законодательству, а именно части 2 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 №8-ФЗ.

В судебном заседании истец Стручков С.В. и его представитель ЗуевА.В. поддержали исковые требования. Пояснили, что истец обратился за защитой своих нарушенных прав на участие в выборах главы МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) РС(Я). Если раньше глава поселка избирался народом, то теперь он избирается из состава депутатов. Считают, что сроки проведения публичных слушаний были нарушены, в средствах массовой информации не было опубликовано извещение о проведении публичных слушаний. Указывают, что информация о проведении публичных слушаний и проект оспариваемого решения были опубликованы 24 января 2020 года, а сами слушания проведены 28 января 2020 года, то есть через 4 дня, тогда как информация о проведении публичных слушаний должна размещаться не менее чем за 30 дней до их проведения.

Председатель поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского района РС(Я), ******** Шагабеев Р.Н. иск не признал, просит отказать в его удовлетворении. Пояснил, что в настоящее время глава поселка избирается из числа депутатов и это одна из форм организации местной власти. Такой порядок организации местного самоуправления не нарушает прав истца. Любой гражданин может быть избранным в депутаты и, если он выдвинет свою кандидатуру в главы поселка и за него проголосуют депутаты, он станет главой поселка. Порядок принятия оспариваемого решения был соблюден. Публичные слушания по проекту решения № 388 были проведены, проект решения опубликован в местной газете. Информация о проведении публичных слушаний и проект решения вывешивались на стенде в здании администрации. Кроме того, 24 января 2020 года была опубликована информация о проведении публичных слушаний и был опубликован проект решения в газете «Путь развития», решение принято 21 февраля 2020 года.

Представитель ликвидационной комиссии администрации поселка Чокурдах Белозеров А.А. просит отказать в удовлетворении требований, указывает, что порядок принятия оспариваемого решения не был нарушен.

Представитель Департамента по вопросам местного самоуправления Администрации Главы и Правительства РС(Я) (далее АГиП РС(Я)) Дмитриев Я.Д. считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В материалы дела ответчиком представлено доказательство- выписка из газеты «Путь развития» от 24.01.2020г. № 6, в котором было размещено извещение о проведении 28.01.2020 г. 17 часов 00 минут публичных слушаний МО «Поселок Чокурдах» в здании поселковой администрации. Также был опубликован проект решения о внесений и дополнений в Устав. Кроме того, информация о проведении публичных слушаний и проект оспариваемого решения вывешивались на стенде официальной информации в здании администрации поселка.

Представители ответчика, ликвидационной комиссии администрации поселка Чокурдах, Департамента по вопросам местного самоуправления АГиП РС(Я) в своих пояснениях подчеркнули, что права истца оспариваемым решением не нарушаются. С ноября 2019 года обсуждался вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Поселок Чокурдах», согласно которым администрация поселка подлежала упразднению, предусматривалось избрание главы поселка из состава депутатов. Стручков С.В., работая ********, знал о предстоящих изменениях, принимал активное участие в обсуждении этих вопросов. Таким образом, его право на участие в обсуждении вопросов местного значения не были нарушены. Стручков С.В. ранее работал ********, и вследствие упразднения поселковой администрации, он потерял работу и, именно это обстоятельство, по мнению представителей ответчика и заинтересованных лиц, является основанием для его обращения в суд.

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Николаева Н.С. просит отказать в удовлетворении требований. Пояснила, что оспариваемым решением, зарегистрированным Управлением Минюста России по Республике Саха (Якутия) 27.02.2020 за государственным № ... закреплена передача полномочий поселковой администрации районной администрации муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия). У Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) имелись необходимые и достаточные основания для принятия решения о государственной регистрации решения поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2020 года № 388 «О внесении изменений дополнений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах», поскольку в Управление были представлены все необходимые документы, подтверждающие, что порядок принятия решения № 388 соблюден.

Допрошенная по ходатайству истца в качестве свидетеля ********Ч. пояснила, что 24 декабря 2019 года она принимала участие в публичных слушаниях, на которых обсуждался, в том числе вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав. Население о проведении публичных слушаний по внесению изменений и дополнений в Устав извещалось через газету, и на стенде в здании администрации вывешивалась информация. Стручков С.В. принимал участие в публичных слушаниях, задавал какие-то вопросы. Какие именно он задавал вопросы на публичных слушаниях 28 января 2020 года, она не помнит. Для принятия решения о внесении изменений и дополнений в Устав требовался кворум, не менее 2/3 из числа депутатов. Во всех случаях, когда кворума не было, заседания депутатов откладывались.

По ходатайству истца в суде допрошен в качестве свидетеля В., который пояснил, что он был ******** с марта 2012 года по март 2020 года. Публичные слушания по внесению изменений и дополнений в Устав проводились 27 или 28 января 2020 года в здании поселковой администрации. В местной газете была публикация 24 января 2020 года о назначении публичных слушаний, проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав был опубликован. На сессии депутатов 21 февраля 2020 года обсуждался вопрос о том, что из числа депутатов выбирается председатель и секретарь на постоянной основе, обсуждали структуру органов местного самоуправления, вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав не обсуждался, речь шла о штатном расписании, о решении № 388 речи не было.

Свидетель А. пояснила, что она исполняла обязанности ******** с ноября 2019 года, до этого работала ********. В начале 2020 года ушла в отпуск с последующим увольнением. Ее неоднократно, 25.01.2020, 27.01.2020г., 31.01.2020 г., 10.02.2020г., 12.02.2020г., 21.02.2020г., 02.03.2020г. отзывали из отпуска. По электронной почте отправляли документы, она, ознакомившись с ними в г. Якутске, подписывала и отправляла в п. Чокурдах.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения свидетелей, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законом, устанавливающим на территории Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также государственные гарантии его осуществления, является Федеральный закон N 131-ФЗ.

Данный закон определяет местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 и частям 2, 3 статьи 44 названного закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования(ч.5 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Из материалов дела следует, что 21 февраля 2020 года на (очередной) сессии четвертого созыва Чокурдахского поселкового совета депутатов принято решение № 388 о внесении изменений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах». Заверенная копия данного решения представлена суду Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я).

Из протокола заседания депутатов от 21 февраля 2020 года следует, что на сессии присутствовало 10 депутатов из 15. Таким образом, квалифицированное большинство было обеспечено. Решение о внесении изменений в Устав принято 10 депутатами единогласно. Заверенная копия протокола представлена суду Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я).

С учетом данного протокола и пояснений свидетеля Ч., подтверждающих, что 21 февраля 2020 года состоялась сессия поселкового совета депутатов, на котором было принято оспариваемое решение, суд относится критически к пояснениям свидетеля В. о том, что вопрос о внесении изменений в Устав на сессии 21 февраля 2020 года не обсуждался.

27 февраля 2020 года изменения в Устав МО «Поселок Чокурдах» Управлением Министерства юстиции РФ по РС(Я) зарегистрированы.

28 февраля 2020 года опубликованы на сайте администрации поселка Чокурдах.

Оспаривая подпункт 1.3 пункта 1 Решения, которым внесено изменение в ч. 1 статьи 21 Устава муниципального образования «Поселок Чокурдах» и определено, что структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют: поселковый Совет депутатов - представительный орган городского поселения; глава поселка - высшее должностное лицо городского поселения, истец указывает, что структура органов местного самоуправления поселения должна состоять только из представительного органа поселения, так как глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя. Считает, что включение в структуру органов местного самоуправления городского поселения главы поселка, как отдельного высшего должностного лица городского поселения, исключает возможность его выбора поселковым Советом депутатов из своего состава.

Приведенный довод истца основан на неправильном толковании норм Федерального закона № 131-ФЗ и является необоснованным.

В соответствии частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06 10 2003 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно абзацу 1 и 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 10 2003 131-ФЗ наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

Таким образом, положения Устава о том, что структуру органов местного самоуправления городского поселения составляют поселковый Совет депутатов - представительный орган городского поселения и глава поселка - высшее должностное лицо городского поселения, соответствует федеральному законодательству.

Оспаривая полностью решение представительного органа местного самоуправления истец ссылается на то, что в средствах массовой информации проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Поселок Чокурдах» с порядком учета предложений, протокол публичных слушаний и полный текст самого нормативного акта не были опубликованы, что свидетельствует о нарушении норм действующего законодательства.

Оценивая указанный довод суд приходит к следующему.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (ч.4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 38 Устава МО «Поселок Чокурдах».

В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Частью 1 статьи 45 Устава МО «Поселок Чокурдах» предусмотрено, что официальное обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем их вывешивания на стенде официальной информации, размещенном в здании поселковой администрации. Срок такого вывешивания муниципального правового акта составляет 30 дней.

Из справки и.о. главы поселка А., представленной в Управление Министерства юстиции по РС(Я) от 21 февраля 2020 года следует, что проект оспариваемого решения официально обнародован 20 января 2020 года, то есть за 30 дней до его принятия, путем вывешивания на специальном стенде, установленном в здании поселковой администрации, с одновременным обнародованием установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Информация о проведении публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Поселок Чокурдах» и проект решения были опубликованы в газете «Путь развития» № 6 24 января 2020 года.

Из справки и.о. главы поселка Чокурдах А. также следует, что 28 января 2020 года проведены публичные слушания, на повестку дня которых вынесен вопрос о принятии решения «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования «Поселок Чокурдах». Указано, что на публичных слушаниях проект решения одобрен, замечаний и предложений не поступило.

В материалах дела имеется заверенная копия протокола публичных слушаний от 28 января 2020 года. Следует отметить, что 28 января 2020 года в 17 часов 00 минут были проведены публичные слушания по проекту решения № ... о внесении изменений и дополнений в Устав, а в 18 часов этого же дня проведены публичные слушания по проекту решения № 388 о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Поселок Чокурдах».

Из содержания указанных протоколов следует, что вопрос об избрании главы поселка из состава депутатов, об упразднении поселковой администрации с передачей полномочий поселковой администрации районной, обсуждался на обоих публичных слушаниях. В публичных слушаниях принимал участие Стручков С.В.

Сведения о том, что 28 января 2020 года при участии сотрудников Департамента по вопросам местного самоуправления АГиП РС(Я) были проведены публичные слушания по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав п. Чокурдах были опубликованы в газете «Путь развития» в 8 номере выпуска от 31 января 2020 года.

Следует также отметить, что в указанной газете, начиная с ноября 2019 года, неоднократно освещалась тема предстоящего слияния администрации района и администрации поселка и связанные с этим изменения, в том числе в структуре органов местного самоуправления, поскольку это было первое в Республике Саха (Якутия), историческое, как указано в публикации, нововведение. В связи с этим поселковым Советом депутатов принимались решения от 27 декабря 2019 года, 31 января 2020 года о внесении изменений в Устав. Указанные решения представлялись в Управление Минюста РФ по РС(Я) для регистрации, затем были отозваны.

Из справки и.о. главы поселка Чокурдах А. от 28 февраля 2020 года следует, что нормативный правовой документ о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Поселок Чокурдах», принятый решением Чокурдахского поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чокурдах» № 388 от 21 февраля 2020 года официально обнародован после государственной регистрации 28 февраля 2020 года путем размещения на специальном стенде официальной информации, установленном в здании поселковой администрации МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) РС(Я) по адресу: п. Чокурдах, ул. 50 лет СССР, д. 3.

В материалах дела имеется справка ГБУ РС(Я) «Республиканский центр инфокоммуникационных технологий», из которой следует, что решение Чокурдахского поселкового Совета депутатов МО «Поселок Чокурдах» № 388 от 21 февраля 2020 года было размещено на сайте Администрации МО «Поселок Чокурдах» 28.02.2020.

Пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В данном случае судом установлено, что населению поселка Чокурдах была обеспечена возможность ознакомления с проектом нормативного акта, так и самим нормативным актом о внесении изменений и дополнений в Устав после его регистрации в государственном органе. Также установлено, что до населения поселка местным средством массовой информации. доводилась информация о предстоящих изменениях в порядке организации, формирования и деятельности органов местного самоуправления

При указанных обстоятельствах доводы истца, что ему не было известно о предстоящих изменениях в структуре органов местного самоуправления, что он не был ознакомлен с проектом изменений в Устав, и был лишен возможности принять участие в обсуждении проекта оспариваемого решения, поскольку проект оспариваемого решения не обнародовался, публичные слушания не проводились, суд считает недостоверными. При этом следует также учесть, что Стручков С.В. работал в поселковой администрации, то есть знал о предстоящих изменениях в структуре органов местного самоуправления и, не только имел реальную возможность принимать участие в обсуждениях этих изменений, но и фактически принимал участие в публичных слушаниях 24 декабря 2019 года и 28 января 2020 года.

В связи с вышеуказанным суд приходит к выводу, что при принятии решения о внесении изменений в Устав МО «Поселок Чокурдах» права Стручкова С.В., как жителя поселка Чокурдах, на участие в обсуждении проекта решения о внесении изменений в Устав, не были нарушены. Не нарушает его права и не создает препятствий к осуществлению избирательных прав и то обстоятельство, что глава МО «Поселок Чокурдах» не будет избираться напрямую жителями поселка. Возможность передачи полномочий поселковой администрации районной, и возможность выбора главы поселка из состава депутатов предусмотрена федеральным законом. Несогласие Стручкова С.В. с таким правовым регулированием указанных правоотношений не свидетельствует о нарушении его избирательных прав.

Довод истца, что решение о внесении изменений и дополнений в Устав подписано исполняющей обязанности главы поселка А., что влечет незаконность этого решения, не может служить основанием для признания оспариваемого решения недействующим, противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, по следующим основаниям. Пунктом 1 части 8.1. статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что изменения и дополнения в устав муниципального образования вносятся муниципальным правовым актом, который может оформляться решением представительного органа (схода граждан) муниципального образования, подписанным его председателем и главой муниципального образования либо единолично главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа (схода граждан) муниципального образования.

В данном случае оспариваемое решение подписано и.о. главы муниципального образования и председателем представительного органа.

05.11.2019 депутаты Чокурдахского поселкового совета 4-го созыва на внеочередной сессии приняли решение о досрочном прекращении полномочий главы поселка Чокурдах Аллаиховского улуса. Обязанности главы поселка Чокурдах возложены на заместителя главы поселковой администрации А., что соответствует части 11 статьи 29 Устава поселка Чокурдах, действовавшей на момент подписания оспариваемого решения, устанавливающей, что в случае отсутствия главы поселка или невозможности исполнения им должностных обязанностей, а также временно в случае досрочного прекращения обязанностей, его полномочия осуществляет заместитель главы администрации. А., на момент принятия оспариваемого решения находилась в очередном отпуске. Однако на 21 февраля 2020 года она была отозвана из отпуска, о чем имеется приказ. С отпуска А. отзывалась неоднократно в связи с тем, что администрацией и представительным органом поселка велась работа по слиянию двух администраций и в связи с этим принимались изменения в Устав. Следует также отметить, что пребывание должностного лица в отпуске не прекращает полномочий этого лица, в связи с чем довод истца о том, что документ подписан неуполномоченным лицом является необоснованным.

Доводы истца о том, что исполнение бюджетных полномочий поселковой администрации не может быть возложено на районную администрацию муниципального района «Аллаиховский улус (район)» РС(Я), так как это препятствует реализации таких первостепенных полномочий, как установление и корректировка системы местных налогов и сборов, что противоречит самой сущности местного самоуправления, основаны на неправильном толковании соответствующих норм федерального законодательства.

Частью 4 статьи 52 Федерального закона от 06 10 2003 № 131 –ФЗ установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если администрация муниципального района осуществляет полномочия администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченый по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1. 20 оспариваемого решения установлено внесение изменений в статью 33 Устава, предусмотрено, что все полномочия поселковой администрации, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), настоящим уставом иными муниципальными правовыми актами, в соответствии с уставом муниципального района «Аллаиховский улус (район) Республики Саха (Якутия)» исполняет районная администрация муниципального района «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 06 10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, соответствующие бюджетные полномочия согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ осуществляет районная администрация муниципального района «Аллаиховский улус (район), что не противоречат нормам федерального законодательства.

Частью 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Со ссылкой на приведенную норму федерального законодательства истец указывает, что поселковый Совет депутатов МО «Поселок Чокурдах» четвертого созыва принял решение о самороспуске, то есть, по мнению истца, срок его полномочий не истёк, и, как следствие, изменения в Устав, касающиеся структуры органов местного самоуправления, не могут вступить в силу.

Данный довод нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.

Одним из оснований прекращения полномочий представительного органа муниципального образования является принятие им решения о самороспуске.

(подп. 1 п. 16 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ)

Таким образом, при самороспуске полномочия представительного органа прекращаются досрочно.

Пунктом 1.30 оспариваемого решения статья 45 Устава дополнена частью 5 следующего содержания: «Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов также используется портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (регистрация в качестве сетевого издания: Эл № ... от 05.03.2018).

Оспаривая решение в этой части истец исходит из того, что данной нормой предусмотрен единственный, безальтернативный источник официального опубликования нормативных актов, принимаемых представительным органом местного самоуправления. Такое понимание оспариваемой нормы является ошибочным, поскольку использование слова «также» свидетельствует о том, что сетевое издание определяется не как единственный способ обнародования муниципальных правовых актов. Размещение муниципальных правовых актов на портале Министерства юстиции Российской Федерации является одним из способов официального опубликования (обнародования) муниципальных актов.

Пунктом 1.4 и пунктом 1.10 оспариваемого решения предусмотрено, что глава поселения избирается из числа депутатов и исполняет полномочия председателя поселкового Совета депутатов на постоянной основе.

По мнению истца, указанные положения вступают в противоречие с пунктами 9 и 13 части 1 статьи 31 Устава МО «Поселок Чокурдах», которыми установлено, что полномочия главы поселка прекращаются в случае его отзыва избирателями и увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Суд не может согласиться с данным доводом истца, поскольку избрание главы поселения из числа депутатов не означает, что его полномочия не могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 9 и 13 части 1 статьи 31 Устава МО «Поселок Чокурдах».

Тем более, что указанные пункты Устава воспроизводят положения пунктов 9 и 14 части 6 статьи 36 Федерального закона от 06 10 2003 131-ФЗ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и каких-либо прав административного истца не нарушает.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом с соблюдением процедуры его принятия и официального опубликования, прав административного истца не нарушает, оснований для его признания недействующим у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Стручкова С.В. к поселковому Совету депутатов МО «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании недействующим решение поселкового Совета депутатов муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2020 года № 388 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Поселок Чокурдах», отказать.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья З.С. Дьяконова

Решение в окончательной форме принято 09 февраля 2021 года.